Евровидение-2014 в очередной раз продемонстрировало катастрофический голод на современную русскую песню

0
1226
Время на чтение 9 минут

Сестры Толмачевы выступили с композицией Shine, авторами слов которой являются европейцы Димитрос Контопулос, Джон Баллард, Ральф Чарли и Джерард Джеймс Борг, кстати, два последних - это граждане Великобритании. Постановку композиции осуществил одиозный Филипп Киркоров, он даже где-то как-то поучаствовал в написании музыки. Сестры заняли седьмое место. Но дело даже не в этом. У нас что - некому представить Россию на международной арене, кроме как англичанам? У нас что - Киркоров, который с экрана телевизора изрыгает гнусный мат, причем на женщину, после чего, спасаясь от уголовного преследования, бежит в Израиль, чтобы запастись там медсправкой о неврастении, - это и есть современное песенное лицо России?! Кстати, это «лицо», характеризуя своё участие в подготовке к конкурсу сестёр Толмачевых (несовершеннолетних), так заявило в интервью «Московскому комсомольцу»: «Это как экстремальный секс в самолете - адреналин зашкаливает»! Такая пошлось, безусловно, свидетельствует об уровне нравственности  не только «музыкального лица» России, но и тех чиновников от культуры, которые направили его на Евровидение-2014 от нашего с вами имени.

Кстати, такое же жгучее чувство стыда вызвала у меня и современная часть музыкального сопровождения Олимпиады 2014. На мой взгляд, она отчетливо выявила зияющие проблемы наиболее массового музыкально-поэтического жанра. Само открытие (а потом и закрытие) Олимпиады в музыкальном плане очень удачно базировалось на отечественной классике. Но когда возникла необходимость «показать» и современное музыкальное лицо России, кроме позора, мало что вышло. Как говорится, «писком» сезона стала песенка, написанная совсем по другому поводу и достаточно давно, «Нас не догонят!» в исполнении «Тату». (Кстати, в песенке  Shine, прозвучавшей на Евровидении-2014, эта глубокая мысль получила дальнейшее развитие -  сестры пели о том, что нас теперь «никто не сможет остановить»).

Но вернемся к «Нас не догонят!». Её смысл вовсе не олимпийский, да и вообще - мутноватый. По этому поводу известный политолог Юрий Болдырев сказал следующее: После всех казенных речей, сопровождавших принятие строгих законов о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, цитирую: «Президент Путин приветствует команду России под звуки «Нас не догонят»! Вперед, ребята!» (Первый канал ТВ). Надо ли пояснять, что такое группа «Тату», чем она прославилась? Один момент все же подчеркну: речь не о какой-либо ориентации самих девиц - это их личное дело. Прославились они именно пропагандой, причем не просто гомосексуализма, но именно среди, практически, детей. В Великобритании же их обвиняли в провоцировании педофилии, вследствие чего под давлением тамошнего общественного мнения концерты срывались.

Для справки: открытие Олимпиады никоим образом не сопровождалось предупреждениями «18+». Стоит ли задаваться риторическим вопросом о том, будут ли организаторы шоу (включая верховного, без соизволения которого в данном случае, очевидно, и мышь бы не проскочила) привлечены к ответственности по закону против соответствующей пропаганды среди несовершеннолетних? Иезуитская гнусность еще и в том, что привязав музыку гей-пропагандисток к выходу олимпийской сборной страны - организатора Олимпиады, наши «затейники» заставили под этот недвусмысленный гимн встать весь зал - все 40 тысяч человек…

Уж лучше бы взяли «за основу современности» песни «тоталитарной» Олимпиады-1980. Они были не только мелодичны, но и наполнены добрым, внятным смыслом. Но традиции той мощной песенной культуры, на которой родились олимпийские песни-1980, забыты и заброшены, поэтому нет и песни - 2014. И не только в олимпийском, но и в самом широком смысле. Послушайте телевидение, радио программы: там в песенном плане почти нет не только ничего русского, но даже и русскоязычного, в основном - афро-американизмы. Композиторы забыли русскую мелодику. Поэты-песенники забывают русский язык.

