Новость, о которой мне поведала прихожанка Свято-Никольского храма города Гомеля, не укладывается в голове. Скажу более, подытожив всё услышанное от неё, изначально даже засомневалась в правдивости сказанного ей, но после того, как обстоятельно пообщалась с другими прихожанами Никольского храма по интересующему меня вопросу – признаюсь честно, пришла в ужас.
О том, что сегодня у православной Церкви хватает явных и тайных недругов – общеизвестный факт. Люди разной культуры, убеждений и религиозных конфессий могут иметь различное отношение к православию. Это их личное дело, но вместе с тем, терпимое отношение к традициям и духовному наследию людей иной веры – и было и будет основополагающим и фундаментальным принципом для всякого здорового общества.
Одним из первостепенных базисов в традициях православного вероучения является почитание икон. После крушения безбожного советского строя, православная Церковь в нашей стране, наконец, стала возрождаться, приобретая статус духовной опоры общества. Далёкие прежде от православия люди, стали всё чаще посещать храмы, интересоваться церковным укладом, традициями, приобщаться к почитанию христианских святынь. Иконы Господа, Божьей Матери, Сил Небесных и угодников Божьих – это те святыни, которые неразрывно связаны не только с Евангельскими событиями, но и с многовековой историей христианства. Многие иконы можно без преувеличения назвать иконописной летописью нашей православной Церкви и нашего Русского Отечества.
То, что сегодня всё ещё могут найтись невежественные люди, готовые выступить в роли иконоборцев и ополчиться на православную святыню выглядит печально, но вот чтобы в роли главного гонителя выступил… правящий в епархии архиерей – кажется чем-то невероятным. И, тем не менее, это так!
Уже на протяжении продолжительно времени среди прихожан Никольской церкви (МП) города Гомеля происходит неутихающее брожение. И вот почему. Главная святыня этого храма попала в опалу со стороны местного архиерея – епископа Гомельского и Жлобинского Стефана (Нещерета).
Чудотворный список Козельщанской иконы Божьей Матери вдруг стал не мил преосвященному Стефану. Своим волевым решением гомельский владыка категорически запретил чтение и пение акафиста перед этим чудотворным образом. Наряду с запрещённым акафистом под его епитимьёй оказался и текст молитвы Божьей Матери Козельщанской.
Ответить на вопрос: «Чем вызвано подобное табу?», – в двух словах вряд ли предоставляется возможным. Не исключено, что это связано с историей самой иконы, которая прославилась на земле Полтавщины. Как всем хорошо известно из курса истории – три столетия назад там произошла знаменитая Полтавская битва. Карл XII со своим союзником Мазепой в этом сражении были наголову разбиты войсками русского Царя Петра I. Именно на земле Полтавщины ознаменовалась одна из самых блестящих страниц в истории борьбы русского народа против иноземных захватчиков. В.Г.Белинский об этом написал так: «Полтавская битва была не простое сражение... Нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства...».
Ныне в современной Белоруссии и Украине совсем другую трактовку и «переосмысление» получают события тех давних лет. Так изменник и предатель Мазепа, который в случае победы шведов над русским Царем должен был сдать Украину полякам, взамен получив княжество, созданное из Витебского и Полоцкого воеводств в Белоруссии – преподносится «незалежными» историками в качестве «национального героя».
В содержании молитв и акафиста чтимого пред Козельщанской иконой Божией Матери присутствуют места ставшие крайне непопулярными в современной Украине и в Белоруссии: «Проповедует мир весь величие Твое, Богомати, славит же Тя наипаче страна Российская… Веселися земле Полтавская, и все Отечество наше православное… Образу Твоему, шествующу по Русскому морю ко Отечеству нашему и вси воини христолюбивии… С радостию велиею взят святую икону родную и во град Москву… Приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во иных весех и градех земли Российския явленных и являемых…».
Зачем, по мнению некоторых представителей БПЦ, белорусским верующим воспевать какую-то страну Российскую, Полтаву и Москву, когда у белорусов теперь есть своя страна, иконы и святые. И если в БПЦ такие веяния лишь набирают обороты, то гомельское духовенство принуждают, как говорится – «бежать впереди паровоза». Так, например, в этом же Никольском храме, где под запрет попал акафист иконе Божией Матери Козельщанской, в прошлом году на Божественной литургии уже имело место чтение Евангелия на белорусском языке.
Прихожанам пояснили, что это сделано в знак памяти и уважения к белорусским святым. В связи с этим возникает закономерный вопрос: «А собственно кто из белорусских святых говорил на белорусской «мове»? Назовите хоть одного!»
Одно дело, когда официальная пропаганда, насаждая «палiтыку беларускага нацыянальна-культурнага адраджэння» окровенено врёт и искажает историческую правду, но совсем другое дело, когда недостоверную информацию генерируют церковнослужители.
