Русские идут! Об участии Свято-Пафнутьева Боровского монастыря в Великорецком крестном ходе

0
385
Время на чтение 7 минут

В одной популярной песне 90-х годов пелось: французы сидят (едят, пьют), немцы сидят (едят-пьют), японцы сидят (едят-пьют), а русские – русские идут. Мы – единственная на земле нация, проживающая на 1/6 части суши и страдающая от тесноты своего угла. С тех пор, как через Христа русские нашли себе новую родину в небесном Иерусалиме, нашему человеку стало тесно среди окружающих его бескрайних полей и горизонтов. Как верно заметил герой одной сказки: по рождению мы тутошние, а вообще, мы тамошние.

И вот когда идея о том, что мы тамошние укоренилась в русском сознании, мы больше не смогли сидеть на месте и пошли. Взяли в руки святыни и символы своей Небесной Родины и пошли по своей земле, чтобы и ее тоже привести на небо. Пошли с хоругвями и иконами, мощами святых – небесных жителей и боговдохновенными песнопениями. Всем народом пошли: и цари, и священники, и женщины и дети, и старики с калеками. Это было так естественно и просто, что стало традицией нашего народа. Прабабушка моего друга ходила пешком в Иерусалим, однокурсница из университета недавно вернулась из монастыря на Ганиной Яме, а молодежная дружина Свято-Пафнутьевого Боровского монастыря отправилась с иконой святителя Николая Мир Ликийского в знаменитый Великорецкий крестный ход.

Начало древней традиции Великорецкого крестного хода связано с обретением чудотворного образа святителя Николая на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ святителя Николая, свет же скрылся».

Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. По соборному решению духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания» и дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. Чудотворный образ был принесен в Хлынов и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества.

Летопись рассказывает: «и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». Это путешествие нашло отражение в знаменитом лицевом летописном своде, составленном в XVI столетии.

Из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря первым участником Великорецкого крестного хода был иеромонах Лазарь (Антипенко). Еще лет семь назад отец Лазарь благословился у духовника монастыря, схиархимандрита Власия, взвалил на плечи рюкзак, и ушел. Вернулся через неделю счастливый: Слава Богу за то, что сподобил со святителем Николаем по земле вятской обойти! Оно и понятно. С другом близким куда пойдешь – уже хорошо. А со святым Николаем и подавно! В этот раз с ним собрались идти и ребята и девушки из монастырской молодежной дружины. А как не пойдешь, когда такая благодать?

Крестный ход начался от Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря. Народу - тьма. Со всей России народ съехался. Да, что из России – из ближнего и дальнего зарубежья тоже люди приехали. Отслужили молебен святителю Николаю, помолились и пошли. Идут, акафисты святителю Николаю поют, Богу молятся. Колонна на дороге растянулась на несколько километров. Солнце на крестах сверкает – глазам больно. Иконы, кресты, хоругви. Радостные все.

Хотя идти без малого 180 километров, многие шли с детьми. Очень много детей. И больших, и маленьких и малышей. Малыши в рюкзачках и колясочках. Ребята – сами, но поближе к взрослым, чтобы в толпе не потеряться. А те, что постарше, еще и родителям помогают. Дедушки, бабушки с палочками тоже идут. Все стараются им помогать, позаботиться. Здесь не как в городе в очереди за колбасой, где все лезут вперед и норовят ноги отдавить. Здесь же все с уважением, со вниманием и улыбкой. Бабушка давайте я вам помогу! Дедушка, а вам сумку не понести? Потому что православия без любви не бывает.

Наши, что по незнанию не надели простые кожаные кроссовки с закрытым верхом, выйдя за город, сразу же поняли о своей ошибке. В жаркий солнечный день пыль от тысяч ног поднялась до неба и закрыла солнце. Дышать приходилось через смоченные марлевые повязки, глаза закрывать очками. А вот ноги….

Хотя поначалу продуваемые насквозь кроссовки в сеточку и кажутся удобными, но уже через десять километров они забиваются пылью, а ноги начинают саднить и кровоточить. Первый привал – самый долгожданный. Те, что поумнее, много не пьют и не едят – дорога только начинается. Менее искушенные, конечно, не выдерживают. Потом в пути под палящим солнцем приходит запоздалое прозрение, идти становится совсем тяжело, и спасает только молитва. Пожалуй, нигде, как на крестном ходе люди не начинают так остро чувствовать ее благодатную силу.

Казалось бы, идут себе люди и идут. Но если человек идет просто так, туристом, то дорога становится просто невыносимой. Пыль, жара под тридцать и сплошные неудобства. Но стоит человеку начать молиться и все меняется: дорога становится не такой ухабистой, путь не таким длинным, нагруженный под завязку рюкзак перестает давить на плечи, а время вообще отмеряется акафистами. Один переход – три акафиста. Помолились, попели, и вот он – привал!

