Земное, хроническое, время в Православии течет строго вниз (регрессивно и инволюционно) - от потерянного Рая к царству антихриста (Второе пришествие Господа будет происходить уже в лучах Вечной Небесной Славы, т.е. за пределами земного времени), поэтому учения о прогрессе и эволюции глубоко чужды православному мировоззрению. К слову, такого же взгляда на время придерживаются все традиционные системы верований - от относительно близкого христианству ислама до индуизма, с его учением о четырех нисходящих «югах», зороастризма, с его циклологией Бундахиш-Гумизишн-Вичаришн, и античной мысли, с ее идеей истории как движения от Золотого века к Железному (пожалуй, только иудаизм дает основания верить в «светлое будущее» Мошиаха, что и позволило евреям сначала интегрироваться в Модерн, а потом и занять в нем лидирующие позиции).
Особо важно подчеркнуть, что Христос приходит в ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА, когда человечество уже достигает крайней степени падения (Спаситель нужен только тем, кто погибает). Вочеловечение Бога ни в коей мере не является свидетельством того, что человечество духовно развилось и стало готово принять Его, а строго наоборот - оно настолько деградировало, что без прямого Божественного вмешательства его историческое бытие оказалось под вопросом (свою деградацию человечество особо засвидетельствовало казнью Спасителя). Да, земное воплощение Бога-Слова на какое-то время дает человечеству «позитивный заряд», но не меняет общего вектора - можно сравнить благословенную эпоху Вселенских Соборов и Православной Империи с «бабьим летом», после которого все равно наступает, как и положено, холод осени (Просвещение, Модерн), а затем и зима (Постмодерн, царство антихриста). При этом важно понимать, что с приходом Спасителя человечество само по себе не стало лучше - просто людям открылась Благодать, им, однако, не принадлежащая, трансцендентная по отношению к ним.
Об ухудшающемся качестве времени говорит и важнейший для Православия принцип Священного Предания - христиане всегда ищут ответы на свои вопросы в древности, в прошлом черпая легитимацию и освящение настоящего. А если человечество постоянно развивается, то зачем обращаться к каким-то вчерашним и тем более позавчерашним авторитетам? Католики последовали именно этой логике - заменили подлинных святых «новыми» вроде бесноватого Франциска Ассизского и теперь пришли к папе Франциску, целующему ноги извращенцам и блядословствующему о том, что «Христос стал дьяволом». Протестанты вообще построили все мировоззрение на отказе от прошлого - результат еще более печальный. Но для нас самое важное и трагичное, что мы со времен реформ Никона идем по тому же пути - сегодняшний модернизм, царящий в РПЦ, есть прямое следствие тогдашнего попрания Предания. Наглядно-символически это выразилось в изменении Символа веры там, где речь заходит о времени, - имею в виду замену формулы «Его же Царствию несть конца» (эоническое, вечное, пакибытийное время) на «Его же царствию не будет конца» (хроническое, линейное, земное время).
Конечно, общую апостасию не остановить, как не остановить воцарение антихриста, но чтобы не стать соучастниками этого величайшего преступления, нам нужно обратить свое внутреннее время вспять, как Христос при Своем крещении обратил вспять воды Иордана. В отравленной реке со-временности все рыбы больны - мы не можем выбирать ни один из их маршрутов, поскольку не можем принимать самого течения - истинные православные должны стать бобрами, возводящими плотину, воинственным бобрами Христа.
163. Комментарий к другой заметке Станислава Енотова
162. Ответ на 158., Ксения Балакина:
161. Комментарии на сайте Одигитрия. by
160. Дополнение к 157., М.Е.:
159. Ответ на 129., Кирилл Д.:
158. Сравните.
157. Ответ на 152., Михаил Енотов:
156. Ответ на 148., Михаил Енотов:
155. Re: Теология бобров
154. Re: Теология бобров