Святой преподобный отец Макарий Оптинский говорит нам в своих трудах: «Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное - к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, - и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия - по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали (2,с. 133).
Так, по святоотеческому учению Церкви, есть два пути в хозяйственной жизни человека. Первый путь заключается в том, что люди самостоятельно избирают область своей деятельности и средства ее осуществления, к которым человек и предназначен изначально. Бог благоволит человеку, оказывая необходимую поддержку. Эта поддержка приводит к тому, что человек преодолевает трудности, учится исправлять ошибки, правильно видеть место своей деятельности в жизни людей и т.д. В конечном счете, деятельность человека оказывается успешной. Помощь Бога не вспомогательна, а необходима для успеха. Поэтому через свое благоволение, Бог не только помогает людям, но и по сути управляет экономикой общества. Особенность этого управления заключается в том, что оно не препятствует свободе воли человека, но наоборот, поддерживает выбор человека и помогает ему осуществиться.
Возможен второй путь, когда человек принимает решения, которым Бог не благоволит. Так из этого не следует абсолютная неосуществимость тех экономических дел, которым Бог не благоволит. В этом случае человеческие дела осуществляются по попущению Бога. Господь дает возможность человеку реализовать то или иное дело и убедиться в его неполезности для самого человека, история экономики стран тому иллюстрация. Третий путь, в котором Бог не дает реализоваться решениям человека, т.е. прямо препятствует человеческой воле, также существует, однако для нас в данной статье, интереса не представляет. Вероятно, это происходит в тех случаях, когда человеческая воля ведет к необратимым негативным последствиям, например, гибели человечества. Сейчас в прессе много говорится о мировом экономическом кризисе, на улице безработица и инфляция, дорожает товар, люди начинают меньше покупать продукты.
Чтобы понять в каком направлении искать путь выхода из этого кризиса, прежде всего необходимо понять в каком направлении нельзя идти. Нам говорят, что есть непреложные экономические законы, которые и осуществлены западной моделью экономики, но эти законы не только экономические или физико-математические. Экономика прежде всего часть цивилизационной культуры того или иного народа, и мира в целом. Соответственно в разных народах и их культурах, экономические механизмы, или системы хозяйствования, разные. В цивилизациях, которые знают, что существует Бог и что есть определенный временной Промысел Божий о человеке, экономика рассматривается как система такой хозяйственной деятельности, которая, обезпечивает людям должную жизнь на земле с тем, чтобы они в дальнейшем могли войти в знаемое людьми Божие Царствие Небесное. Это православный или восточный тип экономики.
Противоположный тип экономики западный, когда основные ценности видят не на Небе, а на земле, когда вся экономика построена не на спасении человека для жизни вечной, а на стяжании земных богатств, удобств и благ. Эти два типа экономики, в чистом виде, почти не существуют, но западная экономика встала на второй путь уже со времен Реформации, хотя до нее вся Европа развивалась на тех же принципах, что и Православная Россия, интересны сейчас также история развития экономики Китая и Японии. Так, например, еще со времени Вселенских Соборов в Римской империи запрещалось ростовщичество, т.е. банковский процент. Католическая Церковь в Средневековье налагала целый ряд запретов на безнравственные занятия. Реформация изменила эту ситуацию, и изменение это произошло под влиянием той религии, того народа, который изначально не принял Господа Иисуса Христа, не поверил в существование Царствия Небесного.
Наверное, тот народ, который, еще до пришествия Спасителя и особенно после, сконцентрировал все средства на овладение земными ценностями, также представляет интерес. Господь Иисус Христос, является источником разрешения указанных противоречий между Божественным Промыслом и человеческим трудом. Если человек грешит в экономике (ворует, мошенничает и т.д.), грех отделяет его от Бога, и потому человеку непременно нужно покаяние и прощение. Итак, можем ли мы, проявление грехов, рассматривать как свойство человеческого труда или экономики в целом? Если природа человека повреждена грехом, тогда выходит, что и труд человека также поврежден грехом.
