Мир, выраженный в деньгах, не может быть здоров

0
590
Время на чтение 4 минуты

Стоимостная оценка полученного результата удобна: она позволяет складывать разнородные вещи. Арифметика запрещает прибавлять яблоки к грушам, поскольку это - разные сущности, но стоит подставить на место сущности денежный эквивалент, и общий итог получается вполне осмысленным. Выражая результат работы в деньгах, к вещам, которые можно потрогать руками, можно прибавить и то, что не имеет материального измерения - услуги, права (патенты, лицензии), обязательства (чужие долги, опционы, предполагающие приоритетное право покупки, и т.д.), имя (стоимость бренда). Стоимостная оценка даёт возможность сравнивать усилия, необходимые для достижения результата, в совершенно различных областях: какова будет прибыль на каждый рубль, вложенный, скажем, в выращивание зерновых или в проектирование новой компьютерной игры? Инвесторы при прочих равных выберут вариант с максимальной отдачей на вложенный капитал.

Позиция инвестора понятна: он вкладывает деньги и рассчитывает получить их назад с прибылью. Кроме денег он ничего не видит; ему, в сущности, всё равно, через какие формы они пройдут, прежде чем вернутся к нему с приростом. Натуральное выражение капитала для инвестора глубоко вторично. А вот для общества -совсем наоборот. Потребности населения нельзя удовлетворить деньгами, для этого нужна продукция в натуральном выражении. Рыночная теория предполагает, что если у человека есть деньги, то это значит, что он формирует платежеспособный спрос. А коли есть спрос, то найдётся и товар, способный его удовлетворить,  -кто-нибудь, желая получить эти деньги, произведёт или доставит сюда потребное. На практике этот механизм часто даёт сбои. Например, есть проблема вымывания дешёвых лекарств из ассортимента аптек. Есть спрос на товары данной ценовой группы, но их менее выгодно производить, чем дорогие лекарства. Хлеб может стоить дёшево, но хлебопекарная промышленность стремится выпекать не обычный хлеб, а более дорогие варианты хлебобулочных изделий, куда можно заложить бóльшую прибыль. Государству приходится использовать механизмы принуждения участников рынка, чтобы обеспечить достаточное количество социальнозначимых товаров.

Эти меры носят нерыночный характер, однако без них нельзя. Сам по себе рынок тяготеет к смещению в сторону дорогих товаров. Это происходит в силу стремления бизнеса максимизировать свою прибыль. В премиум-сегменте всегда самая высокая конкуренция, и только тот, кто заведомо признаёт, что проиграет заборьбе за богатого покупателя, смещает свои интересы в сегмент товаров с более низкой ценой. Таким образом, дешёвые товары всегда выпускаются по остаточному принципу -в силу того, что спрос на более дорогие вычерпан без остатка (предложение многократно превысило спрос). В итоге в рыночной экономике всегда наблюдается дефицит дешёвых товаров при наличии на них платежеспособного спроса. Бедные хотели и могли бы их купить, но их принуждают покупать товары следующей ценовой группы. Чем выше цены, тем больше изобилие. Недостаток средств для покупки товаров, представленных к продаже, и есть определение бедности.

Очевидно, что рыночная экономика неизбежно порождает бедность и даже нуждается в ней: дефицит товаров нижней ценовой категории создаёт подпирающее давление, позволяющее перекачивать финансовые ресурсы социума в более дорогие сегменты. В результате премиум-сегмент искусственно раздувается. Это означает, что общественный капитал распределяется в пользу прибыли: даже при незначительной рентабельности масса прибыли, заложенная в цену дорогих товаров, составляет существенную сумму. Часть прибыли потом возвращается в производство в виде инвестиций или посредством покупки каких-либо товаров. Однако немалая её часть оседает в виде банковских вкладов и финансовых инструментов, переводя национальное богатство из натуральной в фиктивные формы.

Стоимостное выражение результата экономической деятельности вовсе не означает, что есть нечто, способное удовлетворить базовые потребности людей. Экономическая жизнь может идти, стоимостной итог нарастать, а качество удовлетворения базовых потребностей - падать. В конце концов, в этом и состоит феномен инфляции: достигнутые успехи в денежном выражении в натуральном измерении могут оказаться топтанием на месте или экономической деградацией (рецессией).

