Русская национальная экономика:
Независимая экономическая система, ориентированная на российское производство и обеспечивающая общее благо страны и благосостояние всех граждан России(Проект идеологической основы создания независимой и самодостаточной экономической системы России)
Автор-составитель Дмитрий Салихов
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Евангелие от Матфея, глава 6: стих 33
1. Введение: какая может быть Русская экономическая политика в России и её основная цель
Исходя из Евангелия в Православном толковании, исходя из Библии постараемся изложить основные цели и суть экономической политики.
Трудно соответствовать Евангельскому идеалу, но стремитьсяк немунужно, в том числе и в экономике.
К соответствию Евангельскому идеалу, к исполнению заповедей Божиих и должна быть максимально направлена экономическая политика.
Цель же всей христианской жизни спастись для жизни вечной.
Таким образом, цель русской национальной экономики России - это постаратьсядать гражданам России максимально благоприятную возможность спасать свои души для жизни вечной в Царстве Небесном.
Какие моменты мы можем найти в Библии относительно ведения экономической деятельности?
1) О ростовщичестве и ссудном проценте.
Приведём пример ответа о ростовщичестве с сайта Ижевской и Удмуртской Епархии Русской Православной Церкви (ссылка http://duhovnik.com/node/6025):
«Здравствуйте, Батюшка.У меня к вам вопрос.Как христианство относится к ростовщичеству? Считается ли оно грехом?В ветхом Завете об этом сказано, что позволено.Как надо к этому относится? Объясните, если можно словами из Писания.
Ответ:
Здравствуйте! Нет, Библия запрещает получение роста за ссуду. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). Вот и из книги Второзакония мы читаем: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20).
В Ветхом Завете есть и другие места, содержащие упоминания о ростовщичестве и запрещающие его. Святитель Григорий Нисский, говоря в своем 6 правиле о душевных недугах любостяжания, перечисляет наиболее тяжкие из них - татьбу, гробокопательство и святотатство. А далее в своих рассуждениях пишет: «И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора». Епископ Никодим, толкуя упомянутое правило, так и понимал это место: «К краже тот же св. отец относит еще и лихву и рост... Лихва бывает тогда, когда кто-либо дает известному лицу что-либо взаймы и требует, чтобы возвращено было ему в гораздо большем количестве; рост - когда на позаимствованные деньги кредитор требует большие проценты». Воззрения святителя Иоанна Златоуста на ростовщичество так четко определено: «Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. В самом деле, ростовщик обогащается на счет чужих бедствий, несчастье другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердым, под видом человеколюбия роет яму глубже; помогая, теснит нищего; подавая руку, толкает его; по-видимому, вводит в пристань, а в то же время подвергает крушению, как бы направляя на скалы, утесы и подводные камни». На все вышесказанное святитель Василий Великий говорит: «Не объемлют от терния грозды, и от репия смоквы, и от роста - человеколюбия; всяко бо древо злое плоды злы творит» (Мф. 7:16-17). По мнению святителя, худое по своей сущности ростовщичество не может принести никому каких-либо добрых плодов. Отвергая ростовщичество, святитель Василий призывает следовать во взаимных человеческих отношениях Священному Писанию. Почему, спрашивает он, Евангелие называет помощь ближнему займом (Лк. 6:35)?
И отвечает, что это «заем, по великодаровитости Владыки, Который сам за него (то есть, за нищего) заплатит, и взяв малость через бедного, воздаст за то великим. Ибо милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19:17)». Общий же его совет такой: «Итак хотящагозаяти не отврати (Мф. 5:42), и сребра твоего в лихву не дай, чтобы, из Ветхого и Нового Завета научившись полезному, с благой надеждой отойти тебе ко Господу, и там получить лихву добрых дел, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков». Храни Вас Господь!»
