На рассмотрении в Государственной Думе находится второй вариант проекта федерального закона № 617570-5 «О культуре в РФ», внесенный депутатами Государственной Думы Г.П.Ивлиевым, Е.Г.Драпеко.
В 2011 года был внесен первый вариант этого проекта и почти теми же депутатами. Но общественность не «дремала» и почти сразу разглядела в нем большую опасность, ибо данный законопроект подрывает базовые культурные ценности нашего общества, делает его безнравственным и лишает духовной основы.
Активное участие в обсуждении приняла РНЛ, где был опубликован ряд статей известных экспертов в этой области. Ассоциацией родительских комитетов и сообществ совместно с представителями других патриотических организаций были организованы круглые столы, конференции, консультации с представителями культуры, государственных органов, СМИ, где подробно разбирался как сам проект, так и экспертные заключения по нему. Была организована встреча не только с разработчиками этого законопроекта, но и с некоторыми лидерами партии «Справедливая Россия», из недр которой и вышли данные законодательные инициативы. В результате первый вариант законопроекта «заморозили».
Второй вариант проекта закона «О культуре» появился не сразу, а через несколько лет, когда по нему была сформирована новая рабочая группа, расширенная по составу в сравнении с первой, куда вошли (С.С.Говорухин, Е.И.Кузьмичева, О.М.Казакова, З.Я.Рахматуллина, М.А.Кожевникова, И.Д.Кобзон и мн. др.). Знаково, что в ее состав вошла и скандально известная многим депутат М.П.Максакова-Игенбергс, призывавшая не так давно отменить закон о запрете пропаганды извращений детям и лоббирующая гендерное законодательство. Летом 2015 года проект закона «О культуре» был вынесен на общественное обсуждение. По нему уже с депутатами ГД прошло шесть круглых столов.
При последнем «нулевом» рассмотрении второго варианта проекта закона «О культуре», состоявшегося в октябре 2015 года, председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин обратился к государственной власти и рекомендовал ей лучше доработать ныне действующий федеральный закон «О культуре», улучшив его правоприменительную практику, чем вносить новые законодательные инициативы и это далеко не случайно.
Ибо, уже в первом варианте проекта закона (относительно ныне действующего федерального закона «О культуре») исчезло понятие «духовные ценности», протекционизм государства по отношению к национальной культуре, искусству и литературе, удалена статья «О культурном суверенитете России» и появилась пропаганда мультикультурализма как признание равнозначности любых культурных проявлений.
Второй вариант проекта закона все вышеназванное аккуратно «перетекло», но наметились и некоторые позитивные сдвиги.
Так, исчезло из основных понятий понятие «культура», «культурное разнообразие», «культурное сообщество». Введено понятие «эстетическое воспитание». Признана статьей 5 «особая роль русской культуры как основы консолидации равных культур народов РФ».
Из целей государственной политики в сфере культуры исчезла обязанность государства в «обеспечении равноправия культурных сообществ, их взаимной толерантности».
Вместе с тем, второй вариант проекта закона остается опасным для нашей национальной культуры. «Мы серьезно рискуем потерять те ценности, которые складывались в нашем государстве тысячелетиями. Эта система навеяна России, как всегда, Западом», - так прокомментировала новый законопроект Ольга Леткова, директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности.
Согласно статье 2 (п.2) законопроекта в разряд культурных ценностей попадает любое произведение культуры и искусства независимо от его качественного содержания, а лишь по формальному признаку, что нивелирует само понятие художественной и культурной ценности, которой теперь будет обладать любое произведение.
Среди культурных ценностей, защищаемых государством, числятся также «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения». При этом закон не предусматривает никакой содержательной, качественной оценки этих идеалов и норм.
Провозглашается свобода выбора нравственных, эстетических и других ценностей не только самим человеком, (что составляет свободу личного духовного выбор), но и другими субъектами (так называемыми общностями), что дает им право защищать свои новые ценности в публичном пространстве и их пропагандировать.