Поэтому не стоит переоценивать  значимость таких показателей как валовый внутренний продукт (ВВП), величину его прироста или, скажем, производительность труда, которая получается путем деления ВВП на число занятых трудовой деятельностью. Все они включают в себя сделки по завышенным ценам. К той цене, по которой могла бы состояться сделка (поскольку она удовлетворила бы и продавца, обеспечив ему покрытие издержек и некоторый доход, и покупателя), прибавляется премиальная надбавка. Продавец получает премию за элитность товара, а покупатель, как считается, получает свою премию в виде особого качества, дополнительных потребительских свойств, уникальности продукта. В реальности качество оказывается вполне ординарным, новые потребительские свойства искусственно навязываются, уникальность специально конструируется  с помощью маркетинговых ухищрений. Главным же является желание продавца получить прибавку к цене, а обоснование подтягивается под это желание. Не цена идёт за свойствами товара, а характеристики товара примысливаются под нужную цену. Ординарное качество всё время дорожает, а товары более низкой ценовой группы становятся всё менее качественными. Опуская качество основной массы товаров, бизнес получает возможность продавать нормальные товары по всё более высокой цене. Складывая подобные цены несложно получить рост ВВП.

Возможность сделок по завышенным ценам во многом зависит от развитости фиктивного сектора экономики. На самом деле нынешняя экономика крайне неустойчива. Внизу, где находится основная масса покупателей, имеется дефицит предложения (дешёвых товаров всегда не хватает). А там, где покупателей немного (в премиум-сегменте), идёт самая острая конкурентная борьба и наличествует товарное изобилие. Все дорогие товары никогда не будут проданы. Их производство возможно только за счет стороннего привлечения средств (не за счет продаж). В качестве источников финансирования используются инвестиции (которые не окупятся), эмиссии ценных бумаг (совокупный доход по ценным бумагам, очищенный от инфляции, в принципе, не должен покрывать их стоимости) и, конечно, кредиты. Эти пришедшие извне средства могут быть как на стороне продавца, позволяя ему произвести больше, чем могут купить, так и на стороне покупателя, давая ему возможность оплатить товар по завышенной цене. Где больше финансовых возможностей, где дольше существует фиктивная экономика, там и лучше выглядят стоимостные показатели экономической деятельности.

Из всего этого должен следовать вывод, что правильней ориентироваться на натуральные показатели. Но что тогда делать с прибылью? Прибыль осмысленна только в стоимостном измерении. Экономика, в которой нет прибыли, - это просто другая экономическая планета, другой язык, построенный насовершенно непонятных нам правилах. Может быть, он и может существовать, но нет таких людей, которые могли бы на нём говорить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Re: Мир, выраженный в деньгах, не может быть здоров

Первый абзац статьи понятен, и описывает, собственно, взаимо-позиционирование вещей и знаков, или вещей и имён, как бы «наклеенных» на эти вещи. Тут не планета, а целая звёздая система теорий, комментариев к ним и прочего — интересного, приятного и не очень, хо­рошего, всякого и разного. Вскользь замечу (отмечу) что деньги по иному, более полно — называюся денежные знаки. Знаки, понимаете ли — знаки, и вот этими знаками мир управляется. Тут ещё один слой — когда эти знаки произвольно печатаюся — хоть и в электронной форме, или генерируются, как биткоины. Бриколаж, бижу(терия), игрушечки - коие хотят править миром. И это — ещё один слой реальности или звездная система. Но …. нельзя объять необъятного, как говорил Козьма Прутков. Поэтому стоит обратить внимание только на один момент — он называется потребительская стоимось. То есть, эта та стоимость, которая очень мало зависит от трудо- и энерго- затрат, от затрат производителя, от затрат сырья. Это та цена, которую нам навязывают под дулом пи­столета, пропаганды и даже цивильного закона — то есть это та цена, которую назначают и хотят получить её — и не менее. Как возможны навязанные товары и/или услуги, так здесь имеет место навязанная цена — фактически, побор, налог, подать на алчность торговца и/или олигарха. То есть — произвол, а где произвол — там (явно или неяно) — сеньора, сеньорат греха сребролюбия и гордыни властолюбия. Их конкретные пути в конвретных системах и обществах могут быть крайне сложны и запутаны, формы привлекательны и обманчивы, но за всем этим фейерверком гейш — оскал греха сребролюбия и гордыня властолюбия. Можно и проще — потребительская стоимость действительно нужного ТНП — это стои­мость самого конкретного товара плюс стоимость всяческих реклам, расходов на продвиже­ние, представительских расходов плюс доля (весьма солидная) стоимости других товаров — товаров престижного потребления. Можно ещё проще — развились производительные силы настолько, что человек действитель­но может добывать себе хлеб насущный, не очень то напрягаясь, а все осободившиеся силы направить на со-работничество и со-творчество с Богом. Ан нет — дьявол (производствен­ные отношения) не пускает. Однако вектор вероятного развития проклёвывается даже не в этом направлении. Освободиться как от власти производственных сил, так и от любых (в том числе и капиталистических) производственных отношений — вот вектор. И соорудить общество каст, где большинство — до 99,9% - морлоки-рабы, биомасса и заготовки инплантантов, то есть совсем уже не люди, а менее 1% - людены господа, для которых есть 3D принтинг и робототехника. Живые же люди-вещи (рабы) — это только для личного потребления,эти вещи должны быть лакеями и секс-рабами (рабынями). То есть — планета денежных отношений невозможным и неоcмысленным образом готовит себе самой самоликвидацию. Не можешь мыслить иначе — умри. Думай иначе — или умри (Андо Ломен, Двери Ночи, озеро горючее,серное, смерь вечная). Так что не спасительно нарушать заповеди — «в поте лица своего». Как и заповедь — «рожать в муках» (но это уже другая-?- тема).
Лебядкин / 29.08.2016, 10:36