2) О глобальной «рыночной» экономике, глобализации и транснациональных корпорациях
Приведём основные положения об этом из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого в 2000 году на Архиерейском Соборе РПЦ:
«XVI.3. Глобализация имеет не только политико-правовое, но также экономическое и культурно-информационное измерения. В экономике она связана с возникновением транснациональных корпораций, где сосредоточены значительные материальные и финансовые ресурсы и где трудится огромное количество граждан разных стран. Лица, стоящие во главе международных экономических и финансовых структур, сосредоточивают в своих руках огромную власть, не подконтрольную народам и даже правительствам и не признающую никаких пределов - будь то государственные границы, этническо-культурная идентичность или необходимость сохранения экологической и демографической устойчивости. Подчас они не желают считаться с традициями и религиозными устоями народов, вовлекаемых в осуществление их планов. Церковь не может не беспокоить и практика финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного труда. Одной из форм этих спекуляций являются финансовые «пирамиды», крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом подобные изменения в экономике приводят к утрате приоритета труда и человека над капиталом и средствами производства.
В культурно-информационной сфере глобализация обусловлена развитием технологий, облегчающих перемещение людей и предметов, распространение и получение информации. Общества, прежде разделенные расстояниями и границами, а потому по большей части однородные, сегодня с легкостью соприкасаются и становятся поликультурными. Однако данный процесс сопровождается попыткой установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере. В итоге наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации многими в христианском мире сопоставляется с построением Вавилонской башни.
Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации, во многом способствующих общению людей, распространению информации, эффективной производственно-предпринимательской деятельности, Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и связанные с ними опасности. Во-первых, глобализация, наряду с изменением привычных способов организации хозяйственных процессов, начинает менять традиционные способы организации общества и осуществления власти. Во-вторых, многие положительные плоды глобализации доступны лишь нациям, составляющим меньшую часть человечества, но имеющим похожие экономические и политические системы. Другие же народы, к которым принадлежит пять шестых населения планеты, оказываются выброшенными на обочину мировой цивилизации. Они попадают в долговую зависимость от финансистов немногих промышленно развитых стран и не могут создать достойные условия существования. Среди их населения растут недовольство и разочарование.
Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за транснациональными корпорациями и за процессами, происходящими в финансовом секторе экономики. Такой контроль, целью которого должно стать подчинение любой предпринимательской и финансовой деятельности интересам человека и народа, должен осуществляться через использование всех механизмов, доступных обществу и государству.
Духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия Церкви, государственных структур, гражданского общества и международных организаций ради утверждения в мире подлинно равноправного взаимообразного культурного и информационного обмена, соединенного с защитой самобытности наций и других человеческих сообществ. Одним из способов достижения этого может стать обеспечение доступа стран и народов к базовым технологическим ресурсам, дающим возможность глобального распространения и получения информации. Церковь напоминает о том, что многие национальные культуры имеют христианские корни и последователи Христовы призваны способствовать укреплению взаимосвязанности веры с культурным наследием народов, решительно противостоя явлениям антикультуры и коммерциализации информационно-творческого пространства.
В целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству. Помимо сего, необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния».
3) О распределении материальных средств и результатов труда
Также здесь обратимся к документу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:
«VI.6. Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1Кор. 9:7,10). Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом.
Священное Писание говорит: «Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24:14-15); «Горе тому, кто... заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер. 22:13); «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5:4).
Вместе с тем заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, - о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах - и делиться с ними плодами труда, «чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24. 19-22).
Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств(выделено автором)».
4) О собственности, богатстве и национализации частной собственности
Приведём основные положения об этом из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:
Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные.
По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12:1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25:14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16:1-13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?». Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми.
VII.2. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1Тим. 6:9-11). В беседе с юношей Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23-24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, - «надеющимся на богатство» (Мк. 10:24). Лишь «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек» (Пс. 124:1).
Впрочем, и богатый может спастись, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни - не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает «памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст: «Не уделять из своего имущества есть также похищение». Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.
В то же время Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. В двух из десяти заповедей Десятисловия прямо сказано об этом: «Не кради... Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:15,17). В Новом Завете такое отношение к собственности сохранилось и приобрело более глубокое нравственное обоснование. В Евангелии об этом сказано так: «Заповеди: «не кради»... «не пожелай чужого»... и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя»» (Рим. 13:9).
