itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что такое православный социализм? Продолжение

0
3636
Время на чтение 10 минут

Первая часть

Пытаясь понять, что же на самом деле представляет собой православный социализм в концепции Николая Сомина, необходимо сказать о еще одном важном звене в ее генеалогии. Так, по собственному свидетельству автора, его теория является развитием учения Н.Неплюева, сыгравшего решающую роль в ее формировании. «Ряд глубоких идей в христианскую социологию внес русский философ и общественный деятель Н.Н.Неплюев. Можно даже утверждать, что разработанная им религиозно-философская система превосходит все, сделанное в этой области всеми остальными философами, включая Соловьева и Булгакова. На идеях Неплюева во многом основан материал этого цикла статей».[1]

Опыт Крестовоздвиженской трудовой общины (братства) Неплюева, действительно, экстраординарен, и здесь было немало не просто органически христианских вещей, но и настоящих подвигов подвижничества с его стороны, к которым не может остаться равнодушным христианское сердце. Есть все основания полагать, что этот светский человек в самом деле сумел принципиально измениться с церковной точки зрения (то есть принести покаяние), и поэтому смог воодушевить на аналогичное изменение других. Иными словами, в личную исключительную нравственность и даже праведность Николая Николаевича Неплюева и его личное спасение верится легко и охотно. Тем более заслуживает внимания тот факт, что даже у него приходится констатировать наличие гуманистическо-просветительской тенденции все того же модерного титанизма, вступающего в непримиримое противоречие с ортодоксальной традицией на уровне духа, что сказывается как воля к церковному реформаторству, или обновленчеству.

В частности, эта тонкая и на первый взгляд незаметная оппозиция канонической Церкви и альтернативная православной «общинно-братская» экклезиология проявилась самым непосредственным образом - совсем не христианскими отношениями братства Неплюева со своими духовниками. «Отдельную печальную главу составляет история взаимоотношений Братства со священниками Крестовоздвиженского храма. Следует сразу сказать, что они часто менялись. По крайней мере, до 1908г. было не менее пяти священников. Причин несколько. Прежде всего, большинство из них не понимало самой идеи Братства, считая его социалистической или толстовской общиной. Другая причина - конфликт из-за лидерства в духовно-руководственной сфере. Священник обычно считает себя духовным лидером общины. Здесь ситуация была иной - таким лидером был Неплюев, и от священника требовался большой такт, чтобы найти свое достойное место в Братстве. Его положение осложнялось еще и тем, что по Уставу Братства кандидатура священника храма предлагалась Думой и утверждалась епископом-попечителем Братства».[2]

Наглядным подтверждением того, что самое что ни на есть христианское по форме общинно-братское начинание православного социализма в процессе своего становления оказывается крайне подверженным прямо противоположному (страстно-греховному вплоть до демонического) наполнению является уже современная община сектантского типа небезызвестного о. Георгия Кочеткова, как выясняется, еще одного прямого продолжателя дела Неплюева. Здесь мы сталкиваемся с той же альтернативностью в отношении канонической Церкви, только уже в ярко выраженной антагонистической форме. «На вопрос, а почему именно в братство, а не в храм надо относить десятину, ответ бывает примерно такой: "Братство делает дело Божие, это стопроцентно, ведь оглашение - это дело Божие, а вот если в церковь отнести десятину, то еще неизвестно, на какие дела она пойдет, и вообще мы братство от церкви не отделяем, братство это и есть церковь"»; «человеку постоянно, то вскользь, то намеками, внушается, как в Церкви все плохо; как вредно читать Святых отцов в первые лет пять после воцерковления, лучше протестантские книжки почитать; как постепенно Церковь деградировала от общинного устройства к поместно-приходскому».[3]

