В Белоруссии в Гомельской епархии подверглась опале икона Божьей Матери

0
1921
Время на чтение 7 минут
От редакции: Недавно решением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен новый глава Белорусского Экзархата митрополит Павел (Пономарев). Среди множества проблем, которые придется решать Владыке, наверняка, окажутся и факты проявления национализма, модернизма (самочинный перевод богослужения на белорусский язык) и филокатолицизма, о которых, на примере Гомельской епархии, пишет автор предлагаемой статьи. Текст редакция РНЛ получила по электронной почте.

Новость, о которой мне поведала прихожанка Свято-Никольского храма города Гомеля, не укладывается в голове. Скажу более, подытожив всё услышанное от неё, изначально даже засомневалась в правдивости сказанного ей, но после того, как обстоятельно пообщалась с другими прихожанами Никольского храма по интересующему меня вопросу – признаюсь честно, пришла в ужас.

О том, что сегодня у православной Церкви хватает явных и тайных недругов – общеизвестный факт. Люди разной культуры, убеждений и религиозных конфессий могут иметь различное отношение к православию. Это их личное дело, но вместе с тем, терпимое отношение к традициям и духовному наследию людей иной веры – и было и будет основополагающим и фундаментальным принципом для всякого здорового общества.

Одним из первостепенных базисов в традициях православного вероучения является почитание икон. После крушения безбожного советского строя, православная Церковь в нашей стране, наконец, стала возрождаться, приобретая статус духовной опоры общества. Далёкие прежде от православия люди, стали всё чаще посещать храмы, интересоваться церковным укладом, традициями, приобщаться к почитанию христианских святынь. Иконы Господа, Божьей Матери, Сил Небесных и угодников Божьих – это те святыни, которые неразрывно связаны не только с Евангельскими событиями, но и с многовековой историей христианства. Многие иконы можно без преувеличения назвать иконописной летописью нашей православной Церкви и нашего Русского Отечества.

То, что сегодня всё ещё могут найтись невежественные люди, готовые выступить в роли иконоборцев и ополчиться на православную святыню выглядит печально, но вот чтобы в роли главного гонителя выступил… правящий в епархии архиерей – кажется чем-то невероятным. И, тем не менее, это так!

Уже на протяжении продолжительно времени среди прихожан Никольской церкви (МП) города Гомеля происходит неутихающее брожение. И вот почему. Главная святыня этого храма попала в опалу со стороны местного архиерея – епископа Гомельского и Жлобинского Стефана (Нещерета).

Чудотворный список Козельщанской иконы Божьей Матери вдруг стал не мил преосвященному Стефану. Своим волевым решением гомельский владыка категорически запретил чтение и пение акафиста перед этим чудотворным образом. Наряду с запрещённым акафистом под его епитимьёй оказался и текст молитвы Божьей Матери Козельщанской.

Ответить на вопрос: «Чем вызвано подобное табу?», – в двух словах вряд ли предоставляется возможным. Не исключено, что это связано с историей самой иконы, которая прославилась на земле Полтавщины. Как всем хорошо известно из курса истории – три столетия назад там произошла знаменитая Полтавская битва. Карл XII со своим союзником Мазепой в этом сражении были наголову разбиты войсками русского Царя Петра I. Именно на земле Полтавщины ознаменовалась одна из самых блестящих страниц в истории борьбы русского народа против иноземных захватчиков. В.Г.Белинский об этом написал так: «Полтавская битва была не простое сражение... Нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства...».

Ныне в современной Белоруссии и Украине совсем другую трактовку и «переосмысление» получают события тех давних лет. Так изменник и предатель Мазепа, который в случае победы шведов над русским Царем должен был сдать Украину полякам, взамен получив княжество, созданное из Витебского и Полоцкого воеводств в Белоруссии – преподносится «незалежными» историками в качестве «национального героя».

В содержании молитв и акафиста чтимого пред Козельщанской иконой Божией Матери присутствуют места ставшие крайне непопулярными в современной Украине и в Белоруссии: «Проповедует мир весь величие Твое, Богомати, славит же Тя наипаче страна Российская… Веселися земле Полтавская, и все Отечество наше православное… Образу Твоему, шествующу по Русскому морю ко Отечеству нашему и вси воини христолюбивии… С радостию велиею взят святую икону родную и во град Москву… Приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во иных весех и градех земли Российския явленных и являемых…».

Зачем, по мнению некоторых представителей БПЦ, белорусским верующим воспевать какую-то страну Российскую, Полтаву и Москву, когда у белорусов теперь есть своя страна, иконы и святые. И если в БПЦ такие веяния лишь набирают обороты, то гомельское духовенство принуждают, как говорится – «бежать впереди паровоза». Так, например, в этом же Никольском храме, где под запрет попал акафист иконе Божией Матери Козельщанской, в прошлом году на Божественной литургии уже имело место чтение Евангелия на белорусском языке.

Прихожанам пояснили, что это сделано в знак памяти и уважения к белорусским святым. В связи с этим возникает закономерный вопрос: «А собственно кто из белорусских святых говорил на белорусской «мове»? Назовите хоть одного!»

