Представители «РС» собрались в Москве 12 мая. Проходило наше заседание не где-то на задворках столицы, а в самом центре первопрестольной, на набережной Москвы-реки, в замечательном и знаменательном месте - в здании Союза писателей России!
К слову, название проспекта, на котором расположена штаб-квартира русских писателей (Комсомольский), не соотносится с духом и буквой нынешнего творческого союза, костяк которого составляют люди с христианским мировоззрением. Это прежде всего председатель Союза писателей Валерий Николаевич Ганичев. Это, конечно, член РС и заместитель председателя СП, замечательный человек - Владимир Николаевич Крупин, который ни капли не сомневается в необходимости поменять советскую топонимику на христианскую. Это Сергей Иванович Котькало, тоже заместитель председателя правления СП и также член РС (он рассказал потом нам о своей поездке на Донбасс). Это Станислав Юрьевич Куняев и многие другие русские писатели и поэты.
Когда с благоговением и трепетом в душе я вошел в это святилище русской литературы, мой взор тут же уперся в человека азиатской внешности, который сидел в фойе Дома писателей. Он работал тут в качестве охранника, вахтера, консьержа... Оказалось, что его зовут Миша, он не только караулил вход, но и торговал «Литературной газетой», «Днем литературы», журналами и книгами. Справа, на подоконнике, грудой лежали в пыли книги с указателем цены: по 50 рублей каждая. Я тут же приметил книгу, выпущенную «Институтом русской цивилизации». Под слоем пыли прочитал название: «О русском». Автором книги оказался не кто-нибудь, а сам председатель Союза писателей Валерий Николаевич Ганичев! Я не мог не купить за 50 рублей целый том статей маститого русского писателя и чиновника от литературы. Отдал Мише 50 рублей, вытер пыль и с чувством выполненного долга перед русской литературой положил книгу в свой портфель. Читать стану с удовольствием!
Собрание началось в 17 часов вечера в актовом зале. Надо сказать, что обитель писателей находится не в лучшем состоянии: фасад, интерьер - все давно требует ремонта. Словом, союз русских писателей, похоже, власти не нужен: денег на ремонт не дают - это понятно, лишь бы совсем не отобрали и не выгнали на улицу.
С приветственным словом к участникам обратился Сергей Иванович Котькало, заместитель В.Н.Ганичева и член РС, он пожелал всем нам плодотворной работы.
А.Д.Степанов, председатель МОО РС, в своем выступлении подвел итоги деятельности РС за минувший год. В докладе он сообщил об открытии в минувшем году Нижненовгородского отделения РС, о проекте Санкт- Петербургского клуба «Консервативная перспектива», целью которого станет популяризация консервативной мысли. Анатолий Дмитриевич поделился своими впечатлениями о поездке в Донецк, рассказал также о планах РС на будущее - есть перспектива открытия отделений в Вятке (Кирове) и в братской Сербии.
Затем выступил председатель Тверского регионального отделения, глава Калязинского района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин. Он рассказал о III Калязинских чтениях.
Нельзя не остановиться на этих только что прошедших чтениях. Последние проходили в марте этого года с темой: «О текущей общественной и политической ситуации в стране и задачах патриотических сил в России». Это было выездное, расширенное заседание «Русского Собрания». Жалею, что мне не удалось принять в нем участия.
Цитатой конференции явилось высказывание Президента В.В.Путина о патриотизме, который теперь является национальной идеей: «Другой идеи у нас быть не может, и другая идея нам не нужна».
Мое внимание привлекла фраза из выступления на Калязинских чтениях Константина Геннадьевича Ильина: «...возвращение общества к традициям, к православному мировоззрению, ... возвращение к Богу...». Замечательные слова. Но, Константин Геннадьевич, как их воплотить в жизнь? Задача огромная - воспитание народа в вере. Как это сделать? Взрослых людей уже не перевоспитаешь, эти поколения советские, такими и уйдут в прошлое. Надо работать с детьми и молодежью не старше студенческого возраста. Дело особенно в детях. Для их воспитания в вере, в православном духе нужна действенная общероссийская система духовного образования и воспитания. Где такая система, предполагающая масштабный охват, может быть воплощена? Только в школе - для детей и в вузе - для студентов.
Для этого Церковь должна вернуться в школу. Другого пути нет. Светское министерство образования с этой задачей справиться не в состоянии. Мы должны понять и признать, что воспитание народа (с детского возраста) - дело Церкви. В православном государстве Церковь может присутствовать в школе. И в вузах тоже. Православное государство непременно даст Церкви бюджет на образование, как это было в царской России. Тогда Церковь сойдется с народом. Будет выполнять общественно важное дело. И вся ее, Церкви, образовательная система будет при деле.
