Собеседники:
Валентин Катасонов (доктор экономических наук, профессор, преподаватель МГИМО)
Артём Войтенков (Познавательное ТВ, poznavatelnoe.tv)
Валентин Катасонов: Сорок лет назад начался, так называемый, энергетический кризис. Старшее поколение прекрасно это помнит. Обычно это ассоциируется с тем, что началась очередная арабо-израильская война. И в результате этой арабо-израильской войны, страны ОПЕК, нефтеэкспортёры, они перекрыли экспорт Соединённым Штатам, Нидерландам, капстранам, которые поддерживали Израиль. Такая вот интрига.
Но на самом деле экономисты обращают внимание на что?
Что цены на чёрное золото за несколько месяцев выросли в четыре раза. Это действительно беспрецедентно, потому что рынок чёрного золота к этому моменту уже имел вековую историю, и цена на чёрное золото в постоянных денежных единицах не изменялась (почти не изменялась за это столетие), а тут неожиданно в четыре раза.
Но это тоже определённая ширма. Арабо-израильская война – это определённая ширма, за которой делались гораздо более серьёзные дела. А именно – выстраивалась нефтедолларовая система.
Для того, чтобы объяснить, что такое нефтедолларовая система, надо напомнить, что за два года до этого, в 1971 году, начался демонтаж золотодолларовой системы. Той системы, которая была заложена в 1944 году на международной конференции в Бреттон-Вудсе. И там страны договорились о том, что в мире будет доллар международной денежной единицей наравне с золотом. Золото – тоже международные деньги. И соответственно, чтобы не было никаких преференций в части золота или в части доллара, Соединённые Штаты обещали, что будет свободный размен долларов на золото. А у Соединённых Штатов в это время был сконцентрирован громадный запас золота. Они были главными бенефициарами второй мировой войны, поэтому, не менее пятидесяти процентов официальных золотых резервов скопилось к этому времени в сейфах, в подвалах, министерства финансов Соединённых Штатов.
Соединённые Штаты сказали, что мы будем гарантами Бреттон-Вудской системы: мы будем обеспечивать обмен золота на те доллары, которые будут предъявлять официальные власти. То есть, не какие-то там фирмы, банки, а именно официальные власти:
- Это министерства финансов других стран,
- Это центральные банки, официальные денежные власти.
Эта система просуществовала до начала семидесятых годов. Затем начался процесс выстраивания новой системы. Её иногда называют бумажно-долларовой системой, а это не совсем точно. Это не просто денежные знаки, которые оторваны от каких-то реальных активов. Доллар был привязан к чёрному золоту.
В 1973 году Генри Киссинджер (он считается инициатором арабо-израильской войны) он продолжал свою миссию. Он поехал в Саудовскую Аравию, уламывал саудовских шейхов, чтобы они продавали чёрное золото только на американские доллары. Была достигнута договорённость – сделка.
- С одной стороны, Саудовская Аравия требует от своих покупателей доллары, и только доллары.
- В обмен они получают оружие от Соединённых Штатов и военно-политическое и дипломатическое покровительство. Особенно в части отношений Саудовской Аравии с Израилем. Поскольку всё-таки понятно, эти вроде как такие экстремалы в мире ислама, а те, понятно, формально являются и политическими, и духовными противниками ислама.
Саудовским шейхам показалась эта сделка вполне выгодной. Они на неё пошли. А в течение двух лет Соединённые Штаты и Генри Киссинджер сумели уговорить и все арабские страны. И даже не только арабские страны, но и некоторые страны, которые не являются арабскими странами, но входят в организацию производителей-экспортёров нефти: страны ОПЕК. Вот так начал складываться нефтедолларовый стандарт.
Артём Войтенков: То есть они обеспечили спрос на доллар, через спрос на нефть.
Валентин Катасонов: Да, совершенно верно. В 1971 году был снят золотой тормоз с печатного станка.
- Появились предпосылки для того, чтобы можно было эмитировать ничем не обеспеченные доллары. Это необходимое, но не достаточное условие.
- Другое условие – должен быть спрос на эту продукцию.
Это был только первый шаг, потому что дальше начался бурный рост, так называемых финансовых рынков. А финансовые рынки стали поглощать даже гораздо большие массы продукции печатного станка ФРС, чем товарные рынки. И, между прочим, на финансовых рынках основной валютой тоже был американский доллар. Вот таким хитрым образом они и создали бешеный спрос на продукцию печатного станка ФРС.
Поэтому некоторые начинают как-то очень сложно объяснять, почему в 70-е, 80-е, 90-е годы стали так динамично развиваться финансовые рынки.
Действительно, финансовые рынки поглощают большую часть денежной массы. Девяносто пять процентов всей денежной массы обращается на финансовых рынках. То есть уже на следующих этапах этот нефтедолларовый стандарт дал некий толчок, а дальше уже логика была понятна. Там уже не только Генри Киссинджер, там уже другие политические эмиссары помогали создавать этот искусственный спрос на зелёную бумагу.
Вот, я так немножко утрированно, но зато это хорошо понимается аудиторией, объясняю историю создания, так называемого, нефтедолларового стандарта.