Казалось бы, случай Кочеткова - это уже неопровержимое доказательство того, что более широкое, чем, скажем, взятие на свое попечение нескольких детей-сирот (то, с чего начинал Неплюев) или подобных посильных с Божией помощью подвигов христианского доброделания, тем более - стремление к тотальному воплощению теории христианского социализма в жизнь практически гарантирует либо обмирщение христианской духовной жизни, либо - хуже того - сектантство... Между тем, по Сомину, оказывается, нечто подобное (секта) это и есть преследуемая цель: «История сохранила нам примеры реализации христианского социализма. На уровне государства - это государство иезуитов в Парагвае; на уровне трудовой общины - это Крестовоздвиженское трудовое братство, созданное Н.Н. Неплюевым; на уровне небольшой этнической группы ("субэтноса") - жизнь секты духоборов. Везде в этих случаях христианство давало стимул к труду и обеспечивало высокий нравственный уровень христианского сообщества. Социализм, общность имущества, укрепляли единство и взаимную любовь членов общины».[4] Получается, высокий нравственный уровень ставится выше принадлежности к Церкви. Это снова выдает в теории Сомина значительную долю quasi-религиозного нравственного идеализма Нового времени, который претендует отнюдь не актуализировать христианство в реальной жизни (это лишь видимость), но занять его место.

И, опять же, несвободным от подобных тенденций были воззрения и главного вдохновителя православного социализма - Н.Неплюева, в учении которого здравые и насущные инициативы перемешаны с революционными и деструктивными для Церкви. «Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, так как люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в № 6 и 7 "Трудов Киевской духовной академии" была напечатана статья Неплюева "Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора", в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: "приходы распылены, превратились в фикции", многие представители духовенства руководствуются "не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства", выдавая антицерковную рутину за "истинное православие". Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, так как его нарушение приучило мирян "не считать себя ответственными членами церкви". Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви "института катехетов": "Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов". Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. "Школу катехетов" должны пройти "все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею". Им не должны "забивать головы научением богословских наук", а ограничиться "знанием нового катехизиса" и научить жить по "заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года". Вместе с тем требуется издать совершенно новый катехизис, более "вразумительный и жизненно-полезный". Отмечал он также, что необходимо "исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным"».[5] - Одно дело «невразумительность» как «необщедоступность» языка богослужения (что еще можно считать дискуссионным вопросом), другое дело - «невразумительность» как «нежизненность» самого содержания богослужения (то есть литургии святых отцов Церкви). Последнее звучит уже как голос нового Лютера, а «требование нового катехизиса» только усиливает эту аналогию.[6]

В этой связи символический смысл приобретает конфронтация Николая Николаевича с другим святым. «Особое место занимает конфликт между Неплюевым и о. Романом Медведем, канонизированным РПЦ в 2000г. О. Роман приехал в Братство 12 января 1901г., однако в конце 1901г. его уже в Братстве не было. А перед отъездом о. Роман послал донесение в Синод, в котором он резко отрицательно отозвался о деятельности Братства. В донесении он писал: "Настоящая экономическая организация братства грозит обратить его в коллективного помещика, весьма тяжелого для округи, поскольку всякая частная благотворительность является запрещенной по уставу. Получается самая жестокая форма капиталистического строя, без всякого выражения не только христианских, но и просто человеческих чувств. Труд братства потерял нравственно-оздоравливающее значение, следовательно, по своему жизненному принципу братство неуклонно стремится в самоуслаждение. <...> Исторически сложившиеся отношения братства к православному священнику ненормальны. Братство постоянно разделяло в священнике нравственную личность и носимый им сан и через то открыло себе широкую дорогу для осуждения и попирания священства. Согласно этому разделению, все в пастырском руководстве неприятное для овцы и стада может быть относимо к личности священника, не имеющей никакого отношения к носимому им сану. Пастырь должен пасти овец, как того желают овцы. <...> Презирать священника как личность и получать от него Святые Тайны не дело доброго мирянина"».[7]

