Когда мы говорим о значении веры в жизни православного христианина, то следует знать, есть разные виды веры: разумная вера, которая знает Писания и убеждена в правоте; сердечная вера, которая доверяет и действует; спасающая вера, которая уводит человека от погибели; мертвая вера, которая «без дел мертва есть» (Иак. 2:20).
Апостол Павел формулирует понятие веры как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вера включает в себя три основных понятия: первое - знание того, что сказал Бог. Вот почему так важно читать Писание и труды Свв.Отцов. Даже достаточно знать главную истину Слова Божьего, которая является стержнем всего Писания, чтобы не бросаться в атаку на атеизм (потому как лучше одна зажжённая свеча, чем проклятье тьме): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Рассказывают, как умирал один известный преподаватель диалектического материализма. У одра умирающего собрались самые верные и любимые его ученики и как могли подбадривали его словами: «Держитесь же, учитель! Держитесь! Мы верим в Вас». На что последний открыл глаза, виновато посмотрел на них и тихо ответил: «Рад бы...да не за что».
Часто люди говорят, что не могут читать Библию, потому что ничего в ней не понимают. Но это лишь наши отговорки. Я не знаю строения своей пищеварительной системы, поскольку не врач; не знаю количество в потребляемой пище витаминов, углеводов, белка, аминокислот и т.д. Но я кушаю, чтобы жить. Другой человек может хорошо во всем этом разбираться, но если он не будет питаться, то умрет со своими знаниями.
Библия также удовлетворяет наш духовный голод, даже если мы что-то в ней не понимаем. Бог и не требует от нас, чтобы мы все понимали - Он только просит, чтобы Ему доверяли. Как доверяют дети своим родителям, хотя не знают, зачем их сейчас ведут к доктору.
Во-вторых, в веру входят чувства. Страх, любовь, желания - все это чувства. Сказано: «Начало мудрости - страх Господень» (Пс. 110:10).Вот почему детская вера наиболее крепка и является опорой на всю последующую жизнь человека. В детстве она не определяется какими-то рациональными умозаключениями, а основана исключительно на сердечном чувстве Бога, на любви к Нему, Его осязаемом присутствии в жизни ребенка, и так укореняется верно и надежно на всю дальнейшую жизнь, формируя личность и характер.
И, наконец, в веру входит воля. Воля - это наши личные усилия и понуждение себя к поступку. Без воли ничего нельзя достигнуть. Вера останется безжизненной абстрактной величиной, если она не соединится с поступком, действием, даже страданием за искомый идеал.
Таким образом, вера проявляется тремя способами: она проявляется в учении (на объект чего наша вера направлена); она проявляется преклонении - в общении с Богом и Церковью; она проявляется в морали (том образе жизни, которым мы живем).
Часто путают понятия веры и суеверия. На самом деле вера ничего общего не имеет с суеверием, потому что всегда начинается с конкретного религиозного опыта. Что-то случается с человеком, что внедряет в него непоколебимое убеждение в том, что невидимый мир не только существует, но Бог жив и действенен в промысле Своем.
Вера в дальнейшем не совпадает с самим опытом. Святой Макарий Великий в одной из своих проповедей раскрыл это так: он рассказал, как человек, переживший глубокий религиозный опыт, ушел в этот опыт совершенно. И пока этот опыт имеет место, он не может ни его проследить, ни за собой следить. Он и этот опыт сливаются в единое русло.
Разум также не может порождать веру. Разум сопутствует вере, но не порождает ее. Вера есть согласие без испытаний, в том смысле, что принятие верою не обусловлено исследованием вопроса. Это дается от Бога. Фома Аквинский писал: «Свобода воли несоразмерна акту веры, ибо содержание веры выше рассудка... Поэтому если человеку предстоит уверовать, то это не может происходить от него самого, пока Бог этого не даст». Отсюда, вера - это дар.
Обратите внимание, что слово «вера» означает с одной стороны доверие, а с другой - верность. Вспомним Авраама: «... пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).
Куда? Зачем поведет? Здесь уже устоявшийся быт, привычное окружение... да, и возраст - о другом уже следует думать. Но Авраам лишь знает, что с ним говорит Бог. Не колеблясь, встает и идет. Идет и находит землю Обетованную.
Теперь единственного сына, которого Сам же и дал ему - Исаака - требует принести в жертву. Как бы мы тут возмутились! Как, отнять самое дорогое, которого по молитве от Тебя получили с Саррой, и вдруг на жертвенник!? Ах как Авраам мог возмутиться. И это по-человечески очень даже понятно и разумно. Но это не было актом доверия Богу. Так Авраам оставил свою душу совершенно открытой и для боли, и для чуда. Пусть Господь же Сам все устроит.
В этом и заключается подвиг веры. Мы в сегодняшнем Послании об этом читали: «... Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде и других пророках. Которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:32-34). Как видим, с Божьей помощью верующие обретали безусловную победу над врагом и обстоятельствами. «Все возможно верующему» (Мр. 9:23). «Не бойся, только веруй» (Лк. 8:50).
Но и верующие прославляли своим свидетельством Его правду, когда Господь промыслительно попускал верным Своим сосудам великую честь умереть за Него. «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:36-38).