15. 10. Андрей Карпов

Человеку нужно не менее 2-х литров воды в день. Литр - вполне натуральное измерение полезности. Лампочка горит во столько-то ватт столько-то часов - тоже вполне натуральные показатели. На любой упаковке продуктов пишут количество калорий. И т.д.

. Есть еще сфера нематериального производства, результаты труда в которой не измерить ни в литрах, ни в калориях, ни затратами энергии. К тому же полезность ("смысл") - субъективное понятие: для какого-то 1000 калорий приносят пользу, для кого-то это - антиблаго. А духовными категориями ценность материальных благ не измерить. Только все эти показатели специфические и не дают интегральной оценки

. Вот именно. Есть труд сапожника, а есть труд пирожника.
_Ольга_ / 27.08.2016, 03:57

14. Ответ на 11., Андрей Карпов:

В правильном понимании все есть. Духовные вещи бесценны, хотя и могут быть приобретены "неправедно" (Лк.16.1-9).
М.Яблоков / 27.08.2016, 03:36

13. Re: Мир, выраженный в деньгах, не может быть здоров

Как Вы думаете, почему о дешевых машинах и телефонах сообщается в новостях? (c) В новостях сообщается обо всем - на то они и новости. Что такое новость? Это нечто экстраординарное. (с) Ерунда. Зайдите на любой отраслевой сайт - там есть новости обо всем, в том числе о рядовых событиях (мониторинг текущей ситуации): выпуск новых моделей, динамика цен на основные товары, заключение/расторжение контрактов, плановые запуски и пр. У нас нынче кризис. (с) Вообще-то гиганты индустрии сообщали о планах вида "машина за 2500, ноутбук за 100, телефон за 20" безо всяких кризисов - это просто суть их деятельности: что-то выпускать и что-то продавать. Поэтому корпорации пытаются подскрести низкие рынки, так как выше товаров гораздо больше, чем денег. (с) Далеко не все, не всегда и не везде. Больших стран много, но Тойота не зашла с дешевыми машинами в Нигерию или Индонезию. Это настолько странно, чтоб этом сообщается отдельно. (с) Ничего странного - см. выше. Ваши примеры только подчеркивают, насколько не принято в нашем мире удовлетворять низовой спрос. (с) Конечно, нет. Мои примеры и ваша реакция на них лишь подчеркивает способность некоторых гуманитариев заниматься словесной эквилибристикой. Как не принято удовлетворять низовой спрос, если в этом состоит суть массового продуктового ритейла, фаст-фудов, производства тнп, даже кинопроизводства (не надо путать низовой и низменный спрос в последнем примере)? :) Имейте мужество признать слабость позиции по одним пунктам и отсутствие доказательной базы по другим. Это нетрудно и в этом нет ничего позорного. Это ведь всего лишь вялая дискуссия на одном малопосещаемом сайте в рунете.
рудовский / 26.08.2016, 21:01

12. Ответ на 6., рудовский:

1. Как Вы думаете, почему о дешевых машинах и телефонах сообщается в новостях? Что такое новость? Это нечто экстраординарное. У нас нынче кризис. Поэтому корпорации пытаются подскрести низкие рынки, так как выше товаров гораздо больше, чем денег. Это настолько странно, чтоб этом сообщается отдельно. Ваши примеры только подчеркивают, насколько не принято в нашем мире удовлетворять низовой спрос. 2. Попробуйте купить простую сушку, в которой не было ничего, кроме муки и дрожжей (это Невская сушка или производство ОЗБИ), и Вы удивитесь, насколько они нынче дороже средней сушки по рынку, в которую намешано всякой дряни. 3. С суперкаром Вы попадаете на пример специального разогрева рынка. Вся фишка в том, что нового не может быть сразу много. Новое всегда ограничено в количестве. Поэтому если это грамотно подать, за право на новое можно брать дополнительные деньги, создавая экстрадефицит. Но так поступать можно в считанном числе случаев. 4. Дешевых товаров всегда не хватает. Избыток ныне чего-то дешевого лишь подчеркивает, что на дворе кризис. На самом деле данные позиции не являются дешевыми, поскольку противостоящие, казалось бы такой невысокой цене деньги, стали в результате кризиса ещё меньше. Дешевизна измеряется не ценой, а возможностью купить.
Андрей Карпов / 26.08.2016, 20:26

11. Ответ на 7., М.Яблоков:

В деньгах - нет. В стоимостной оценке результата сделанного - да. Результат должен оцениваться, исходя из смысла, а не суммы.Тоже ничего похого нет, если знать что некоторые вещи бесценны. Вы слишком мелко копаете.

Я, честно говоря,Вас не понял. В предыдущем посте Вы говорили, что деньгами можно измерять меру любви. Когда я заметил на это, что дело не в сумме денег, о которой, собственно, и речь в статье, Вы теперь утверждаете, что есть нечто бесценное. Не вижу логики. А Вы ее видите?
Андрей Карпов / 26.08.2016, 20:10

10. Ответ на 8., Т.В.:

Эта другая «экономическая планета» называется коммунизмом.

И кто на ней бывал? Её только в телескоп рассматривают. Этот «смысл» К. Маркс называет потребительной стоимостью, а маржиналисты – полезностью. Но вот пока никто не придумал, как количественно оценивать эту полезность.

Человеку нужно не менее 2-х литров воды в день. Литр - вполне натуральное измерение полезности. Лампочка горит во столько-то ватт столько-то часов - тоже вполне натуральные показатели. На любой упаковке продуктов пишут количество калорий. И т.д. Только все эти показатели специфические и не дают интегральной оценки.
Андрей Карпов / 26.08.2016, 20:07

9. Ответ на 8., Т.В.:

Этот «смысл» К. Маркс называет потребительной стоимостью, а маржиналисты – полезностью. Но вот пока никто не придумал, как количественно оценивать эту полезность.

К. Маркс в са́мом начале "Капитала" адресовал изучение феномена потребительной стоимости другой экономической науке - товароведению. Марксову общественно-трудовую теорию стоимости товаров существенно углубил современник Маркса – русский исследователь С. С. Подолинский. Он предложил её измерять энергозатратами на производство товара. Маркс одно время заинтересовался этой теорией, но ненадолго. В наше время энергетическая теория стоимости Подолинского систематически развёрнута питерским экономистом В. А. Бубновым в книге «Антимарксизм, или как рабочие эксплуатируют капиталистов.» Книга есть в Интернете. В «энергоэкономике» принципиально исключается отрыв финансовой сферы от производительной. Количественно могут оцениваться такие экономические явления, как та же рабочая сила работников и машин, вложения в целевые научные исследования при разработке наукоёмких технологий и многое другое, что́ общественно-трудовая теория стоимости по Смиту – Рикардо – Марксу понимала на качественном уровне. Андрей Карпов дал сегодня на РНЛ отличную статью. Ему бы теперь с энергетической теорией стоимости ознакомиться.
Сергей Абачиев / 26.08.2016, 19:58

8. Re: Мир, выраженный в деньгах, не может быть здоров

Эта другая «экономическая планета» называется коммунизмом. По поводу статьи: К. Маркс и А. Маршалл «отдыхают». ) Результат должен оцениваться, исходя из смысла, а не суммы

. Этот «смысл» К. Маркс называет потребительной стоимостью, а маржиналисты – полезностью. Но вот пока никто не придумал, как количественно оценивать эту полезность.
_Ольга_ / 26.08.2016, 18:17

7. Ответ на 4., Андрей Карпов:

В деньгах - нет. В стоимостной оценке результата сделанного - да. Результат должен оцениваться, исходя из смысла, а не суммы.

Тоже ничего похого нет, если знать что некоторые вещи бесценны. Вы слишком мелко копаете.
М.Яблоков / 26.08.2016, 16:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45