VII.3. Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как греховные явления - хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ.
Все большую значимость приобретает интеллектуальная собственность, объектами которой являются научные труды и изобретения, информационные технологии, художественные произведения и другие достижения творческой мысли. Церковь приветствует творческий труд, направленный на благо общества, и осуждает нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность.
Вообще отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью. Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией. Опыт отечественной истории показывает, что нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясениям и страданиям людей(выделено автором).
В истории христианства объединение имущества и отказ от личных собственнических устремлений были характерны для многих общин. Такой характер имущественных отношений способствовал укреплению духовного единства верующих и во многих случаях был экономически эффективным, примером чему могут служить православные монастыри. Однако отказ от частной собственности в первоапостольской общине (Деян. 4:32), а позднее в общежительных монастырях носил исключительно добровольный характер и был связан с личным духовным выбором.
2. Основные базовые принципы Русской национальной экономики.
Исходя из целей и задач экономики, по возможности приближая её к библейским идеалам и к социальной справедливости и справедливому распределению благ и результатов труда, попробуем обозначить основные базовые принципы Русской национальной экономики.
1. Полный запрет на ростовщичество, запрет на ссудный процент, запрет на кредитование под любой процент. Введение за это уголовной ответственности.
2. Безпроцентное кредитование (безпроцентные ссуды) промышленных предприятий, сельского хозяйства, сферы предпринимательства и населения.
3. Запрет валютных операций внутри станы как юридическим, так и физическим лицам. Монополия валютная только у государства для внешней торговли.
4. Установка жёсткого валютного (фактически условного для информативности) курса, не плавающего ни на копейку.
5. Россия не должна быть членом ВТО (всемирной торговой организации).
6. Полное исключение роста цен на все товары и услуги внутри страны. Составление максимально полного перечня всех товаров и услуг с установлением для них порога максимальной цены, выше которой она не может подниматься ни на копейку. Ниже продавец может установить, выше нет. За превышение этого максимального порога цены вводится уголовное наказание для нарушившего это.
7. Запрет на любые льготы в торговле, услугах и производстве (любой экономической деятельности) гражданам иностранных государств.
8. Собственность должна быть:
8.1. Церковная;
8.2. Государственная;
8.3. Общенародная;
8.4. Частная (личная).
9. Владельцами средств производства, предприятий, сельскохозяйственных земель, природных ресурсов и т.п. источников дохода имеют право быть только граждане России.
10. Запрет на создание монополий в экономической деятельности для частных компаний.
11. Запрет на посредническую деятельность в торговле и услугах (принцип: кто произвёл товар - тот сам и продает).
12. Гибкая протекционистская политика с постепенным переходом к автаркии (самопитанию).
13. Национализация (со справедливым выкупом у существующих владельцев) наиболее прибыльных, рентабельных производств, прежде всего добычи и продажи нефти, газа, металлов и прочих полезных ископаемых и природных ресурсов. Национализации подлежат также и нерентабельные производства, такие как ЖКХ и электроэнергетика.Национализированные предприятия переходят в совместную государственную и общенародную собственность (на первом этапе всё переводится в государственную собственность, затем часть государственной собственности (приносящей доход прежде всего с нефти и газа) переводится в общенародную собственность с целью получения прибыли каждым гражданином России).
14. Запрет чиновникам всех уровней заниматься частной экономической деятельностью и инвестициями своих личных средств. Уголовное преследование с конфискацией имущества за невыполнение чиновником этого запрета.
15. Установление чиновникам самых высоких заработных плат и премий с целью снижения количества взяток и казнокрадства.
16. Составление справедливых тарифных окладов-зарплат фактически для всех профессий, специальностей и должностей от рабочего до директоров с исключением больших разрывов независимо от работодателя. Контроль и отслеживание во всех сферах экономики и формах собственности соблюдения тарифной системы. За ущемление прав работников в тарифной оплате административные наказания работодателя в виде штрафов в пользу работников и государства.
17. Запрет на участие гражданам и компаниям России в совместных предприятиях с международными транснациональными корпорациями.
