Что касается конкретного месторасположения «Искандеров», то пресс-служба Министерства обороны России подтвердила лишь факт, что комплексы «Искандер» находятся на вооружении Западного военного округа. При этом не было конкретной детализации района их базирования. Сейчас Запад утверждает - в частности, западногерманская пресса - что якобы «Искандеры» сегодня размещены в Калининградской области. Так это или нет - неизвестно, но совершенно четко можно сказать: даже если они и были бы размещены в Калининградской области, это не является нарушением.
Хотел бы сослаться на слова министра обороны Сергея Шойгу, который сказал, что до 2018-го года все ракетные бригады в составе сухопутных войск России будут переоснащены новыми «Искандерами». Поэтому в плановом порядке промышленность поставляет эти комплексы Министерству обороны, и уже Генштаб определяет конкретный район дислокации и те воинские части, куда будут поступать на вооружение «Искандеры».
- Если говорить о США, то прямую угрозу представлять им «Искандеры» не могут. Правильно?
- Разумеется, потому что «Искандер» не является нашей межконтинентальной баллистической ракетой, во-первых. Во-вторых, размещение «Искандера» в Калининградской области, если это и произойдет, в любом случае преследует целью укрепление российской обороны. Разумеется, для соседних стран, особенно тех, которые планируют разместить у себя элементы европейской системы ПРО - в частности, речь идет о Польше - это не очень приятное известие. Но в данном случае я могу сказать, что наше военно-политическое руководство неоднократно заявляло о том, что Россия предпримет ответные шаги, связанные с появлением элементов системы ЕвроПРО у наших границ. Поскольку развертывание противоракетной обороны США - напомню, ЕвроПРО является элементом этой глобальной системы ПРО Америки - будет угрожать нашим стратегическим ядерным силам. И в этом плане Россия имеет законные основания для ответных мер реагирования.
После того, как были достигнуты конкретные решения по урегулированию иранской ядерной проблемы, министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал заявление о том, что отпадает практическая надобность развертывания ЕвроПРО, учитывая, что Иран больше не будет представлять даже гипотетическую угрозу для Европы. Однако, к сожалению, когда наши военные руководители поставили этот вопрос в ходе рабочих консультаций с Пентагоном, американские представители заявили, что курс на развертывание ЕвроПРО будет продолжен.
В этих условиях мы внимательно следим за динамикой создания потенциалов у наших западных границ, которые будут угрожать нашим ядерным силам. И ответные меры реагирования последуют. Какие это могут быть меры? В первую очередь, размещение, как уже говорилось, «Искандеров» в Калининградской области, чтобы в условиях начала реальных военных действий, когда станет ясно, что агрессия неизбежна, Россия сохранит за собой право на превентивный удар по позициям ЕвроПРО в Польше.
Кроме того, часть российского военного потенциала - в частности, бомбардировщики средней дальности ТУ-22М3, а также другие элементы высокоточных российских вооружений - могут быть переориентированы на поражение командных и информационных элементов ЕвроПРО. Поэтому мы не будем пассивно наблюдать, как у наших границ создается опасный для нас потенциал. В любом случае, все те меры, которые предпринимает и планирует предпринять Россия, подчеркну, носят ответный характер. Это - вынужденные меры. А ответственность за какие-либо последствия лежат на инициаторах создания противоракетного щита у наших государственных границ.
- В связи с этим есть хоть какая-то надежда, что натовские ПРО в Восточной Европе размещены не будут? Или процесс уже не остановить?
- Важно понимать, что не в НАТО принимают решение о развертывании ЕвроПРО. Эти решения принимают в Вашингтоне. Потому что ЕвроПРО - это элемент глобальной американской противоракетной обороны, которая сегодня создается не только в Европе, но и в Азиатско-тихоокеанском регионе. А мы слышали о планах США развернуть противоракетные возможности в Арктике. В частности, на базе боевых кораблей, которые могут начать базироваться в северных морях. И тем самым представлять, опять же, опасность для наших стратегических ядерных сил.
Потому политическое решение о развертывании ПРО, в том числе европейского сегмента, принято. Пересматривать американцы это решение пока не собираются. И одновременно не желают дать нам юридические гарантии о ненаправленности этой системы против России. В этих условиях, к сожалению, ответственность за те военные меры, которые будет предпринимать Россия, в конечном итоге лежат на Вашингтоне.
Тем не менее, пока дверь переговоров не закрыта. Россия предлагает раз за разом и руководству НАТО, и руководству США сесть за стол переговоров для того, чтобы достичь консенсуса и выработать практические меры, а не те голословные бумажные, совершенно ни к чему не обязывающие предложения, которые пытаются нам делать американцы. Наша позиция совершенно четко определена. Нам нужен юридический документ относительно ненаправленности ЕвроПРО против нас. Если такого документа наши западные партнеры не предоставят, у России развязаны руки для любых ответных военно-технических мер.