Но, Константин Геннадьевич, Вы прекрасно знаете, что государство наше имеет светский характер, живет по светской Конституции, в которой провозглашена равная удаленность государства от всех религий. Так как же, Константин Геннадьевич, возвратить народ к Богу? Как воспитать в молодежи православное мировоззрение? Ведь и правящая партия «Единая Россия» выступает за светский характер государственности. И не слышно, чтобы кто-нибудь из «единороссов» выступал за построение национального православного государства!
Думаю, что если бы мы, в РС, затронули вопрос возвращения Русской Православной Церкви в школу (а это значило бы отмену социал-демократического и большевистского декрета об отделении Церкви от государства), то, скорее всего, мы не нашли бы здесь согласия и понимания. Кто-то, возможно, был бы «за», другие - против. Мы все поддерживаем мысль, высказанную Константином Геннадьевичем, о воспитании русских детей и юношества в духе православной нравственности и возвращении народа к Богу (сегодня - это дети, завтра - народ). Но мы не видим пути решения этого вопроса, а потому порой от его решения мы просто отворачиваемся, ограничиваясь лозунгами.
Интересная мысль прозвучала в докладе Андрея Витальевича Сошенко, секретаря МОО РС: «Народ не примет чуждых ему ценностей и уже никогда не позволит обмануть себя либералам....».
Не примем мы чуждые ценности. Да, чуждые, попирающие христианскую мораль, не примем... Типа «равные права... всяким меньшинствам... с нетрадиционной ориентацией». Но западные ценности типа «хлеба и зрелищ» приняли легко, да и секс- индустрия действует и набирает обороты.
«Никогда уже впредь не позволим обмануть себя либералам»? В чем заключается обман либералов? Либералы вышли на политическую сцену в 90-е годы. Что же они натворили? Что имеется в виду? Как либералы обманули народ? Открыли границы. Это обман? Пустили в Россию мировой автопром. Это обман? Насытили потребительские рынки. Это обман? Объявили многопартийность. Это обман? Учредили двухпалатный парламент и должность Президента. Это обман?
Грандиозный обман народа совершен либералами (бывшими коммунистами) - при проведении приватизации государственной собственности, когда поживились западный капитал, мировое еврейство и советская элита.
Все ругают либералов, но надо понимать, за какие дела их ругать, а за что можно и сказать им спасибо, если уж на то, что они сделали, никакой другой политической силы в России не нашлось.
В докладе иерея Сергия Карамышева, настоятеля храма Святой Троицы (пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии), одного из активных авторов РНЛ, прозвучало беспокойство о сепаратизме окраин:
«....Национализмы населяющих Россию народов должны вплетаться в общую, верховную идею патриотизма, подчиняться ей. В противном случае наша страна будет постоянно разрываема появляющимися то здесь, то там сепаратистскими движениями. Стрежнем же патриотизма призвана стать исконная русская государственная идеология».
В коротком высказывании о.Сергия затронуты два больших вопроса: о национализме малых народов и о сущности российского патриотизма, стержнем которого, по словам батюшки, призвана стать русская государственная идеология. Замечательно сказано. Но все же хорошо бы пояснить про русскую государственную идеологию... В чем она, на взгляд отца Сергия, заключается и почему станет привлекательной для национализмов наших малых братских народов? Например для татар, или, скажем, для дагестанцев?
Словом, замечательно, что РС поводит расширенные выездные совещания, на которых обсуждаются жизненно важные для настоящего и будущего России вопросы!
Итак, снова о майском собрании в Москве.
Первая и лучшая новость - учреждение, наконец-то, в Москве регионального отделения. РС - детище не Москвы, это инициатива из Петербурга, потому что главный организатор его, А.Д.Степанов, - петербуржец.
Но вот образовалась группа сторонников РС в Москве. Среди них - публицист Виктор Александрович Саулкин, историки Леонид Евгеньевич Болотин и канд. ист.наук Павел Геннадьевич Петин, общественный деятель, публицист Александр Вячеславович Руденко.
Председателем стал московский священник Русской Церкви, публицист, член СП Александр Шумский. Батюшка много печатается на РНЛ, его публицистика носит открытый характер. Из авторских материалов вполне можно понять, каких взглядов придерживается о. Александр в области политики, церковной и общественной жизни. Публичный человек всегда более открыт для общества. Хочется надеяться, что столичное отделение привнесет в деятельность «Русского Собрания» живую струю.
Замечательная новость: появился наш сторонник в Сербии - это публицист и издатель Ранко Гойкович, который намерен открыть у себя на родине отделение РС. Все воодушевились этим сообщением Анатолия Дмитриевича, тут же прозвучало предложение на следующий раз собраться в Сербии.
После собрания с большим успехом прошла презентация книги «Революция и гражданская война в России 1917 - 1922 гг.».
2. Re: Майское московское заседание «Русского Собрания»
1. — Все мы знаем о состоянии здания — оно чудовищное...