18. Запрет иностранным компаниям и гражданам на владение собственностью, землей и предприятиями в России. Выкуп уже имеющейся собственности.
19. Запрет государству, частным компаниям, предприятиям любой формы собственности, индивидуальным предпринимателям и частным лицам брать любые кредиты, займы и гранты у других государств, и любых иностранных и транснациональных структур. Введение за нарушения этого запрета уголовной ответственности.
20. Государственное планирование экономического развития России; составление и реализация годовых, трёхлетних и многолетних планов строительства, ввода новых мощностей, новых производств, реконструкция и обновление фондов устаревающих производств и инфраструктуры; развитие сельского хозяйства.
21. Установление минимальной оплаты труда за отработанный час, вне зависимости от вида труда, а также и по категориям работников (видам труда и профессий), что является интересным делом с точки зрения политики управления трудовыми процессами. Например, меньше определенной суммы работодатель не может назначить оплату труда за час работы, ибо законодательно не имеет на это право. В противном случае нарушение им трудового законодательства преследуется по закону.
«Земля, как и солнечный свет или воздух, как любое создание, является собственностью Бога, который из-за своей любви к людям дал им ее в пользование под ответственность императора - своего представителя на земле, обязанностью которого было справедливое распределение всех материальных благ, предложенных Создателем. Христианская мысль только суверену, а следовательно, государству доверяет управление всеми источниками производства и их использования».
Андре Гийу. «Византийская цивилизация», глава 5: «Экономика».
3. Успешная экономика Римско-Византийской Империи - пример и образец для создания Русской Национальной Экономики
За всю мировую историю не было успешной стабильной процветающей финансово-экономической системы, которая смогла бы быть таковой на протяжении нескольких столетий.Исключение составляет Римско-Византийская империя, экономика которой более 1000 лет была процветающей, мощно развивающейся и успешной, а финансовая система была стабильной! При этом Империя обладала самой сильнейшей армией и флотом, огромными богатствами, огромными территориями, роскошными городами, а население Империи наслаждалось благоденствием, миром, защищенностью и стабильным развитием экономики.
Рассмотрим с чего всё это началось и как было достигнуто.
3.1.Ценовая реформа Императора Диоклетиана
В 3-м веке Римскую империю сотрясали финансово-экономические кризисы.Сильная инфляция, постоянный рост цен на продукты, товары и услуги расшатывали благополучие народа, армии и всей Империи в целом, что в конечном итоге могло привести к непрекращающимся бунтам, потерям провинций и распаду Империи.
Во второй половине 3-его века мудрый и сильный правитель Император Диоклетиан решил положить этой ценовой анархии конец. Им была проведена и претворена в жизнь реформа о стабильных ценах. Под его руководством был составлен основной перечень примерно из 25-ти основных продуктов, товаров и услуг,и на них был установлен порог стоимости. При этом установленную этим законом цену никто не имел права повысить.Торговца-нарушителя ждало самое суровое наказание - смертная казнь. В то время торговля вся шла на рынках: больших и малых. И на каждом рынке по указу император Диоклетиана были установлены плахи и назначены преторианцы (гвардейцы из столичных войск императора), которые после опубликования закона о твердых ценах стали наказывать нарушителей, которые фиксируя при свидетелях завышения ими установленных цен выносили смертный приговор и отрубали им головы на плахах. Очень быстро цены стабилизировались.
Это был один из основных рычагов по стабилизации, но не самый основной, так как при использовании только его мог возникнуть дефицит товаров и продуктов, что тоже недопустимо, так как чревато возникновением стихийных голодных бунтов. Поэтому для стабилизации экономической системы, помимо строгих административных мер, необходимо применить и антимонопольную и антипосредническую политику по образцу Византийский Империи.
3.2.Антимонопольная и антипосредническая политика Византийский Империи
В Византии не допускалось создание монополий, которые по сговору могли бы накручивать цены или создавать дефицит товаров, а также была запрещенав целом посредническая деятельность.