Так, статья 13 законопроекта устанавливает: «Каждый человек и каждая этническая, социально-демографическая общность имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». Иными словами, нравственность перестает быть по закону принципом культурного регулирования, а безнравственность узаконивается и становится лишь одной из разновидностей нравственного поведения, имеющей свою культурную ценность.
Более того, в законопроекте обещается государственная защита подобных, самостоятельно определяемых ценностей не только гражданам, но и культурным общностям, не предъявляя к ним никаких формальных требований, что может быть использовано для защиты самобытности любых деструктивных направлений и впоследствии может привести к росту социальных болезней и преступности по стране в целом.
При этом статья 8 законопроекта устанавливает «приоритет прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей».
Статья 10 (п.3) говорит о том, что «государство создает систему гарантий реализации права... на поддержку всех форм творческой самореализации, поощряет к созданию культурных ценностей (в том числе созданием новых нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения)».
Статья 18 говорит о том, что «каждый имеет право создавать организации, занимающиеся производством и распространением культурных ценностей», - что в некотором смысле в понятийном понимании близко к выведенному из текста проекта понятию «культурное сообщество».
То есть, законопроект нивелирует общепринятые нормы морали и нравственности, национальные духовные ценности, которые составляют основу православного вероучения, а так же ставит под сомнение возможность публичных призывов о соблюдении традиционных духовно-нравственных норм.
По данному законопроекту творчество трактуется как сугубо личное дело каждого. Общество не должно вмешиваться в творческий процесс. Так, в статье 4 среди задач законодательства в области культуры провозглашаются гарантии невмешательства государства в творческую деятельность. Справедливости ради следует сказать, что во втором варианте проекта (в статье 9) вносятся ограничение творческой деятельности, действующие при нарушении законодательства, прав и свобод других лиц.
Так же исчезло понятие достоинство культур народов, предполагающее признание их ценности и уважение к ним, покровительство, обязанность государства по обеспечению приоритетных условий по отношению к национальной культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности, озвученных в нынешнем законе о культуре (в ст. 2; ст. 34).
Напротив, в новом проекте ФЗ (ст. 69) введены приоритеты международного сотрудничества в сфере культуры, так:
п.1 - озвучивается «повышение конкурентоспособности творческих работников...их подготовка и стажировка, совместное производство культурных ценностей и культурных благ (услуг), создание и внедрение новых технологий...обмен образовательными программами, методическими материалами и учебно-научной литературой»;
п.2 - «приоритет расширения международного сотрудничества РФ в сфере культуры учитывается в государственных программах в сфере культуры, федеральных, региональных и муниципальных целевых программах».
Получается, что вместо обеспечения приоритетных условий для сохранения, укрепления и развития национальной культуры, материального и нематериального культурного наследия народов России, отечественного национального достояния, классической русской литературы, русского языка, русской культуры, имеющих общероссийское значение и помогающих укреплению духовного единства народа России, мы видим обеспечение и даже расширение приоритета государственной культурной политики в отношении международного сотрудничества, совместного производства новых культурных ценностей, создания новых технологий с обязательным закреплением этого во всех государственных программах по культуре.
Проект даже не вступил в силу, а его тенденции уже видны в сегодняшней политике. Так, повсеместно сокращаются образовательные часы, отведенные на их изучение русского языка, уменьшается объем методического материала по изучению русской классической литературы и на этом фоне вводится преподавание двух иностранных языков.
Постоянно оспаривается и срывается президентский план создания единого учебника по истории, тормозится введение курса преподавания «Основ православной культуры», предложенный Патриархом и поддержанный Правительством, а также тормозится формирование в структуре федеральных ВУЗов междисциплинарных кафедр Духовно-нравственного развития и разработка федеральных государственных стандартов для бакалавров/магистров по направлению «Духовно - нравственное развитие» в условиях идеологического многообразия, предложенных «Объединением православных ученых».
Так, в комплексной программе повышение качества жизни населения Свердловской области на период до 2018 года «Новое качество жизни уральцев» традиционная народная культура даже не упоминается, а следовательно, эта программа остается без опоры на духовно-нравственные ценности и без обращения к культурно-историческим корням.