С другой стороны, обычные ошибки в хозяйственной деятельности (неудачные инвестиции, устаревшие технологии и т.д.) нельзя прямо отнести к греху. Ведь инвестор теряет свои средства и на своих ошибках учится, не нанося прямого ущерба никому. Скорее, ошибки, - являются следствием грехов (поспешности в решениях, неудачный маркетинг и т.д.). Но, и это тоже надо учитывать, мера нашего понимания мира и экономики все же ограниченна, а потому ошибки неизбежны и для тех, кто не грешит. Библейский уклад общества с помощью закона, благословления и помощи Божией, вразумления и сдерживания зла, как раз и выглядит, как реализация Божественного Промысла на историческом пространстве экономической жизни.
Поэтому феодализм и капитализм, в их разных фазах, выглядят как предусмотренные замыслом Бога, - стадии цивилизационного развития человеческого общества. Значит, подлинная проблема человека заключается лишь в чистоте его сознания, способности ясно воспринимать волю Божию. Если такая способность есть и становится массовой или народной, или общемировой, то в любое время возможен более совершенный порядок жизни, чем тот, который мы сейчас имеем. Следовательно социально-экономические формы жизни (феодализм, капитализм, социализм и т.д.) отражают лишь степень способности человека к разумной организации в области экономики, в тот или иной период времени. Человек самоопределяется к тем или иным формам экономической жизни и получает поддержку от Бога по Его благоволению. Эта поддержка критически важна для функционирования экономики, и потому через такую поддержку Бог управляет экономикой. Однако эта поддержка «не связывает нашего самовластия» и не определяет однозначно, проходимые человеком, стадии развития цивилизации.
Исходя из этого, по утверждению русского экономиста Виталия Кандалинцева, развитие экономики жестко не детерминировано. Другими словами, экономика есть область сотворчества Бога и человека, в которой результаты не определяются волей только одной стороны, а выступают сложным продуктом взаимодействия двух воль, Божественной и человеческой. Однако любое учение, любая экономическая система, которая уклоняется от служения Божьему Промыслу, вольно или невольно, встает на путь служения противнику Бога, а на этом пути созидание невозможно или находится под большим вопросом.
Духовно-нравственные модели экономики, такие как православное самодержавие например, вероятно смогут сыграть заметную мировоззренческую роль или будут рассматриваться в качестве общих ориентиров экономической жизни верующих людей. Предсказания русских святых Церкви, в которых говорится, что перед концом времен, Россия возродится во всей своей православной государственности, чтобы дать возможность всем народам понять происходящее и сделать последний выбор. Может быть, это было бы логическим завершением развития российской экономики в мире. Вероятно, усилиями христиан в будущем, духовная библейская модель экономики в мире и будет создана. Не знаем, будет ли эта модель детальной и развернутой, или же сведется к кратким и эпизодным определениям, но в любом случае, она должна будет выразить взгляд Православной Церкви на сущность экономического развития человечества.
Человек изначально наделен Богом свободой волей, и эту свободу он реализует в хозяйственной жизни. Но при этом, человек не абсолютно автономен, не самодостаточен, - он нуждается в помощи Бога, Который исправляет ошибки человека и дает возможность успешной хозяйственной деятельности. Это сочетание свободы человека и его несамодостаточности приводит к двум вариантам взаимодействия воли Бога с человеческой волей. Первый - по благоволению, второй - по попущению.
Экономика (как и вся жизнь человека) развивается под воздействием Божьего Промысла и человеческой воли. Причем человеку предоставлена значительная свобода в отношении того, чем конкретно и как заниматься в хозяйственной деятельности. Хозяйственные успехи людей появляются тогда, когда они принимают решения, совпадающие с волей Бога, и потому получают поддержку от него. Но так происходит не всегда, и потому совпадение воли людей и воли Бога неполное, откуда появляются трудности, нерешенные проблемы и противоречия (социальное неравенство в крайних формах, бедность, неравномерное развитие и распределение произведенного в обществе валового продукта и т.д.).
Бог управляет экономикой через свое благоволение людям, так как инициатива в том, что делать в экономике, может в существенной степени исходить от самих людей, осуществляющих свой выбор. Но быть или не быть этому выбору реализованным, - определяет Бог, предоставляя поддержку или отказывая в ней человеку. Развитие экономики, не в том, что Бог не действует в экономике, Он действует, но при этом действует и воля человеческая. Эта последняя проявляется в такой степени, что будет правильно сказать, что экономическое развитие в мире, осуществляется посредством двух воль: Божественной и человеческой. Понять соотношение этих двух воль и означает в общем смысле духовное понимание экономического развития в мире. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126-1).
Нью-Джерси, 2008.