В заключении, возвращаясь к основному аргументу в теории православного социализма (сравнительно-богословский анализ которого был проведен в первой части этой статьи), а именно, положенной в его основание аксиоме, что общинная жизнь есть не просто воля Творца как Его замысел о человеке, но и «цель» российской истории (в отчетливом неохилиастическом смысле), можно добавить к сказанному, что это утверждение опровергает судьба самого Н.Неплюева. «В последние годы жизни Неплюев стал разрабатывать проект Всероссийского братства с единым уставом и управляющим органом под покровительством Синода и императора. Всероссийское братство - это совокупность приходов, которые должны стать живыми клетками церковно-государственного организма. <...> В 1906г. Неплюев приехал в Киев, где попытался образовать общество по созданию Всероссийского Братства. Неплюев сам написал проект Устава, но осуществить свой замысел уже не успел. С проектом Устава в декабре 1907 года Неплюев отправился в Петербург, но там тяжело заболел <...> 21 января 1908 г. Н.Н. Неплюев скончался».[8] Полагаем, что никто из позиционирующих себя христианином, не станет оспаривать того, что эта смерть (как и любая другая) была Промыслом Божиим. Спрашивается, если непреложная воля Творца, как утверждают православные социалисты, есть осуществление Всероссийского братства, то зачем в самом расцвете сил умер Николай Неплюев, непосредственно этим проектом занимавшийся и на харизматической личности которого он целиком и полностью держался?[9] И зачем все эти «равноапостольные» замыслы было попущено воплощать в жизнь совсем-совсем другому «братству» большевиков, а ныне - хотя и иным образом, но столь же безнадежно профанировать сектарху Кочеткову?

[1] Сомин Н. Введение. Что такое христианская социология / http://ruskline.ru/analitika/2015/05/23/vvedenie_chto_takoe_hristianskaya_sociologiya/

[2] Сомин Н. Апостол братской любви / http://ruskline.ru/analitika/2011/03/16/apostol_bratskoj_lyubvi/

[3] Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова / http://antimodern.ru/neplyev-kochetkov/

[4] Сомин Н.В. Христианский социализм. Тезисы. В кн.: Сомин Н.В. Православный социализм как русская идея. М.2015 / http://chri-soc.narod.ru/chri_soc_tez.htm.

[5] Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора / Неплюев Н.Н. Путь веры. М., "Преображение", 2010. С.193-240 / www.wikipedia.org.

[6] Ср.: «Человеку ни на оглашении, ни после оглашения читать Святых отцов не рекомендуют <...> К тому же добавляется большая доля критицизма в восприятии церковного наследия (особенно после советов старших "фильтровать" Святоотеческое учение в свете современного богословия» (Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова).

[7] Сомин Н. Апостол братской любви / Абрамов - Абрамов И. Второе письмо из Глуховского уезда. Русское богатство. 1900, № 3. С. 1-27.

[8] Нюплюев, Николай Николаевич. Последние годы жизни. www.wikipedia.org.

[9] Ср.: «Нельзя сказать, что проблема священника для Неплюева была неожиданностью. С самого начала возникновения Братства Неплюев надеялся, что священника можно будет вырастить в самом Братстве. И, казалось, что эта надежда осуществиться - Илья Кобец готовился стать священником. Но безвременная смерть в 1893 г. унесла его в могилу» (Сомин Н. Апостол братской любви). Ср.: «...самое главное - послушание старшим [в братстве]. <...> Практически выстраивается вертикаль, структура, повторяющая во многом структуру РПЦ (не зря братство обвиняют в создании параллельной иерархии» (Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

675. Ответ на 634., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Слушаюсь!То что вы как-то по-старинке... Ностальгия, понимаю...Согласно действующему Уставу внутренней службы ВС РФ (от от 18.12.2006 №1422), пункт 40: "Военнослужащий, получив приказ, отвечает: "Есть".Да, товарищ подполковник. Я служу в старой Русской Армии, в которой есть такие понятия, как Честь, Совесть, Присяга, Верность, Долг.