В деревне Бобино наших паломников ждала крыша над головой – старожил этого хода отец Лазарь постарался: позвонил и договорился о ночлеге со всеми, с кем только можно. Хозяйка к приходу гостей натопила баню, сварила ужин и застелила чистые постели. Когда все привели себя в порядок, отужинали и перевязали стертые ноги, спать осталось часа три. Девушки на постель, юноши – на пол на кухню валетом. Вся деревня – один сплошной лагерь. Отовсюду слышаться песни, смех. Сразу понятно – здесь у людей все хорошо.

В полтретьего утра стали выходить. Нужно было пройти до Загорского и дальше к селу монастырскому. Дорога быстро превратилась в просёлочный большак. Пропетляла по косогорам и оврагам, свернула в лесную чащу, провела через болота и топи, превратилась в тропу, а затем снова вывела в широкое поле. Наши девушки все это время выходили в интернет и писали на сайт монастыря онлайн-репортажи с фотографиями. И те, кто идти с ними не мог, могли видеть все, что происходило во время хода в режиме реального времени. Кому интересно, может зайти на сайт монастыря. www.pafnuty-abbey.ru

Самым тяжелым оказался третий день пути. Болячки к этому времени превратились в кровоточащие раны, а усталость стала невыносимой. Это здоровым было реально тяжело. А ведь шли не только здоровые, но и больные, и инвалиды-колясочники тоже шли. И никто не заскорбел, не пожалел, что пошел. Для тех, кто идти не мог, или кому становилось плохо, дежурили машины скорой помощи и сотрудники МЧС. За время проведения этих ходов организаторы научились предусматривать все неожиданности. Если возникала такая необходимость, вызывали вертолет – и помощь приходила с неба.

Да и Господь не оставлял. В этот самый трудный день прошли почти пятьдесят километров. А потом на берегу реки Великой отец Лазарь вместе с другими священниками исповедовал почти до утра. Утром была архиерейская служба, за которой причащались тысячи людей. Почти все причащались. Посреди поля стоял Святой престол, и вся земля вокруг стала домом Божиим. И хотя впереди еще были десятки километров, получается, что дошли. Потому что главное во всем этом мероприятии – это встреча со Христом. А куда пойдешь, когда всюду Господь? Только на Небо.

Молитва, которая у каждого конечно своя, о чем-то своем, сокровенном: за детей, за дом, за родных, за любовь, за немощных и больных, за одиноких и забытых, за Русь, за мир, за весь народ наш стала дыханием Духа, и полетела к небесам, к самому престолу Божию.

За нашу улыбчивую Дашу, у которой был день рождения. За нашего доброго Валеру, красивый смартфон которого в начале пути сломался, и как ни в чем не бывало, включился только в конце. За начальника монастырского гаража Павла, который чтобы пойти с крестным ходом, взял отпуск. Он мог как все – на море, но он пошел Великорецким. И хотя стер ноги насмерть, простыл и хромал, радовался как ребенок.

Когда на горизонте появился Киров, навстречу как по команде выползла огромная черная туча, и стеной пошел дождь. Старожилы говорят, что так происходит каждый год. Дождь смыл усталость и тяжесть, скрыл весь мир вокруг, оставив людей один на один с Небом. Какая-то девочка выбежала вперед и не в силах больше сдерживаться, и смеясь, запрыгала по самым глубоким лужам. Глядя на нее засмеялся отец. Я больше не буду запрещать тебе прыгать по лужам! Разве можно запрещать радоваться? И глядя на них сверху загрохотал шумный проказник-гром.

Денис Ахалашвили, ответственный редактор Свято-Пафнутьева Боровского монастыря

Фото Елены Николаевой

Великорецкий крестный ходВеликорецкий крестный ходВеликорецкий крестный ходВеликорецкий крестный ходВеликорецкий крестный ходВеликорецкий крестный ход
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Ахалашвили
Он ушёл на Казанскую…
На день рождения схиархимандрита Власия (Перегонцева)
09.02.2022
«Мы 19 раз в Москву ездили, чтобы Церкви Покровский собор вернули»
Беседа с протоиереем Игорем Балабановым. Часть 1
16.11.2020
Не забывай, ты счастливый!
Записки православного журналиста
23.08.2019
Все статьи Денис Ахалашвили
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 18:26
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
13.04.2024 18:17
Заказ на разврат выполняется успешно
Новый комментарий от АБС
13.04.2024 16:32
«Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко»
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 16:05
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 15:21
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 13:39