Это достигалось тем, что кто, что произвел, тот сам и должен продавать. Ремесленник, создав изделия продавал их сам, не имея права нанять продавца и обязан был сам продавать свой товар. Это касалось и работающих в сфере финансов: меняла мог сам только один за своим столом менять деньги, не имея права нанять помощника. Таким образом было множество ремесленников не объединенных в монопольные структуры, н это позволяло им конкурировать между собой и в итоге производить дешевый и качественный товар. При этом правительство следило за качеством производимого товара. А менялы не могли создавать крупные банки с филиалами и накручивать стоимость курса денег.
3.3. Антикоррупционная деятельность в Византийской Империи
В Византии было законодательно запрещено чиновникам всех уровней заниматься частной экономической деятельностью и инвестициями своих личных средств.
При этом чиновникам были установлены самые высокие заработные платы и премии с целью снижения количества взяток и казнокрадства.
4. Русское предпринимательство и производство: от протекционизма к автаркии.
«Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма».
Д.И.Менделеев
По материалам Википедии:
Две противоположные экономические теории действуют в мире: 1) фритредерство и 2) протекционизм.
Фритредерство (англ. freetrade - свободная торговля), манчестерство (по названию школы) - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров.
Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей.
Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
Мы считаем, что цель экономики России - это не свобода иностранного предпринимательства, а свобода русского предпринимательства и предпринимательства всех народов, населяющих Россию и имеющих российское гражданство. И конкуренция должна быть только внутренняя.
И путь к этому: покровительственная политика государства к внутрироссийским предпринимательству и производству - это протекционизм.
Протекционистский таможенный тариф, принятый в России 11 июня 1891 г. в царствование Александра III взамен тарифа 1868 г. «с целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной». К разработке тарифа министр финансов И. А. Вышнеградский привлек не позднее сентября 1889 г. Д. И. Менделеева. Главное произведение Менделеева по этой проблеме - «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с её общим таможенным тарифом 1891 года» (1891-1892 гг.). В связи с обострением проблемы контрабандного ввоза в 1892 г. последовало введение таможенного устава.
Доля таможенных пошлин в стоимости импорта в разные годы составляла следующие значения:
- 1857-1868гг.- 18%,
- 1869-1876гг.- 13%,
- 1877-1880гг.- 16%,
- 1881-1884гг.- 19%,
- 1884-1890гг.- 28%,
- 1895- 31%
- 1906-1910гг.- 30,5%
В тарифе 1891 г. Д.И.Менделеев предлагал учитывать каждый вид и род товаров в отдельности, не прибегая при этом к теоретическим абстракциям - фритредерству или протекционизму. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось по этому поводу, что такая система «ведет к чрезвычайно сложной тарификации товаров, вызывая разделение статей привоза на множество подразделений, с указанием признаков пропускаемого по этому подразделению товара».
Д.И.Менделеев считал основной задачей протекционизма не запретительные пошлины, а создание экономических условий для развития отечественной промышленности.
В июне 1897 г. в письме Николаю II он писал:
Когда тариф чрезмерно высок, как бывало при введение меркантильных и запретительных пошлин у нас и всюду, иностранный ввоз естественно падает, а уменьшение числа иностранных образцов лишает страну возможности правильно совершенствовать свои произведения. Тариф 1891 г. внимательно соображен в этих отношениях, рассчитан на рост как внутреннего производства, так и внешнего ввоза.
В этом же письме он называл таможенный тариф 1891 г. «знаменем самостоятельности и немечтательного прогресса России». Значение тарифа, по его мнению, несмотря на малость срока, к этому моменту уже сказалось на экономике России и способствовало развитию науки и народного образования. Он писал: «Без промышленного развития - народ мало нуждается в просвещении, ему некуда его прилагать, и расходы, для него необходимые, не выдержать стране». Менделеев полагал, что «промышленность и истинная наука друг без друга не живут, друг от друга получают силу, и этот союз родит блага, без него не веданные, обеспеченность, самобытность и спокойную уверенность в предстоящем».