Подули ветры в кабинетах церковного руководства в сторону братания с католиками (которых ещё недавно называли еретиками) и епископ Стефан тут же оказался в первых рядах самых активных парламентёров. На проходившей в католическом аббатстве Бозе (Италия) XX-ой международной экуменической конференции епископ Гомельский и Жлобинский Стефан представлял Белорусский Экзархат и возглавил официальную делегацию. По возвращении домой, «просвещённый» в аббатстве Бозе гомельский епископ провел на подворье гомельского Свято-Никольского монастыря экуменическую акцию, собрав там местных протестантов и католиков – для «евроокормления» (пока ещё православной) монастырской братии. Мероприятие прошло под аккомпанемент распевающего со сцены мирские песни монаха Свято-Никольского монастыря и специально приглашённой для увеселения участников этой акции хард-рок команды. Недоумевающим прихожанам, узнавшим в каких «праздниках» по благословению владыки Стефана принимают участие их батюшки, оставалось лишь смиренно развести руками со словами: «Господи помилуй».
Ради объективности следует заметить, что единодушия среди простых верующих в оценке подобных событий не наблюдается. Так, когда в канун католического Рождества 2013/2014 года Свято-Никольский монастырь г. Гомеля «разукрасили» броской сверкающей иллюминацией – одни прихожане с умилением говорили «Какая красота!», а другие, поспешая в храм на вечернюю службу недоумевали: «Почему монашеская обитель переливается огнями как игорное казино?»
Интересно, а как сами насельники монастыря относятся к наметившейся тенденции обмирщения? Скорее всего, положительно, тем более, что по словам прихожан, владыка Стефан организовал стажировку для некоторых из монахов в католических монастырях Западной Европы. Если сегодня православные монахи БПЦ уже стали стажироваться в католических орденах Европы, то интересно – домой они возвращаются православными или латинянами?
«Мы рассматриваем экуменизм только в одном его значении – как движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. С католическим митрополитом Минско-Могилевским Тадеушем Кондрусевичем мы многие вопросы и проблемы решали вместе», – прокомментировал своё стремление к духовной евроинтеграции гомельский архипастырь.
И если контакты гомельских монахов с римо-католиками владыка Стефан (Нещерет) до поры придерживает в тени, то белое духовенство епархии уже давно вполне официально протоптало тропинку на Запад.
В мае прошлого года протоиерей Олег Кострома, руководитель информационного отдела Гомельской епархии и настоятель Спасо-Преображенского храма, принял участие в празднике католической общины г.Ориджио «Parrocchia S.Maria Immacolata». Визит состоялся опять же благодаря попечительству преосвященнейшего Стефана. По возвращении из Ориджио, просветленный в Европе отец Олег Кострома организовал бесплатную Wi-Fi раздачу интернет-трафика прямо из Спасо-Преображенского храма Гомеля.
Среди верующих идут разговоры, что епископ Стефан благословил совершать в церкви сокращенное таинство соборования с одним-единственным помазанием (вместо семи), что в гомельском мужском монастыре практикуют сокращение некоторых ектений на литургии, что в беседах с духовенством владыка нелестно высказывался в отношении МП, которая по его мнению имеет к БПЦ неумеренные притязания. Эти разговоры вполне заслуживают внимания… и более того – компетентной проверки сверху.
Несмотря на то, что епископ Стефан, в миру Анатолий Владимирович Нещерет – родился на Черниговщине, путёвку в жизнь, спустя годы, получил на Гомельщине. И главным благодетелем будущего архиерея стал гомельский архиепископ Аристарх (ныне покойный).
В изданной к двадцатилетию Гомельской епархии книге «Исправи сердце своё», умудренный архипастырь Аристарх (Станкевич), обращаясь через книжные строки к своему подопечному, поучал: «Более всего помни о епископской ответственности за вверенную тебе паству. Совершай служение своё без поспешности, избегай надуманных слов и дел, направляй свои помышления не к осуждению, но к оправданию и спасению всякого человека приходящего к тебе. Сам же будь для всех примером».
Спустя год, после опубликования этих строк, владыка Аристарх отошёл ко Господу, а на его место был назначен решением Священного Синода, епископ Стефан, пастырское служение которого (к великому сожалению гомельских верующих) – не стало преемственным по отношению к почившему духовному наставнику.
Череда скандалов, сопровождавшая деятельность преосвященного Стефана на его бывшей кафедре в Турове и Мозыре, к сожалению, получила продолжение и в Гомеле…
Чудотворный список Козельщанской иконы Божьей Матери |
Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан |
Протоиерей Олег Кострома на встрече с католиками |