Отец Александр! В «последнее время», в свете недавних событий по-новому начинают раскрываться слова апостолов и строчки ветхозаветных пророчеств, которые совершенно меняют представление о нашей «действительности». Не совсем уверен, что «мои откровения» нужны в открытой публикации, и напечатают ли их, но отмахнуться от них тоже не могу - совесть беспокоит. Прежде чем что-то выкладывать, очень хотелось бы обсудить некоторые подробности с Вами - священником. Надеюсь, это возможно.
г-н Инспектор / 09.11.2015 15:28

674. Ответ на 674., Лебедевъ:

Считал, уважаемый ЛебедевЪ, что Вам хватит сообразительности интерпретировать слова «несчастным, и жалким, и нищим, и слепым, и нагим» как часть текста из послания Ангелу Лаодикийской церкви. Извините, переоценил… Значит, сии слова относятся только к Ангелу "изблеванной" Лаодикийской церкви, а Вы - адепт этой "изблеванной" религиозной структуры - "белый и пушистый"? Опять заврались, сердешный?

Конечно, уважаемый Константин, номинально, все российские христиане сегодня считаются лаодикийцами. Но какая-то часть из них обязательно является филадельфийцами сущностно, поскольку Лаодикийская церковь преемница церкви Филадельфийской, и иначе бы Церковь одолели «врата ада». Это те православные христиане, кто не страдает синдромом «перелётности», кто по истине постоянен (лат. constans).
г-н Инспектор / 26.10.2015 22:20

673. ответ 673, Лебедев:

- Прежде всего, я не знаю кого "Олег В" называет "Господом": на прямой вопрос - "относите ли Вы себя к РПЦ МП?"- "Олег В" струсил и ничего не ответил. Лебедев, у меня нет обыкновения перед кем-либо оправдываться, а уж тем более, давать какой-либо отчет клеветникам и завистникам. Так что, вы со своими умозаключениями и догадками, о каком Господе шла речь, управляйтесь сами. Бог в помощь!
/ 26.10.2015 15:29

672. Ответ на 670., г-н Инспектор:

Считал, уважаемый ЛебедевЪ, что Вам хватит сообразительности интерпретировать слова «несчастным, и жалким, и нищим, и слепым, и нагим» как часть текста из послания Ангелу Лаодикийской церкви. Извините, переоценил…

Значит, сии слова относятся только к Ангелу "изблеванной" Лаодикийской церкви, а Вы - адепт этой "изблеванной" религиозной структуры - "белый и пушистый"? Опять заврались, сердешный?
Лебедевъ / 26.10.2015 09:37

671. Ответ на 671., Олег В:

Лебедев, да вы настоящий завистник, коль своей слепоты не замечаете! К тому же клеветник слова Божьего. Что это вас так распирает? Разве не знате, что ни Господь, ни слово Его поругаемо не бывает. И это точно безспорно.

Прежде всего, я не знаю кого "Олег В" называет "Господом": на прямой вопрос - "относите ли Вы себя к РПЦ МП?"- "Олег В" струсил и ничего не ответил.
Лебедевъ / 26.10.2015 07:40

670. Ответ на 401., Lucia:

Убедительная победа Александрса тем ценнее, что ему пришлось вести борьбу в условиях двойных стандартов.

Гражданка Lucia, «любезный» Александрс очень долго занимался на форуме РНЛ тем, что клеветал на православных христиан, спорил с апостолами и хулил Святого Духа (ком. 138, 159, 175, 190, 215, 226, 231, 245, 337, 478, 501, 509). А Вы ему в этом способствовали: ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ (ком. 401). Нарушение заповеди «не лжесвидетельствуй» - это очень тяжкий грех для христианина, который требует покаяния!
г-н Инспектор / 25.10.2015 17:09

669. ответ 669, Лебедев:

- Что Вы "несчастный" и "жалкий" - я не спорю, но как Вы - НИЩИЙ, ГОЛЫЙ, да ещё СЛЕПОЙ - умудряетесь текст на компе набивать?! Все средства уходят на содержание оргтехники и личного зрячего секретаря? Да? Лебедев, да вы настоящий завистник, коль своей слепоты не замечаете! К тому же клеветник слова Божьего. Что это вас так распирает? Разве не знате, что ни Господь, ни слово Его поругаемо не бывает. И это точно безспорно.
/ 24.10.2015 07:39

668. Ответ на 669., Лебедевъ:

И именно те из православных россиян, кому сегодня нравится быть отрыжкой мирового капитализма, кто не считает себя НЕСЧАСТНЫМ, и ЖАЛКИМ, и НИЩИМ, и СЛЕПЫМ, и НАГИМ, - именно они завтра будут представлять собой извергнутые непотребные массы. Что Вы "несчастный" и "жалкий" - я не спорю, но как Вы - НИЩИЙ, ГОЛЫЙ, да ещё СЛЕПОЙ - умудряетесь текст на компе набивать?! Все средства уходят на содержание оргтехники и личного зрячего секретаря? Да?

