Опять блокада, –
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Юрий Воронов
Санкт-Петербург – моя слабость. Город-памятник, город-символ, город Имперского величия и воинской славы. Великолепные храмы и дворцы, красивейшие архитектурные ансамбли. Готова вместе с поэтом сказать: «Люблю тебя, Петра творенье!»
Во время Великой Отечественной войны город 872 дня находился в кольце блокады немецких войск. Страшно себе представить, что по приказу Гитлера его должны были полностью стереть с лица земли, а всех его жителей уничтожить.
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц в истории войны. Приведу сухие цифры – военные потери: 332 059 убитых, 111 142 пропавших без вести; гражданские потери: 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках, 632 253 погибли от голода. Здесь только статистика, но за каждой из этих цифр страдания и боль множества людей.
О блокаде написано много томов поэзии и прозы, сняты фильмы, изданы воспоминания очевидцев. Но до сих пор остается без должного внимания роль Русской Православной Церкви в судьбе осажденного города на Ниве.
В трудных обстоятельствах, в горе люди чаще обращаются к Церкви, начинают искать путь к Богу. Так случилось и на этот раз. С началом Великой войны начался возврат народа в храмы, от безбожия – к вере отцов.
И Церковь приняла обездоленных, гонимых войной чад своих и разделила с ними все тяготы и горечь первых поражений, весь путь на Запад, молитвенно охраняя наше воинство, а впоследствии – и радость Победы.
Но, это всё потом, в 1945-м. А зимой 1941-1942 года в осажденном Ленинграде митрополит Алексий (будущий Патриарх Алексий I (Cиманский) переживал со своей паствой голод, холод и постоянную опасность бомбардировки. Владыке предлагали покинуть город, но он отказался, предпочтя страдать со своими духовными чадами, нередко отдавая им последнее. Каждый день он служил Литургию, часто без диакона, сам читал записки и вынимал частицы просфор, поминая сотни имен.
Только в Князь-Владимирском соборе в ту зиму умерли восемь членов клира. В Никольском соборе, где жил во время блокады митрополит, из 34 певчих осталось… трое, во время богослужения умер регент, не пережил голодную зиму келейник владыки Алексия.
Балерина И.В.Дубровицкая писала о своем отце, священнослужителе Никольского собора протоиерее Владимире Дубровицком: "Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел в храм. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь, упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: "Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить". И шел в свой собор. За всю блокаду, обстрел ли, бомбежка ли, ни одной службы не пропустил". Голодная блокада не щадила ни духовенства, ни прихожан, но на танковую колонну имени Димитрия Донского приходы города собрали полтора миллиона рублей. Вот что стоит за жертвенным служением Церкви.
Верующие старались поддерживать друг друга в тяжелую годину испытаний, вот характерные строки воспоминаний: «Без какого-либо участия городских властей в подвале Спасо-Преображенского собора было оборудовано бомбоубежище на 500 человек для прихожан и жителей окрестных домов. Имелся кипяток, запас медикаментов, в случае необходимости в подвале можно было переночевать. Нуждающимся помогали деньгами, дровами, свечами, маслом для освещения и другими жизненно необходимыми вещами <…> выделяли фанеру, картон, чтобы заменить ими выбитые взрывной волной оконные стекла». Так возрождались принципы общинности жизни христиан.
Незабываемой осталась в памяти ленинградцев первая блокадная Пасха – 5 апреля 1942 года. Закончилась самая страшная зима, к тому времени от голода и бомбежек умер каждый третий житель города, и хотя в ту пасхальную ночь фашисты обстреливали город особенно яростно и значительные повреждения были нанесены соборам – люди верили в победу. Ведь Христос победил смерть. Многие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба.
В 1943-м особенно часто обстреливался Никольский собор. Однажды в него попали сразу три снаряда, причем осколки врезались в стену покоев митрополита. Архиерей вошел в алтарь, показал причту осколок снаряда и, улыбаясь, сказал: «Видите, и близ меня пролетела смерть. Только, пожалуйста, не надо этот факт распространять. Вообще об обстрелах надо меньше говорить... Скоро все это кончится. Теперь недолго осталось».
Блокада была прорвана 18 января 1943 года в Навечерье Богоявления, а окончательно снята – 27 января 1944, когда Церковь празднует отдание Богоявления и память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Издревле на Руси замечали день окончания войны и считали, что победа дарована Господом молитвами того святого, чья память праздновалась в этот день. В благодарность небесным ходатаям строили храмы. Так, например, Храм Христа Спасителя в память об окончании Отечественной войны 1812 года освящен в честь Рождества Христова, когда закончилась война. Через 66 лет после окончания блокады, 27 января сего года в Санкт-Петербурге появился храм в честь святой равноапостольной Нины – покровительницы и молитвенницы блокадного Ленинграда.
Можно долго размышлять, почему устоял Ленинград, хотя положение на фронте было критическим, и власти говорили о неизбежности сдачи города.
Что сыграло решающую роль? Беспримерный героизм воинов-защитников, грамотная организация эвакуации и жизни города, позволившая избежать эпидемий, поразительная стойкость ленинградцев или какие-то внешние факторы, например, отказ командующего финскими войсками Г.Маннергейма бомбить город, где он родился и вырос? Молитвенный подвиг Серафима Вырицкого, всю войну просившего Господа о победе, или мольбы владыки Алексия и простых верующих отвратили беду? Но, читая историю блокады, понимаешь – это было чудо. В этом сходятся многие пережившие блокаду и защитники города. Чудом выжил каждый из них. Чудом выстоял город святого Петра. Чудом Своей милости Господь даровал нам Победу!
Анастасия Гермакова, русский православный центр «Святой Георгий», Винница