В 1897 г. вышла статья Менделеева «Оправдание протекционизма». В этой работе он подчеркивал, что «государство обязано возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами».
Мы предлагаем начать протекционистскую (покровительную) политику: введение таможенных пошлин на разные виды иностранных товаров. При этом подходить к повышению тарифов рационально и одновременно с этим субсидировать отечественных производителей.
Конечная цель экономики России - стать независимой самодостаточной экономической системой, способной производить внутри России все качественные товары и сельхозпродукцию, не зависимо от других стран - это автаркия (самопитание).
Автаркия (от др.-греч. αὐτάρκεια - самообеспеченность (самодостаточность) - система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную внутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия - закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.
Автаркия наиболее полно была реализована в 1950-ые годы в России (в СССР).
В те годы экономика и промышленность СССР твёрдо закрепилась на втором месте в мире, уступая только США.
Уже к 1960-м годам экономика СССР занимала 1-е место в мире по: добыче угля, добыче железной руды, производству кокса и цемента, выпуску тепловозов, производству пиломатериалов, шерстяных тканей, сахара-песка и животного масла и т. д., и 2-е место в мире по объёмам производства всей промышленной продукции, электроэнергии, добычи нефти и газа, выпуску стали и чугуна, химической продукции, минеральных удобрений, продукции машиностроения, хлопчатобумажных тканей и т. д. В дальнейшем СССР обогнал своих мировых конкурентов в производстве стали, чугуна, добыче нефти, производству минеральных удобрений, железобетонных изделий, обуви и т. д.
Таким образом нужно экономике развиваться и в современной России: от протекционизма к автаркии. Только так Россия станет независимым, самодостаточным, суверенным государством и никакие внешние экономические воздействия (санкции, падения цен на нефть и т.п.) нам будут не страшны.
Приведём пример как русские государи заботились о русском предпринимательстве, русской торговле и промышленности:
«...любая власть, если она хочет быть суверенной, должна иметь экономическую основу для своей независимости. Это понимали и генеральные секретари, и императоры, и цари.
Уже в XVII в., когда только-только появились частные мануфактуры и начал складываться всероссийский рынок, царь Алексей Михайлович начал защищать русских купцов от внешней конкуренции. Его Торговый устав (1653) обложил предпринимательскую деятельность иностранцев более высокой пошлиной, чем та, которая взималась с россиян. В 1667 по челобитью «Московского государства торговых людей», жаловавшихся на обиды от «приезжих иноземцев» издается «Новоторговый устав». Он дозволял иностранцам торговать не везде, не во всякое время и не всеми видами товаров.
Эту политику продолжил Петр, который помогал отечественной промышленности, как только мог. Петровский таможенный тариф 1724 года существенно ограничивал импорт. Зато русские фабриканты могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы. Мало того, казна предоставляла заводчикам субсидии, помогала сырьем и рабочей силой, наконец, просто строила предприятия «под ключ», а затем передавала (не продавала, а именно передавала, причем бесплатно) частным лицам.
Преемники Петра действовали в том же духе.
Елизавета и Екатерина II поддерживали русскую промышленность. Изданные при этих императрицах таможенные тарифы 1757, 1766 и 1782 годов устанавливали высокие пошлины на иностранные товары, аналоги которых производились в России. А импорт некоторых из них (железо, полотно, кожи) вообще не разрешался.
Александр I пошел еще дальше. Изданное при нем «Положение о натуральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе» (1810) запрещало ввоз в Россию всех (да, да, именно всех!) готовых промышленных изделий. Зато сырье разрешалось ввозить беспошлинно. Правда, в тарифе 1819 года Александр I снял все эти ограничения и установил низкие таможенные пошлины. Однако уже в 1822 году Император должен был вернуться к политике протекционизма, которую продолжил и его брат, Николай I.
Оба брата, и Александр I, и Николай I, окружали промышленную деятельность необычайным почетом. За развитие и усовершенствование производства они награждали купцов орденами и медалями. Были введены престижные звания мануфактур- и коммерции советников. С 1829 года регулярно проводились всероссийские промышленно-художественные выставки. Там были представлены лучшие отечественные товары. Николай I лично встречался с участниками этих мероприятий, стараясь учесть их мнение при разработке внутренней и внешней политики.