Одно дело, когда официальная пропаганда, насаждая «палiтыку беларускага нацыянальна-культурнага адраджэння» окровенено врёт и искажает историческую правду, но совсем другое дело, когда недостоверную информацию генерируют церковнослужители.

Подули ветры в кабинетах церковного руководства в сторону братания с католиками (которых ещё недавно называли еретиками) и епископ Стефан тут же оказался в первых рядах самых активных парламентёров. На проходившей в католическом аббатстве Бозе (Италия) XX-ой международной экуменической конференции епископ Гомельский и Жлобинский Стефан представлял Белорусский Экзархат и возглавил официальную делегацию. По возвращении домой, «просвещённый» в аббатстве Бозе гомельский епископ провел на подворье гомельского Свято-Никольского монастыря экуменическую акцию, собрав там местных протестантов и католиков – для «евроокормления» (пока ещё православной) монастырской братии. Мероприятие прошло под аккомпанемент распевающего со сцены мирские песни монаха Свято-Никольского монастыря и специально приглашённой для увеселения участников этой акции хард-рок команды. Недоумевающим прихожанам, узнавшим в каких «праздниках» по благословению владыки Стефана принимают участие их батюшки, оставалось лишь смиренно развести руками со словами: «Господи помилуй».

Ради объективности следует заметить, что единодушия среди простых верующих в оценке подобных событий не наблюдается. Так, когда в канун католического Рождества 2013/2014 года Свято-Никольский монастырь г. Гомеля «разукрасили» броской сверкающей иллюминацией – одни прихожане с умилением говорили «Какая красота!», а другие, поспешая в храм на вечернюю службу недоумевали: «Почему монашеская обитель переливается огнями как игорное казино?»

Интересно, а как сами насельники монастыря относятся к наметившейся тенденции обмирщения? Скорее всего, положительно, тем более, что по словам прихожан, владыка Стефан организовал стажировку для некоторых из монахов в католических монастырях Западной Европы. Если сегодня православные монахи БПЦ уже стали стажироваться в католических орденах Европы, то интересно – домой они возвращаются православными или латинянами?

«Мы рассматриваем экуменизм только в одном его значении – как движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. С католическим митрополитом Минско-Могилевским Тадеушем Кондрусевичем мы многие вопросы и проблемы решали вместе», – прокомментировал своё стремление к духовной евроинтеграции гомельский архипастырь.

И если контакты гомельских монахов с римо-католиками владыка Стефан (Нещерет) до поры придерживает в тени, то белое духовенство епархии уже давно вполне официально протоптало тропинку на Запад.

В мае прошлого года протоиерей Олег Кострома, руководитель информационного отдела Гомельской епархии и настоятель Спасо-Преображенского храма, принял участие в празднике католической общины г.Ориджио «Parrocchia S.Maria Immacolata». Визит состоялся опять же благодаря попечительству преосвященнейшего Стефана. По возвращении из Ориджио, просветленный в Европе отец Олег Кострома организовал бесплатную Wi-Fi раздачу интернет-трафика прямо из Спасо-Преображенского храма Гомеля.

Среди верующих идут разговоры, что епископ Стефан благословил совершать в церкви сокращенное таинство соборования с одним-единственным помазанием (вместо семи), что в гомельском мужском монастыре практикуют сокращение некоторых ектений на литургии, что в беседах с духовенством владыка нелестно высказывался в отношении МП, которая по его мнению имеет к БПЦ неумеренные притязания. Эти разговоры вполне заслуживают внимания… и более того – компетентной проверки сверху.

Несмотря на то, что епископ Стефан, в миру Анатолий Владимирович Нещерет – родился на Черниговщине, путёвку в жизнь, спустя годы, получил на Гомельщине. И главным благодетелем будущего архиерея стал гомельский архиепископ Аристарх (ныне покойный).

В изданной к двадцатилетию Гомельской епархии книге «Исправи сердце своё», умудренный архипастырь Аристарх (Станкевич), обращаясь через книжные строки к своему подопечному, поучал: «Более всего помни о епископской ответственности за вверенную тебе паству. Совершай служение своё без поспешности, избегай надуманных слов и дел, направляй свои помышления не к осуждению, но к оправданию и спасению всякого человека приходящего к тебе. Сам же будь для всех примером».

Спустя год, после опубликования этих строк, владыка Аристарх отошёл ко Господу, а на его место был назначен решением Священного Синода, епископ Стефан, пастырское служение которого (к великому сожалению гомельских верующих) – не стало преемственным по отношению к почившему духовному наставнику.

Череда скандалов, сопровождавшая деятельность преосвященного Стефана на его бывшей кафедре в Турове и Мозыре, к сожалению, получила продолжение и в Гомеле…

Чудотворный список Козельщанской иконы Божьей Матери
Чудотворный список Козельщанской иконы Божьей Матери


Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан
Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан


Протоиерей Олег Кострома на встрече с католиками
Протоиерей Олег Кострома на встрече с католиками
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Ладога
26.12.2024 21:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 21:03
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12