22 октября в «Президент-отеле» состоялась III Международная научно-практическая конференция «Единство в различиях. Мировой опыт в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений».
В Москве создают собственную стратегию государственной национальной политики. К подготовке документа столичное правительство привлекает лучших российских и зарубежных экспертов в области межэтнических и межконфессиональных отношений.
На конференцию были приглашены общественные и политические деятели, известные ученые и представители более 80 национальных землячеств со всей России, а также лидеры национальных организаций, представители СМИ и эксперты из Сирии, Франции, США, Латвии, Италии, Израиля, Германии, Бельгии и Сербии.
«Мы готовим свой московский вариант стратегии государственной национальной политики. Её цель - формирование стратегического видения будущего национальной политики Москвы, определение долгосрочной перспективы её развития, постановка целей. Мы будем признательны и всем участникам конференции, желающим внести свой вклад в её подготовку», - отметил руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Владимир Черников.
В работе конференции приняли участие главный редактор «Русской народной линии» А.Д.Степанов и публицист, член Союза журналистов России М.А.Мономенова.
Представляем вниманию читателей текст доклада Марии Мономеновой.
Сегодня Россия проходит трудный этап своего развития. Трудный оттого, что находится она в преддверии своего триумфа. В условиях всевозрастающего мирового кризиса, Россия утверждается в новых исторических реалиях, ищет своё место на стремительно меняющейся геополитической карте мира. Каким будет это место, зависит от гражданской зрелости нашего общества, от готовности к самоэдентификации. Россия более не имеет права жить лишь по законам ситуационного реагирования. А для того, чтобы осуществить некий проект, нужно «быть», необходима историческая народная воля.
Отечественная история не раз доказывала, что национальную идею для России создать невозможно. Искусственно выведенные и выращенные в пробирках западных институтов всевозможные «измы» на русской почве не приживаются. А все от того, что идея «создания идеологии для России» несостоятельна в самом своём замысле, она обнаруживает абсолютное непонимание горе-идеологами национального менталитета и духовных основ русской цивилизации.
Сверхидея России родилась вместе с Россией и, что совершенно очевидно, имеет нерукотворное божественное происхождение. В ней заключено особое предназначение России и особое ее положение на геополитической карте мира, которое очень точно определил австрийский мыслитель и поэт Райнер Мария Рильке, сказав: «Все страны граничат друг с другом, а Русь граничит с Богом».
Русский народ потому и способен стать всеобъединяющим для человечества («всечеловек» по Достоевскому), что обладает качествами, делающими его подобным Самому Христу, собирающемув Себе, в Своем теле-Церкви, все человечество воедино. Христос является как бы матрицей, в которой каждый человек и каждый народ в полноте проявляют свою личность, являющуюся одним из аспектов Христа. Само «тело» России, гармоничным образом сочетая в себе части самобытных и непохожих друг на друга народов и этносов, иной раз даже бессознательно, интуитивно влекомых под покров России, представляет собой подобие и модель Пресвятой Троицы. Различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу «неслиянно-нераздельную». Не это ли и есть духовная сущность России, внутри которой каждый народ, каждый этнос, каждая культура уникальна, а именно «неслиянна» с другими, но все вместе они все же «нераздельны», поскольку являют собой Всеобъемлющий Синтез, саму Россию: и Русь святую и Россию-мать.
Заметьте, ведь наша конференция не случайно называется «Единство в различиях». Я счастлива, что живу в эпоху, когда на высшем правительственном уровне оказываются возможными мероприятия со столь явным христианским подтекстом.
Сверхидея России - вне времени, она не зависит от исторических реалий и перипетий. Подобно душе в минуты волнения, она то замирает и таится, то живет жизнью полной, ликующей, расцветая во всей своей Богом данной красоте. Вопрос в ином: готовы ли мы? способно ли современное общество на нынешнем этапе исторического развития воспринять эту вечную сверхидею и сверхзадачу русских в ее полноте? Или по причине духовной и гражданской незрелости общества, «русская идея» останется пока только теплящимся огоньком, ожидающим силы, способной вдохнуть в неё жизнь? Стоит ли рисковать, не рано ли доставать из серого мешка заветную птицу-феникс? С каждым днем самоопределение оказывается все более неизбежным. Межэтнический и межконфессиональный дисбаланс и антирусские настроения царящие в мире, приближают Россию к моменту истину.
Полтора века назад Н.Я.Данилевский писал: «Европа не знает нас, потому что не хочет знать; или лучше сказать, знает так, как знать хочет, - то есть, как соответствует ее предвзятым мнениям, страстям, гордости, ненависти и презрению». Невозможно не замечать того, что западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашей возрастающей мощи, нашей веры и церкви, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас и внушают себе при помощи СМИ, разведки, закулисных нашептываний - что русский народ есть народ варварский, что религиозность его сводится к фанатизму и суевериям, что войну с ним можно выиграть посредствам подкупа. Сама громадность и величественность России заставляет их думать, что Россия - империя-завоеватель сродни таким, как Римская, или Османская. Но стоит только вглядеться в явления русской истории, чтобы понять, насколько неверны эти представления. Россия выросла органически, а не путём намеренных завоеваний более слабых соседей, и способствовал этому единственный неизменный фактор в жизни людей и наций России - фактор подлинно христианской цивилизации, нравственный закон которого оказался приемлем для всех этносов, культур и религий. Россия жива христианским духом достоинства, свободы, братства и лояльности, она понимает, что любить свою Родину умеет именно тот, кто не склонен ненавидеть или презирать другие народы.
Для нас очевидно, что следующий тенденциям глобализма и отказывающийся от своего индивидуального духовного лица, не восходит на какую-то высшую ступень всеобщего, а нисходит в духовное небытие, грозящее полным исчезновением. Мы видим, как Европа стала заложницей ею же созданного глобализма со всеми вытекающими из него последствиями в виде метастазов радикализации общества и неконтролируемой миграции. У нас на глазах происходит знаменитое «похищение Европы»; утрата идентичности европейской цивилизации, уничтожение многовековой культуры. Да не постигнет сея учесть Россию!
Влияние христианской нравственности должно найти свое выражение в государственных законах и правительственных распоряжениях, в институтах права и в учреждениях, в народной жизни и в личной жизни государственных деятелей. От этого весь общественный строй проникнется духом лояльности и солидарности, духом органического единения, который формирует и облагораживает национальную силу власти и политическую гениальность народа, который связует людей в верности Отечеству и президенту.
Нет сомнений, что Россия обретёт свою подлинную государственность следуя лишь органичным для нее путём.
Цивилизационный код России - ортодоксальное христианство.