Уходящий 2015 год наводит на тревожные размышления и в то же время дает определенную надежду на то, что в ближайшем будущем Россия все-таки обретет твердый фундамент для развития. Подводя итоги, важно обратиться к теме духовной жизни России, которая является отражением политических, экономических и социальных процессов.
Народ чувствует импотенцию элит
Осмысливая путь, который прошла наша страна в 2015 году, хочется выделить фундаментальную и, как представляется, долгоиграющую тенденцию в российском обществе - рост уровня агрессии. Как правило, этот эффект достигается благодаря ежедневной лавине сообщений про ДТП, мордобой, стрельбу и изнасилования. К подобному шлаку в 2014 году добавились рассказы о войне в Донбассе, а в 2015-м - публикации про терроризм и «плохую» политику Запада.
В результате в России заметно выросли антизападные настроения. Благо американские и европейские лидеры давали уйму поводов российским политикам и СМИ. Тем не менее, отношения с Западом крайне важны для России и потому требуют адекватного осмысления. С этим в нашей публичной среде большая беда.
Культивируя образ внешнего врага, элита в первую очередь прикрывает собственные стратегические ошибки и просчеты. В любой развитой стране мира деградация экономики, которую мы наблюдаем последние два года, привела бы, как минимум, к смене правительства, если не главы государства.
В России за годы кризиса сменилось разве что несколько министров. Экономика России не вышла из сырьевого тупика, бизнес обещанной свободы не получил, рубль ушел в глубокое пике, а уровень жизни населения заметно упал. Иными словами наша страна потерпела поражения по всем основным экономическим фронтам и те, кто допустил такую ситуацию, продолжают нами управлять, оправдываясь санкциями и низкими ценами на нефть.
Все это вызывает справедливое негодование общества. Однако негатив к власти из-за фактического запрета на антиправительственные выступления принял латентную форму. Пружина протеста становится туже, люди чувствуют импотенцию элит и видят опустевшие кошельки. Сейчас правительство спасает только возросший авторитет Владимира Путина и страх россиян перед «украинским сценарием», который гипотетически может спровоцировать Запад.
В 2015 году эйфория от присоединения Крыма стала уходить в прошлое и сменяться пониманием того, что за это великое событие придется заплатить в прямом смысле этого слова. Задача номер один для российской экономики в 2016 году - сохранение и восстановление связей стехнологическими центрами мира: США, Европа, Австралия, Япония и Южная Корея. Нужно, наконец-то, понять, что никакой Восток и Китай реально России не помогут. Если в Москве не прекратят сыпать изоляционистскими лозунгами, экономика РФ будет обречена на деградацию.
Обострение отношений с Западом в 2015 году сопровождалось поиском «внутренних врагов» и «агентов влияния». Фронт борьбы с НКО перекинулся даже на библиотеки. Проблема НКО не столь однозначна, как нам кажется. Чего только стоит вопиющая история с закрытием фонда «Династия». Бороться с подрывной деятельностью прозападных НКО, конечно, нужно, но делают это наши чиновники уж больно топорно.
Народ «нащупал» единую духовную платформу
Главной трагедией 2015 года стал теракт на борту А321 и убийство летчика Су-24M Олега Пешкова. Данные инциденты - последствия военной операции российских ВКС в Сирии. Судя по последним новостям, руководство РФ уже сделало необходимые выводы касательно безопасности граждан и военных. Однако народ, возможно, надолго лишили дешевого и качественного отдыха. Правило «хлеба и зрелищ» никто не отменял и этот вопрос властям придется решить весной 2016 года.
Положительных итогов в духовной жизни общества, к сожалению, меньше, чем негативных. Пожалуй, наиболее существенной является тенденция спада остроты межнациональных и религиозных противоречий. И дело тут, конечно, не в образовании соответствующего Агентства. Россиян сплотила агрессивная политика Запада, угроза терроризма и военная операция против ИГ (организация запрещена в РФ).
Народ «нащупал» единую духовную платформу, почувствовал свою историческую общность, но говорить об осмыслении и осознании этих процессов пока очень рано. Долго ли продлится сплочение народа - сказать тоже сложно. Руководство страны во многом сохраняет легитимность благодаря возникшему «снизу» патриотическому подъему. При этом российский истеблишмент, видимо, не понимает, в какие догмы нужно облачить стремление людей к единству.
Как и народ, государство «на ощупь» ищет опору в традиционных конфессиях и прежде всего в Православии. Это правильное направление политической и идеологической мысли, хотя «христианизация» российской элиты выглядит искусственной и не внушает доверия. России предстоит год очень тяжелых испытаний. Будем надеяться, что пропасть между властью и народом не увеличится.