Вот, дорогие братья и сестры, в Новом Завете ученики просят у Христа сесть по правую и левую сторону Его. Они уже грезят себя в лучах Его славы, но совершенно пропустили страшное благовестие о Его страстях и смерти. Люди не любят вообще думать о смерти. Им куда приятнее быть на балах, встречах, свадьбах, гульбищах. Но Слово нам говорит, что «сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Экк. 7:4). Вот и ученики в тот момент думают не о Нем, а о себе. И Господь подводит их к самому сердцу беседы - готовы ли они остаться с Ним, когда ночь и ужас окутают Его? Пройдут ли с Ним крестный путь - пока Он не станет победителем?
В народе часто говорят: «У победы много отцов, а поражение - всегда сирота». Ученики своим утверждением свидетельствуют, что они - его друзья. Вот наша готовность не уйти, чтобы там не случилось, как бы не сложились обстоятельства - делает человека другом. Не приятелем, не знакомым, а другом.«Друг бедой познается», - также говорит народ.«Если сразу не разберешь: плох он, или хорош...», - то надо его испытать.
Мы часто принимаем православную веру «по наследству», особенно не задумываясь: дескать, крещен в детстве - потому православный. Спросите, когда он последний раз причащался - оказывается, он вообще смутно представляет, что это такое. Ну, иногда свечку зайду поставлю, разве этого мало? Насколько такая вера «по наследству» может быть устойчива? Нет угроз, бури за неесегодня (разве что от украинских расколов, которым несть числа), проблем за нее, как лет тридцать назад. Она легка («бремя Мое легко есть») и, к сожалению, не вкоренена во многих глубиной своей.
Это похоже на богатство, которое своим горбом и потом зарабатывали для нас поколения предков наших. Они лопатили, надрывались, ценили и экономили каждую копейку, чтобы этот скарб передать потомкам. А нам это накопленное на сберкнижку досталось по наследству - сумеют ли молодые люди достойно оценить вложенный в это труд? Ой, вряд ли... Мы можем легко распылить и, как в народе говорят, профукать это богатство, ибо опытно даже не знали, как его зарабатывали для нас. В жизни, к сожалению, так часто происходит -не только быстро все «профукаем», но еще и в долги попадаем.
Так и вера, основанная на личном опыте, может устоять, а вера, которая заключается только в том, что мы получили «в свернутом виде», так сказать, по «наследству» - устоять не может. Поэтому ее необходимо в себе взращивать: постом, молитвой, милостыней. Надо опытно познать ее силу.
Вот мы читаем о встрече Спасителя с апостолом Петром после Воскресения. Помним, что Петр трижды от Него отрекся. Что бы, думаем мы, мог Христос спросить Петра? Да уж наверное: «Как ты мог? Да не стыдно ли тебе? Хочешь ли снова стать Моим учеником?» А Христос вместо этого лишь спросил: «Любишь ли ты Меня больше остальных?» («Кому много прощается, тот много любит» Лк.7:47). До трех раз так... И Петр уже со слезами: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин, 21:15). Христос не словам верит, а смотрит в глубину сердца.Петр выстрадал свое прощение. Он всегда помнил свое отречение под крик петуха...Можно только представить, как он страдал от этого...
Страдание есть основной вопрос человека, вопиющий к Богу; Христос есть ответ Бога на этот вопль. Вспомним программу Христа, как Он провозгласил ее в Назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне: ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Ис. 61:1-2).
Он принес Евангелие милосердия, мира и любви. Ведь Он Сам прошел весь тяжкий путь человека, притом неся на Себе наши скорби без вины. Он родился в яслях и умер на кресте. Когда настало время Его рождения, не было места для Его Матери в гостинице.Он испытал и долю «беженства» во время бегства в Египет. Потом он говорил о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где главу преклонить» (Мф. 8:20). Он плакал. В Гефсимании, находясь в борении, Он молился - «и был пот Его как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). «Душа Моя скорбит смертельно», - сказал Он в ту ночь Своим ученикам.
И, наконец, Он пережил на кресте муки, которых мы никогда не поймем, муки Богооставленности: «Боже мой. Боже мой. Для чего Ты Меня оставил?»
И потому - «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
И потому Он сказал и теперь говорит со властью эти слова, обращенные к страдающим всех времен - и к тем, кто страдает за грех, прежде всего: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11:28).
Что же дает Христос человеку, обремененному страданием за неправду?
Прежде всего Он дает «слепым прозрение», т.е. научает отличать страдание за ложь от страданий за правду. Он прощает вину и этим освобождает от величайшей кары за неправду, от муки совести, и этим самым вновь соединяет нас с источником жизни -Богом.
Наконец, Он извлекает причину страдания - стрелу греха из нашего сердца, освобождает от власти греха тех, кто томится в плену своих низменных вожделений. Воистину, Он влагает персты Свои в наши раны. Он до конца возлюбил человека, не только все человечество, но и каждого из нас, тебя и меня, дорогой брат и сестра.
Библия дышит личной любовью Бога к человеку: «Любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер. 31:3). «Я назвал тебя по имени:: ты - Мой» (Ис. 43:1).
Этими словами может быть выражена любовь Бога не только к Израилю, но и к каждой отдельной личности.
Все остальное может меняться. Только Христос остается неизменным. В бездонном океане человеческих страстей Он один стоит спокойно и твердо, готовый приветствовать всех, кто обратится к Нему и примет благословение безопасности и мира. Аминь.