Конечно, это мнение не профессионала, а рядового потребителя песенной продукции, возможно, и слишком резкое. Но послушаем, что говорят наши известные певцы, с которыми мне в разное время довелось беседовать.

Народный артист России Александр Розенбаум: «К сожалению, в современной эстраде, или тусовке, как ее теперь называют, слишком многое покупается и продается. Сегодня к микрофону может пробиться человек с деньгами или богатым спонсором, но далеко не обязательно талантливый. Я понимаю, что всегда и везде бывали протеже, но не в таком ужасающе поточном состоянии, как сегодня. Страшно и другое: блатная песня стала, по сути дела, государственной, пущена на поток, отовсюду слышится. Перепутали провинциальную дискотеку с радио - и телеканалом. Поразительно, что музыканты, умеющие писать настоящую музыку, вынуждены для заработка "косить под блатных" или "мастырить" дискотечную дребедень. Получается замкнутый круг: чтобы заработать, подстраиваются под вкус обывателя, тем самым окончательно его портя. Если так пойдет дальше, серьезная музыка вскоре не будет востребована, ее перестанут понимать. А это - духовная смерть общества. Нередко я, честное слово, с некоторой ностальгией вспоминаю худсоветы доперестроечных времен. Я уже не могу постоянно слышать из репродукторов дикие вопли, называемые почему-то современной поп-музыкой, не желаю, чтобы мои дети слушали "Я на тебе, как на войне" и другую пошлость. Нет, я не ханжа и в целом не против даже самых экстравагантных направлений в искусстве, но всему свое время и место. Мы живем в государстве, где люди привыкли к определенным ценностям, и никто не вправе лезть со своим уставом в этот общественный храм. То есть мне нужен художественный совет, цензура, если хотите, не по идейным принципам, а по моральным, да и просто по принципам здравого смысла. Чтобы, к примеру, полуголые певуньи на телевидении были убраны в ночную программу для сильно озабоченных, да еще и закрыты от детей».

Заслуженный артист России Олег Погудин: «Нынешнее время не дружит ни с мелодией, ни со смыслом. Сегодня во всем, в том числе и в вокальной музыке, заметна тенденция упрощения. Примитивный текст, императивный ритм - вот главное в современной песне. Мелодия, проникновенные слова развивают индивидуальность, поэтому неприемлемы для тех, кто управляет рынком современной попсы. Так что борьба с нормальной песнейтеперь ведется с помощью рыночных методов, которые зачастую более эффективны, нежели идеологические запреты. К сожалению, немало современных людей удовлетворяются примитивом и в жизни, и в искусстве. Кто знает, какие должны произойти катаклизмы, чтобы вернуть нынешнее общество потребителей к пониманию того, что надо думать о чем-то более высоком, чем собственное брюхо и физиологические удовольствия. Именно вот такое состояние общества не дает возможностей для создания в искусстве чего-то более великого, чем было уже создано.

В принципе обязанность государства - поддерживать и популяризировать то, что составляет национальное достояние. Поэтому тем, кто руководит страной, нужно задуматься, к чему приводит попустительство по отношению к бездуховности и пошлости, коими заполнены сейчас СМИ. Конечно, каждый человек сам обязан трудится душой и делать свой выбор постоянно. Сейчас многие выбирают рок. Я не искусствовед, и мое мнение может быть далеко не бесспорным. Рок как жанр резко расходится с моими этическими и мировоззренческими позициями, хотя талантливую рок-музыку я отношу все-таки к сфере искусства. У меня нет презрения к этому музыкальному направлению, чего я не могу сказать о попсе. Но рок - это почти всегда разрушение, а мне нравится созидание. Иногда в роке звучит тема протеста - это более приемлемо. Попса же это просто бизнес, да еще, перефразируя Островского, довольно низкого сорта. И уже приходится опасаться не просто за искусство, а вообще за человечество. Потому что когда человека называют потребителем, то для души остается очень мало места. Рынок регламентирует все, даже такие высокие человеческие проявления, как любовь, зато для жертвенности, милосердия просто не остается места в этой идеологии, которая навязывается всем. Но человечество не может существовать только по принципу "хлеба и зрелищ". Оно или погибнет, или сбросит с себя грязь».