Небольшой пример. 1833 год, май. Император приглашает участников III промышленной выставки не куда-нибудь, а к себе, в Зимний дворец. Там накрыты столы на пятьсот персон. Царь не погнушался усадить рядом с собой одного из купцов. Это был мануфактур-советник, суконный фабрикант Иван Назарович Рыбников. В течение всего обеда Император Николай I увлеченно обсуждал с ним нужды русской промышленности. Что характерно, Рыбников прежде всего завел речь о ввозных пошлинах. Царь и купец быстро сошлись на том, что их надо еще надбавить, отчего будет польза «для отечества и всех сословий в государстве»3 .
Действенной мерой ободрения отечественного производства, применявшейся всеми императорами - от Александра I до Николая II - были казенные заказы. Еще в 1811 г. Александр I предписал употреблять в присутственных местах только те сургуч и бумагу, которые сделаны в России4 . И в дальнейшем закупки любой продукции для государственных нужд прежде всего осуществлялись у русских предпринимателей.
Особой заботой в Императорской России была окружена тяжелая промышленность. Частные предприятия этой отрасли получали от государства щедрые ссуды. Если же владелец завода попадал впросак, казна не позволяла предприятию погибнуть и приобретала его. Так произошло, например, со знаменитым сталелитейным заводом инженера Обухова.
При зримой поддержке государства частные компании в эпоху Александра II покрыли европейскую Россию густой сетью железных дорог. Масштабы железнодорожного строительства были столь велики, что русская тяжелая промышленность не могла удовлетворить все его потребности. Поэтому в 1868 году были отменены пошлины на паровозы, подвижной состав, каменный уголь, снижены пошлины на чугун и железо. Но как только основные железные дороги вступили в строй, таможенное обложение стало вновь повышаться.
Александр III уже проводил политику ярко выраженного протекционизма. Он увеличивал ввозные пошлины в 1881, 1882, 1884, 1885, 1886 годах. В 1889 его министр финансов Вышнеградский провел реформу железнодорожных тарифов, которая привела к еще большему удорожанию импорта. Провоз груза от границ и портов в центр России теперь стоил значительно дороже, чем транспортировка товаров в обратном направлении. Венцом политики покровительства отечественной промышленности стал таможенный тариф 1891 года. Он устанавливал сверхвысокие пошлины на ввоз: от 33 до 100% от цены товара. А на некоторую продукцию и того больше.
Результат не заставил себя ждать. В 1890-е годы русская промышленность пережила мощнейший подъем...» (Федор Селезнев, Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России, сайт: Фонд Имперского возрождения http://fondiv.ru/articles/2/361/, статьи: Государство)
5. Что делать? С чего начать? (первые шаги по созданию Русской Национальной Экономики)
1 этап - Протекционизм: организация и подъём внутреннего отечественного производства, выход из закредитованности ссудными процентами населения и предприятий, эмиссия и деноминация.
Шаг 1. Взятие под контроль движения капиталов:
- запрет российским организациям и компаниям на вывоз капиталов за рубеж в иностранные банки и оффшорные зоны;
- запрет банкам, компаниям на валютные спекуляции: разрешение покупки валюты только для определенных целей: расплата по внешним долгам, закупка импортного оборудования и т.п.
- запрет физическим лицам (гражданам) на безконтрольное приобретение валюты, разрешение покупки на определенные цели: поезка за границу и т.п.
- ограничение свободной экономической и финансовой деятельности иностранным компаниям и гражданам, вплоть до полного запрета.
Шаг 2. Ограничение кредитования физических лиц:
- запрет на все потребительские кредиты;
- разрешение безпроцентного кредитования только при покупке квартир, домов, земельных участков, а также автомобилей. При этом кредитным организациям запрещено кредитовать под % (разницу оплачивает государство). При этом заключенные ранее договора по любым кредитам действуют.