Считал, уважаемый ЛебедевЪ, что Вам хватит сообразительности интерпретировать слова «несчастным, и жалким, и нищим, и слепым, и нагим» как часть текста из послания Ангелу Лаодикийской церкви. Извините, переоценил… Ваши юмор и изворотливость, уважаемый ЛебедевЪ, конечно, потрясают. Но, общаясь с Вами, всё более и более представляю Вас как пустозвона-зубоскала. Ваши «острые» неадекватные ответы никакой информативной ценности не представляют. И спор с Вами вряд ли кого-нибудь когда-нибудь как-нибудь возвысит. Вам бы в какую-нибудь команду КВН затесаться... Попробуйте. Цены бы Вам тогда не было!
г-н Инспектор / 24.10.2015 06:51

667. Ответ на 667., г-н Инспектор:

И именно те из православных россиян, кому сегодня нравится быть отрыжкой мирового капитализма, кто не считает себя НЕСЧАСТНЫМ, и ЖАЛКИМ, и НИЩИМ, и СЛЕПЫМ, и НАГИМ, - именно они завтра будут представлять собой извергнутые непотребные массы.

Что Вы "несчастный" и "жалкий" - я не спорю, но как Вы - НИЩИЙ, ГОЛЫЙ, да ещё СЛЕПОЙ - умудряетесь текст на компе набивать?! Все средства уходят на содержание оргтехники и личного зрячего секретаря? Да?
Лебедевъ / 23.10.2015 19:04

666. Ответ на 650., Олег В:

Говорить о том, (Вашими словами), что Московская Церковь после 90-го года прошлого века потеряла свою благодать, равноценно тому, что сказать, что Господь перестал заботиться о Своей Невесте и вряд ли поспешит прийти за ней на землю. Это было бы очень серьёзным искажением Божественных пророчеств.

Доброго времени суток, уважаемый Олег В. Статистический вывод ком. 647, безусловно, верен с точки зрения статистики. Именно поэтому в послании Ангелу Лаодикийской церкви меняется его структурный порядок. Если в предыдущих посланиях за кратким диагнозом следует призыв покаяться, а затем последствия невыполнения этого напутствия, то в лаодикийском послании вслед за диагнозом сначала идут слова «кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», и только затем призыв «итак будь ревностен и покайся». Новый порядок построения послания делает предстоящее покаяние более конкретным и обязательным.
г-н Инспектор / 23.10.2015 18:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Буздалов
Сокрушить зубы нечестивых
Проповедь Патриарха, Указ Президента… К пониманию нынешней ситуации
24.09.2022
Freak-богословие, или Госдеп раскол благословил
О реакции латвийского духовенства на беззаконное решение сейма об «автокефалии»
16.09.2022
Мученик за ложь
Об осуждении запретного диакона Кураева в клевете на русских воинов
26.08.2022
Религиозные секты США: рассадник американской «теократии»
Идеология политического шовинизма
07.08.2022
СВО святого пророка Илии
О параллелях с ветхозаветной историей
02.08.2022
Все статьи Александр Буздалов
Последние комментарии
Пётр Великий и Сибирь
Новый комментарий от электрик
06.10.2022 08:57
Путин сформулировал национальную идеологию
Новый комментарий от Vladislav
06.10.2022 00:29
Это война!
Новый комментарий от Кирилл Д.
05.10.2022 23:48
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от учитель
05.10.2022 23:22
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от учитель
05.10.2022 23:10
«Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 23:07
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 21:50