В каждом регионе России свой «русский национализм». Общего «русского национализма» в России нет, как и общепринятого «русского патриотизма». Хуже того, «русские националисты» разных направлений не только не дружат, но и не имеют общих базовых ценностей. Ну не могут называться один и тем же понятием и фанаты «правого сектора», и «навальнисты», и «крымнашисты».
Крым, отношение к возвращению его в состав России, достаточно точно показал - сегодняшний «русский национализм» исчерпал себя, приказал долго жить, на его место должно прийти что-то другое. Если успеет.
18 марта - единственный день в году, когда можно что-то важное сказать и быть услышанным максимальным количеством людей, когда можно свои флаги развернуть и не схлопотать за это штраф или что похуже. Власти Татарии, например, это хорошо понимают, а по сему не пустили представителей русской общественности на казанский «крымский» митинг «Мы вместе», о чем писала РНЛ год назад.
Год назад казанцы все же пришли, и стояли у забора, ограждавшего площадку митинга, и выразили поддержку русскому Донбассу и неприятие фашистской идеологии. Пришли и в этом году, о чем свидетельствует видео Михаила Щеглова.
Но так называемые «русские националисты» из других регионов России крымские митинги игнорируют. Почему? Основных причины две «зашквар» и «Невозможно праздновать Крым, глядя на то, что сделали с Донбассом». На Донбассе, безусловно, творятся страшные дела. Но насколько оправдан здесь юношеский максимализм по типу «все или ничего»? «Крымчанам повезло, поздравляем их, очень за них рады. Но петь и плясать над неоплаканными и неотомщенными трупами тех, кому не так повезло - не готовы». Очень красочно, но не без передергивания, и, что важнее, без ответа на насущный вопрос: как поможет жителям Новороссии отказ от поддержки жителей Крыма? И насколько правильно маскировать свою неспособность к масштабным активным реальным действиям под трогательную заботу о жителях Новороссии?
Тем более что сами жители Новороссии 18 марта отмечали! В Первомайском сквере на центральной площади Донецка собралось порядка трех тысяч людей. На акции выступили глава Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко, председатель Народного совета Денис Пушилин, мэр столицы ДНР Игорь Мартынов. Захарченко напомнил, что Крым два года назад первым встал «на борьбу с фашизмом». За событиями наблюдали жители Донбасса и были рады, когда крымчанам удалось добиться цели, сказал глава ДНР.
Ответ «русских националистов» ошеломляет. «Их заставили!» - объясняют «русские националисты» одобрение донбассцами возвращение Крыма. Этих людей? Заставили? Как же нужно не уважать донбассцев, чтобы предположить такое.
Регион региону рознь, владею ситуацией по Башкирии.
Накануне уфимец Марк Сагадатов доходчиво объясняет, почему неравнодушным уфимцам, любящим Россию, нужно прийти на митинг:
- Надо идти. Всем. Хотя бы для того, чтобы показать, что мы - народ России ЗА восстановление своего Отечества. Это должны увидеть все. И Президент, и либеральное сообщество, и наши враги и наши друзья. Это важно. Это действует. Я помню, как в 2012 году мозг взорвался у либеральной общественности от миллионных очередей к Поясу Пресвятой Богородицы. Они поверить не могли, что в России так много людей, подавляющее большинство на самом деле, живущих в другой, отличной от их, реальности. Сейчас они говорят, что Крым России не нужен, и что россияне не поддерживают идею воссоединения. Они врут. Как обычно. Потому что когда они лгут, они говорят свое. А на нашей стороне ПРАВДА. Поэтому надо выйти. Всем, кто за Россию.
Из-за этого призыва, или из-за какого-то другого, но некоторые представители русской общественности на это митинг пришли. Юная девушка, литератор, представитель родительской общественности. Не все из них относят себя к русским националистам. Пришли НОД-овцы (в каждом регионе это движение имеет свои существенные особенности), и вместе с ними - житель Донбасса. Ему, жителю Донбасса, виднее - можно ли отмечать Крым, глядя на то, что сделали с его родным Донбассом.
А вот некоторые уфимские «русские националисты», то есть некая немногочисленная группа, претендующая на представление всех русских националистов, да и вообще русских в Башкирии, объяснила свое нежелание участвовать в этом мероприятии тем, что «если Русскую Весну начальство переименовало в «Крымскую», то, видимо, русским не место на этом празднике жизни». Эти люди всерьез полагают, что их отказ от публичного одобрения возвращения Крыма в Россию как-то поможет ситуации в Донбассе. В их интеллектуальоных головах не укладывается простой факт: максимальное одобрение воссоединения Крыма с Россией будет способствовать, а не препятствовать отложенному на неопределенное время воссоединению с Россией Донбасса, а так же Одессы, Харькова, о котором они якобы так рьяно пекутся.
