Русская Церковь в домонгольский период

0
374
Время на чтение 5 минут

В  прошлом году исполнилась моя давняя мечта: на берегу Днепра я совершил чин освящения воды по старому обряду - так оно совершалось на Руси изначально. Это очень символично, так как 2013 год был юбилейным – 1025-летие Крещения Руси.

Когда сравниваешь то, как распространилось христианство по лицу Русской Земли с тем, как это было в других странах, отмечаешь очень существенные отличия. Латинские миссионеры зачастую обращали языческие народы в христианство, имея в одной руке Библию, а в другой меч. У нас же этот  процесс проходил довольно мирно. Успешному восприятию христианства способствовало то, что Богослужение совершалось на понятном в целом церковнославянском языке. Конечно же, благоприятствовало покровительство княжеской власти: выступления против Церкви расценивались как выступления против светской власти. Примеры обращения в христианство князей положительно воздействовали на подданных. Сказывалось и то, что христианство уже было знакомо через войны, династические браки, торговлю. Большое впечатление на наших предков-язычников производили чудеса. Например, чудесное прозрение князя Владимира после принятия им крещения. Безусловно, значительное время на Руси сохранялось двоеверие (с этим был не согласен наш современник Г. Шиманов). Люди называли себя христианами и в то же время боялись домовых, леших, русалок и т.д. Различного рода приметы, заговоры, поверья опутывали всю жизнь. Нередко формальное, поверхностное принятие христианства сочеталось с сохранением в быту множества языческих пережитков. Нужно отметить, что язычество на Руси не было оформлено в виде законченной системы, к тому же у нас не было жречества.

Попытки римского католичества утвердиться на Руси замечены еще до князя Владимира. При княгине Ольге на Русь приезжал латинский епископ Адальберт, направленный германским императором. Греческие епископы предупреждали князя Владимира не входить в сношения с латинянами. Владимир им говорил: «Наши отцы не принимали вашей веры, и мы не примем». Второй митрополит на Руси Леонтий написал сочинение об опресноках, в котором он обличал практику использования их на Западе.  В 70-е годы XI века изгнанный киевлянами князь Изяслав обращался за помощью к римскому папе. Знаменитый папа Григорий VII, направил к Изяславу своих послов с посланием. Изяслав, однако, сам вернул себе княжеский престол, после чего связи прервались. Направляли свои послания на Русь папы Климент III, Иннокентий III, Гонорий III, но все было безрезультатно. Из 27 митрополитов только двое были из числа русских (Иларион и Климент Смолятич). Изначально Русская Церковь была в юрисдикции Константинопольского Патриархата. О церковной самостоятельности думать было рано. Более того, в то междоусобное  время  было полезно иметь митрополита, зависимого от Константинопольского Патриарха. Иначе каждый удельный князь выдвигал бы угодного для себя кандидата, что несло бы опасность разделения Русской митрополии на несколько частей. Примеров этого в греческой церковной истории было немало. Киевская митрополия хотя и была 62-ой в списке у Патриархов Царьграда, но она была у них на особом счету, что, в частности, выражалось в том, что возглавлявший ее митрополит имел особую печать. В основном зависимость выражалась в том, что Патриархи участвовали (и то не всегда) в избрании и посвящении кандидатов на Русскую митрополию. После этого митрополит управлял самостоятельно и лишь по чрезвычайно важным вопросам обращался к Патриарху и участвовал в Церковных Соборах в Константинополе. Этому способствовала географическая отдаленность и независимость Русского государства от Византии. Патриарх имел право суда над митрополитом, а русские епископы могли обращаться в Константинополь с апелляциями. Епархий было учреждено 15 – изначально их было мало на Руси. Епископы имели право судить подведомственное духовенство и по гражданским и уголовным делам. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Монастырь играл заметную роль в развитии литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор, которого называют отцом Русской истории, составил "Повесть временных лет"- основной источник наших знаний о Киевской Руси.