Солистка Москонцерта Светлана Твердова: «Песня - душа народа. Мы теряем душу русскую. Везде льётся, вернее, с грохотом падает, как водопад, афро-американская песня. А какое содержание якобы русских, точнее, русскоязычных песен! В лучшем случае - о примитивно понимаемой любви двух разнополых особей. В худшем - уже и однополых. Уровень текста : «Два кусочечка колбаски». О высокой гражданственности, любви к Родине нет и речи. На ТВ одни и те же песни, одни и те же люди, тема у которых, что называется, ниже пояса. У нас сегодня нет песен, которые могли бы поднять людей на самоотверженный труд, на защиту Отечества. СМИ, всевозможные продюсеры вдалбливают, что это не формат. При этом ссылаются на рынок, на то, что вынуждены потакать потребностям слушателей. Но для людей, у которых сохранилась еще душа, есть огромная потребность в настоящей лирической или патриотической песне. У каждого нормального человека есть желание жить дыханием своей страны. Это я вижу, когда езжу по России с концертами. Большинству простого люда от американизмов тошно, оно аплодирует и вызывает на бис русскую, нередко народную песню. Но её не пускают ни на радио, ни на ТВ. Это вызывает естественное подозрение в том, что такая политика -это идеологическая заданность. Ведь людьми, забывшими своё Отечество, потерявшими русскую традицию легче управлять. Вот, видимо, в чем корень такой политики».

Интересно, как оценивают современную песню представители нынешней молодежи. Школьница из Братска Катя Урыкина на городской научно-практической конференции сделала доклад о современной песне. Показательно, что эпиграфом к нему она взяла строку из произведения известного исполнителя Максима «Хорошо, что ты не слышал моих песен». Вот цитата из доклада: «Тексты для исследования были отобраны при помощи анкетирования. Опросы проводились дважды: в 2012 и 2013 гг. Анкетирование 2012 года (было опрошено 52 человека) показало, что популярны песни Димы Билана, Валерии, В. Дайнеко, С.Лазарева, Потапа и Насти Каменской, «Ранеток», «Фабрики», «Корни» и др. Незначительная часть опрошенных называли Ёлку, Нюшу, «Нервы», «Ногано», «Гамору», «Челси»и др. В 2013 году было опрошено 88 учащихся. Оказалось, что приоритетными стали песни в стиле реп. Исполнители: «Гамора», «АК47», «Ногано», «Гуф», «Баста», Серёжа Местный, «Нервы», BahhTee, ZoireMC, Loc Doc. Всего проанализировано 53 песни. Выявлено 203 лингвистических ошибки. Одним из самых распространённых речевых изъянов является нарушение лексической сочетаемости, что затрудняет понимание темы и цели высказывания, а порой и просто смысла текста. «Вот и вечер затих, забрав мечты теплом», «И где обещанный сюрприз? Он просто в воздухе повис», «… только мы больны судьбой» (Д.Билан); «Я расскажу тебе такую тайну», (Лера Массква), «Наши крылья растворились, улетят на небеса», «Прогулявшись среди слёз, так и не нашёл ответа», «Ванильный горизонт нельзя с ней не сравнить» (Ранетки). Поражает изобилие жаргонных слов и слов-паразитов: «Ты почему-то не пришла, я не пойму, что за дела» (Д. Билан), «И всё, что прячется внутри, увижу я на раз-два-три» (Билан), «Сегодня клёвый день, иду, пишу, как по лыжне», « Ну, вот, сам догоняешь, ты понял, я одна» (Ранетки); «Понимаешь, я родителям врала» (Фабрика)».

А дальше девочка уже обращается к создателям песен: «Сегодня жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает ответов на серьезные жизненные вопросы. Однако это обстоятельство не снимает с авторов песен ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений, а, напротив, подразумевает серьезную работу над текстами». Тревогу бьют и ученые. Например, кандидат филологических наук Ольга Сергеевна Кострюкова в своей диссертации о смыслах современной песни пишет: «В текстах современных песен отмечается тенденция к снижению эстетического уровня, преобладание экспрессивной разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов и сленга, использование средств речевой агрессии, злоупотребление иноязычной лексикой и др.».