Здесь нужно учитывать региональные реалии. Если бы уфимские «русские националисты» могли бы в данное время, здесь и сейчас, проводить некие массовые действия, полноценно поддерживать Новороссию и Крым, активно и эффективно выражать интересы русских Башкирии, то, разумеется, им совершенно было бы нечего делать на уфимском митинге «За Крым» согласно их высокоморальным устремлениям.
Но что мы видим на деле? Одинокий, несколько абстрактный плакат двухлетней давности «Русские Украины, мы с вами!», присутствовавший на пикете 9 марта 2014 года, шулерски выдается ими теперь за сегодняшнее одобрение возвращения Крыма. Впору задуматься, а есть ли оно, одобрение присоединение Крыма со стороны так называемых «русских националистов»?
О сегодняшнем размахе действий уфимских «русских националистов» можно судить по тому, как был отпразновано ими 4 ноября 2015 года. Вечером 3 ноября 3 человека поприсутствовали на мероприятии НОДа, двое из них охотно сфотографировались под портретом Путина (в этом ничего плохого нет). 8 ноября более 20-ти, но менее 30-ти человек собрались на окраине Уфы в безлюдном месте, подальше от прохожих, с имперками, но без лозунгов, потолкались, побубнили, разошлись. Это всё! Это самое массовое мероприятие уфимских «русских националистов» за последний год, если не считать возложение цветов 2 мая 2015 года в память о погибших в Одессе, проведенное в основном простыми уфимцами и все теми же НОД-овцами.
Что могли получить «русские националисты» Уфы, побывав на митинге 18 марта более или менее организованно?
Попробовать публично выступить. Тексты выступлений на митинге были самыми разными, коммунисты, например, задали вполе резонный и важный для Уфы вопрос «Почему до сих пор одна из главных улиц Уфы с 2007 года носит имя гражданина Турции Ахметзаки Валидова, желавшего поражения нашей стране в Великой Отечественной войне?».
Продемонстрировать что-то из своей атрибутики и лозунгов большому, действительно большому количеству людей, причем не только пожилых, но и людей молодых, так как значительную часть участников митинга представляли студенты? Заявить, - мы есть! Мы за Крым и Новороссию!
Переживания за Новороссию со стороны уфимских «русских националистов» прекрасны. Но в последнее время в чем конкретном выразились эти переживания? Сколько гуманитарных грузов было отправлено именно ими именно в последние полгода? Сколько средств собрано? Сколько акций проведено?
И ладно бы игнорирование митинга 18 мая было бы вызвано особой щепетильностью - ну не могут эти возвышенные, кристально чистые души иначе. Так ведь нет, как раз особой разборчивости у этих «русских националистов» и нет, так как щепетильность их никак не помешала им в 2012 году ходить с имперками в одном строю, в одной колонне с башкирскими национал-сепаратистами в виде Кук-буре и СБМ, поклонниками Навального, Левым фронтом и теми же коммунистами. Как так - за Крым высказаться им «совесть» не позволяет, а в одной колонне с портретом Навльного и «валидовским» флагом - позволяет?
В каждом регионе свои особенности - свои русские националисты, свои нодовцы, даже свои «яблочники». Один уфимец, близкий к яблочникам, тоже был на митинге «Мы вместе», поздоровались. «Вам-то что тут надо?», - не совсем вежливо поинтересовалась я. «Мне надо показать, что я, несмотрия ни на что, рад, что Крым в России», - ответил яблочник, добродушный, уже не юный татарин по имени Рафаэль. И как тут не вспомнить, что кроме всего прочего мы были с ним вместе при постановке наших региональных вопросов - по автсрийскому заводу «Кроношпан», по образовательным проблемам преподавания русского языка...
У меня очень трепетное отношение к «имперке». С моих дамских плеч ее 4 ноября 2014 года пытались полицейские снять - не далась. Но в последнее время с прискорбием для себя замечаю - наши насущные региональные проблемы, в том числе и проблемы русских, более активно поднимает кто угодно, но не машущие имперками «русские националисты». Есть над чем подумать, не находите?
Что делать? Да все то же самое - искать общие точки соприкосновения, пока они есть, и работать над общими темами. Быть может, максималисты когда-нибудь поймут, что «петь и плясать над трупами» и показывать одобрение возвращению Крыма - далеко не одно и то же. Быть может, и я чего-то пойму из того, что не понимаю сейчас. На всё Божья воля.
1. Re: Нужен ли Крым «русским националистам»?