Храмов строилось очень много – наши предки отличались особым прилежанием к их посещению, что отмечали иностранцы.  Некоторые исследователи считают, что Русская Церковь вначале была зависима от Болгарской Церкви, но документы этого не подтверждают. Русская митрополия была необычайно обширна, превосходила 5 Патриархатов, исторически сложившихся на Востоке. Патриархи по-особому относились к нашей митрополии еще и потому, что она была очень богатой. Конечно, митрополиты-греки зачастую плохо знали русский язык и недостаточно ориентировались в ситуации.  Церковь благотворно влияла на государство. Митрополит был первым советником Великого князя, на совещаниях они сидели рядом, без митрополита Великий князь не предпринимал никаких крупных мероприятий.  Иерархи не претендовали на господство над государственной властью, государство само устремлялось под опеку Церкви. Уже князь Владимир советовался с епископами, например, по вопросу смертной казни. Что касается избрания епископов, мы видим, что к XII веку почти повсеместно народ и князья избирали себе епископов. Были случаи, когда епископов, направленных митрополитом, князья не принимали, так как с ними не было согласовано. Так, Ростовский князь Всеволод не принял епископа Николу. В Великом Новгороде в избрании епископов наряду с князем и духовенством участвовало еще и народное вече.  При разногласиях тянули жребий с края престола. Жребий брал слепец или младенец. Вече могло изгнать как неугодного князя, так и неугодного архиерея. Так, в 1228 году изгнали епископа Арсения. Причина: плохо молился, так как долгое время лил дождь. Епископы были первыми советниками у удельных князей. Они были миротворцами. Совершали посажения на княжеский престол.

Особо нужно сказать о духовном просвещении на Руси в этот период. Литература у нас появляется только после принятия христианства, культура тоже. До этого был мрак невежества и грубость нравов. Летописи отмечают, что Ярослав Мудрый был очень увлечен чтением книг – занимался этим  день и ночь. Он является основателем первой библиотеки на Руси (она располагалась при Софийском соборе).  Летописи отмечают: «Владимир распахал и умягчил наши сердца, просветив их святым крещением, а Ярослав Мудрый насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем плоды, принявши книжные учения». Ярослав Мудрый, как и Владимир открывал школы, он знал 8 языков. Вся литература была религиозного содержания. Книги были преимущественно переведенными с греческого языка или непосредственно привезены на Русь из Болгарии. Говоря о конкретных литературных памятниках нужно упомянуть, прежде всего, «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона. «Слово» представляет собой подлинный шедевр ораторского искусства, его отличает высокий богословский уровень. Произнесено оно было в Киеве перед Ярославом Мудрым и всем народом. Слова, молитвы и послания св. Кирилла Туровского, «Хождение по святым местам» игумена Даниила, жития свв. страстотерпцев Бориса и Глеба и прп. Феодосия – вот лишь немногие конкретные примеры литературного наследия этого времени. Храмы были не только местами для молитв, но и средоточием общественной жизни. Очень серьезно относились на Руси к готовящимся ко крещению. Оглашение для русских продолжалось 8 дней, а для инородцев 40.

Надо отметить, что в ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей междоусобицам князей.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Русская Церковь в домонгольский период

Нужно отметить, что язычество на Руси не было оформлено в виде законченной системы, к тому же у нас не было жречества. Возникает вопрос: А кто же были волхователи? А древние капища, куда стекались люди для молитвы деревянным богам? Прорицатели и предстказатели?
Анатольева / 08.02.2014, 15:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
С урологами на дружеской ноге
О нелёгкой операции и её последствиях
27.11.2024
«Мы были накануне победы»
На Царском вечере, посвящённом Первой Мировой войне
26.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.12.2024 16:21
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.12.2024 11:48
«Заморозка» конфликта на Украине гибельна для России
Новый комментарий от Мирянин
07.12.2024 10:51
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Владимир Николаев
07.12.2024 09:59