Многие исследователи, певцы, музыканты причиной нравственного упадка песенного жанра называют отсутствие какой-либо цензуры со стороны общества. Лично я не могу с этим полностью согласиться. Цензура есть. Только определяют, что формат, а что не формат не профессионалы под эгидой государства или какого-либо общественного совета, а шоу-бизнесмены, у которых в глазах вместо зрачков - доллары (иногда они и вообще действуют по определенному зарубежному заказу). А государство до сих пор упорно стоит на ранне-перестроечных принципах: никакого вмешательства в культурные (или антикультурные) процессы, всё, мол, устроится само собой, рынок уладит! Неужели до сих пор не ясно, что рынок внедряет только рыночную «культуру». А государственные менеджеры, которые не используют такой мощный способ стимулирования поведения и настроения людей, как песня, вряд ли могут считаться эффективными, скорее - дефективными.

Но с другой стороны, - куда они должны звать, что стимулировать? Исторически у каждого поколения - своя задача. Песни первых пятилеток звали на стройки социализма. Фронтовые песни - на защиту Отечества. Потом были целина, БАМ... А что сейчас? Если по песням потомки будут судить о нынешнем поколении, то скорее всего они назовут его сексуально-озабоченным. Виновато оно? Наверное. Но и государство тоже. Тут хочешь - не хочешь, а придется сказать о политике. Трудно не вспомнить, что у нас нет ни общенациональной идеи, ни единой государственной цели, ни даже государственной идеологии (запрещена Конституцией). Ну, ладно, уйдем от политики. Наверное, это не тема данной публикации. Но есть ведь и общечеловеческие ценности, которые, по идее, должно утверждать уважающее себя государство: любовь к Родине, к природе, к семейному очагу, детям... Почему бы эти качества не формировать с помощью песни, как это всегда бывало?

Для этого государство, как минимум, не должно уходить от песенной, в частности, и музыкальной вообще проблематики. Нужны государственные заказы на песню, зовущую к нравственным высотам, к подвигу, к преодолению трудностей, которых впереди у нас, к сожалению, будет немало. Нельзя отдавать это важнейшее дело на откуп долларолюбивым рыночникам.

Сергей Турченко, главный редактор Российского героического календаря

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Евровидение-2014 в очередной раз продемонстрировало катастрофический голод на современную русскую песню

Да нечего вообще в этом гей-параде участвовать - позориться только. Не смотрел и не собираюсь. А с Европой и с "нашим шоу-бизнесом" и так всё понятно, увы.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Иванович Турченко
«Благодарность всем, с кем жил и дружил на нашей Земле»
Отошёл ко Господу автор РНЛ, капитан первого ранга в отставке, член правления РОО «Бородино 2045», главный редактор Российского героического календаря Сергей Иванович Турченко
07.12.2020
Сталинградская Победа
2 февраля 1943 года полным разгромом вражеской группировки закончилась Великая Сталинградская битва
04.02.2019
Трамп врёт, как сивый мерин
Недопризнанный американский президент, выступая на днях во Флориде, назвал США нацией, которая победила в двух мировых войнах и поставила коммунизм на колени
11.12.2017
Молодёжи — о Героях
Сергей Турченко о плакате, посвященном памяти героев подвига самопожертвования
17.06.2017
Все статьи Сергей Иванович Турченко
Последние комментарии
Собаки нерезаные, или Кто платит за качество
Новый комментарий от Александр Волков
16.02.2025 07:32
«Вси уклонишася, вкупе непотребни быша»
Новый комментарий от Александр Волков
16.02.2025 06:18
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.02.2025 05:23
Ложь и правда романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.02.2025 02:00
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Новый комментарий от Константин В.
15.02.2025 22:08
Необходимы превентивные меры
Новый комментарий от Русский Иван
15.02.2025 21:25