Шаг 3. Начало широкомасштабной рублёвой эмиссии («включение печатного станка»):
- увеличение пенсий в несколько одномоментно;
- увеличение оплаты труда в несколько раз с установлением для работодателей минимальной оплаты трудаза отработанный час, вне зависимости от вида труда, а также и по категориям работников (видам труда и профессий);
- увеличение минимальной оплаты труда в несколько раз;
Шаг 4. Национализация стратегических компаний:
- выкуп по справедливой стоимости у частных собственников (акционеров) в 100%-ую государственную собственность следующих компаний: Газпром, РЖД, авиакомпаний, всех нефтяныхи газовыхкомпаний.
Шаг 5. Создание общенародной собственности:
- Передача части национализированный компаний (нефте- и газодобывающих, приносящих прибыль) с целью перечисления прибыли (равными долями на всех) всем гражданам России.
- Создание совета выборных общественных деятелей, экономистов и специалистов для организации прозрачного и справедливого функционирования института общенародной собственности;
- Создание общенародного банка с целью хранений вкладов, выдачи безпроцентных ссуд, адресной помощи нуждающимся.
Шаг 6. Направление огромной рублевой денежной массы (за счет масштабной эмиссии (печатного станка)) в обновление и строительствоинфраструктуры и средств производства:
- строительство дорог, скоростных магистралей, мостов, туннелей, портов;
- строительство крупных животноводческих ферм и сельскохозяйственных комплексов;
- реконструкция, модернизация существующих заводов и производств и строительство новых заводов и фабрик (новая индустриализация);
Шаг 7. Выход России из ВТО:
- разрыв всех договоров по ВТО и выход из России из этой организации;
- выставление счетов Западу за незаконные санкции, за упущенную прибыль из-за этого (списание внешних долгов из этой разницы).
Шаг 8. Введение высоких ввозных пошлин (таможенных тарифов) на иностранные товары:
- установление высоких пошлин на импортные товары;
- установление 100%-ых от стоимости (и выше) ввозных пошлин на импортные товары, которые уже производятся в России.
Шаг 9. Очередная мощная эмиссия рублей (печатным станком) для расширения производства внутри России:
- направление денежной массы на конкретные предприятия для увеличения выпуска продукциив связи с ограничением ввозными пошлинами импортных товаров;
- масштабное (в несколько раз) повышение зарплат,пенсий и размера минимальной оплаты труда.
Шаг 10. Деноминация денежной массы:
- изменение нарицательной стоимости денежных знаков после гиперинфляции с целью стабилизации валюты и упрощения расчётов;
- обмен старых денежных знаков на новые, имеющие меньший номинал (максимальное снижение номинала - ориентировочно стоимость буханки хлеба установить 1 копейку).
2 этап - Автаркия (самопитание): установление твердых цен, установление более высоких таможенных пошлин и создание полностью самообеспечивающейся внутренней экономики.
Шаг 1. Установление твердых цен:
- Полное исключение роста цен на все товары и услуги внутри страны. Составление максимально полного перечня всех товаров и услуг с установлением для них порога максимальной цены, выше которой она не может подниматься ни на копейку. Ниже продавец может установить, выше нет. За превышение этого максимального порога цены вводится уголовное наказание для нарушившего это;
- Запрет на создание монополий в экономической деятельности для частных компаний.
- Запрет на посредническую деятельность в торговле и услугах (принцип: кто произвёл товар - тот сам и продает).
Шаг 2. Установление более высоких таможенных пошлин на остатки ввозимых иностранных товаров с целью организации производства всех товаров, продуктов и услуг на территории России.
Шаг 3. Установка жёсткого валютного курса, не плавающего ни на копейку.
Шаг 4. Национализация (со справедливым выкупом у существующих владельцев) нерентабельных производств и компаний, таких как управляющие компании ЖКХ, электроэнергетика и т.п.
Шаг 5. Государственное планирование производственной деятельности (7-летние планы - семилетки).
Шаг 6. Установление за производством товаров, услуг и продуктов системы контроля качества.
Организатор Всероссийского общественного патриотического движения «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ» Дмитрий Салихов