Ну и в конце, введение статьей 61 государственно-частного партнерства с возможным иностранным финансированием (п. 3) - говорит само за себя: «кто платит, тот, значит, и заказывает музыку»...
В итоге был абсолютно прав В.В.Путин, когда на встрече с казачеством в Краснодаре осенью 2014 года сказал, что у нас сейчас идет борьба за культурные и духовно-нравственные ценностные коды нашей Русской цивилизации и что многие политики и страны заинтересованы в их смене. Наверное, нам об этом всегда необходимо помнить.
«Ценность любой цивилизации - в том, что она несет человечеству», - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви на первом пленарном заседании Всемирного Русского Народного Собора. А реализация всего, что заложено в Русскую цивилизацию, невозможна без «суверенитета гуманитарного пространства», как выразился Святейший, куда включил: «пространство смыслов, духовных символов, социально-культурного развития» и продолжил, что выше находится суверенитет духовный: « защита ценностей - это защита нашего духовного суверенитета, в основе которого лежат ценности, разделяемые моральным большинством нашего общества... Мы знаем: духовные и ценностные ресурсы, которые вручены нашему народу, нашей стране, и всей семье народов России, не раз определяли путь человечества на решающих исторических перекрестках, в осевые моменты времени. Так было прежде, так должно быть и в будущем. Поэтому важнейшая общая задача для всех нас - сохранить и приумножить это цивилизационное наследие, которым мы сегодня обладаем, передав его идущим нам на смену поколениям».
Патриарх обозначил триединую задачу отечественной национальной политики как «всемерное укрепление национального самосознания русских, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России и формирование многонациональной цивилизационной общности» (ВРНС 2013 г.).
Предложения к государственной власти:
1.Предусмотреть в нынешнем законе «О культуре» или будущем новом законопроекте «О культуре в РФ» в качестве нравственного ориентира верховенство общенациональных базисных ценностей, глубоко укорененных в национальном характере русского народа, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация всего нашего общества (принятых на пятнадцатом Всемирном Русском Народном Соборе в мае 2011 года и признанных всеми традиционными религиозными конфессиями и всеми политическими партиями, представленными в ГД РФ, а так же частично включенных в недавно принятую Правительством и утвержденную президентом «Стратегию воспитания до 2025 года».
2.Сфера культурного наследия - это всё, что составляет культурный ценностный код нации и требует особых (государственных) усилий по сохранению. Поэтому предлагаем включить традиционные духовные ценности в качестве наиважнейшей составляющей понятия культурного наследия РФ (как это предусмотрено в действующем законодательстве).
3.Предусмотреть правовые механизмы обеспечения и координации усилий всех государственных органов, общественных объединений и организаций, традиционных религиозных объединений в освоении культурного и исторического наследия народов России, сбережения ее этнокультурной идентичности, формирование духовно - сознательных и достойных восприемников отечественной культуры и истории через усвоение молодежью высоких духовно - нравственных и моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе традиционных культурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие, преемственность, непрерывность и единство культур народов России.
Предложения были поддержаны на круглом столе, организованном Евразийским научно-исследовательским Институтом Человека 11 декабря г. Екатеринбурге, УрГЭУ по теме: «Духовное и физическое здоровье нации как составляющие богатства страны», возглавляемым академиком В.А.Черешневым, председателем Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы Российской Федерации.
А также участниками круглого стола по теме «Пути сохранения традиционной народной культуры в Свердловской области», прошедшем на Фестивале «Народные традиции» 10 декабря 2015 года в Горном Университете г Екатеринбурга, в котором приняли участие около сотни представителей в сфере культуры, в том числе от Министерства Культуры, Образования, Промышленности (Свердловской области), ученых, мастеров народного творчества, ремесленников, представителей от Общественной Палаты Свердловской области (межкомиссионых рабочих групп по духовно - нравственной безопасности и защите семьи), общественных организаций, бизнеса, СМИ, Центра развития туризма Свердловской области, культурологов, психологов, казачества, студентов и представителей широкой общественности.
Материал подготовила Вохмянина Светлана Арнольдовна, член межкомиссионных рабочих групп по духовно-нравственной безопасности и защите семьи при Общественной Палате Свердловской области