«Что такое православный социализм?»

Александр Буздалов 
0
21.07.2015 2806

Так называется одна из глав сочинения Николая Сомина «Православный социализм». Вот как сам автор отвечает на этот вопрос: «Православный социализм - это особый социальный строй, достижение которого является земной целью российской истории. Этот строй характеризуется двумя главными чертами. Его идеология - православная. Т.е. принципы жизни государства основываются на евангелии и христианских заповедях. А экономика - социалистическая (сталинская), с общественной собственностью на средства производства, плановым способом управления хозяйством и монополией на внешнюю торговлю».[1] Способы производства и управления, виды собственности и т.п. - это, конечно, на любителя. А вот о том, что представленное учение не так безобидно с богословской точки зрения, как может показаться на первый взгляд, можно судить уже по первой фразе, из которой следует, что автору известны «цели истории», то есть «логосы», или замыслы Бога о творении («православный социализм - это <...> осуществление замысла Господа о Святой Руси»; «Господь ждет от России выполнения своего предназначения»; «воля Господа непреложна, и Он желает осуществления православного социализма»; «Христос говорил о Царстве Небесном как православном коммунизме»).[2] Как показывают предыдущие работы автора, это не случайные оговорки, но такое обоснование в его концепции является постоянной величиной: «...история еще не кончилась, и Бог ждет от нас исполнения этой великой "русской идеи"».[3] И это уже похоже на манеру дурного визионера. «Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: "Господь сказал", а Я не говорил?» (Иез 13:7). «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер 23:28).

Подобные учения в западной богословской науке обозначаются как постмилленаризм (или постмиллеанизм). В основе его лежит христианский историософский оптимизм, вера в возможность устроения общественной и государственной жизни на евангельских принципах, в существенный духовно-нравственный прогресс социума и вообще христианизацию мира, что позволяет характеризовать это учение как умеренный хилиазм (милленаризм).[4] В отличие от классического хилиазма здесь нет как обязательного условия 1000-летнего периода грядущего «золотого века», а также (принципиальное отличие) нет необходимости даже Второго пришествия Христова, насаждающего это царство на земле, которое продолжается до Страшного суда. Иными словами, постмилленаристы - это такие хилиасты, которые, устав ждать Парусии (Второго пришествия), сами начинают рукотворно приближать Царствие Божие «в отдельно взятой стране». О постмилленаристском (как неохилиастическом) духе православного социализма можно судить по его эсхатологии: «уровень трудовых общин дает возможность альтруистам организовывать свою жизнь на более высоких принципах, чем справедливость. Но это будут лишь острова любви. Общество же любви в больших масштабах возможно лишь после кардинального отделения овец от козлищ. Это будет только в конце времен».[5] Как мы видим, православный социализм претендует на приготовление условий не только для Второго пришествия, но даже для Страшного суда («отделения овец от козлищ»), а это, как сейчас будет показано, стабильные признаки постмилленаризма.

Исторические истоки этого учения - французское социал-христианство, или социал-утопизм, XIX века, протестантская и католическая либеральная теология XX века. В этом плане «одним из наиболее значимых было богословие надежды Юргена Молтманна. Он подчеркивал, что "христианство... это надежда, взгляд и движение вперед и, следовательно, производит коренную ломку и изменение в настоящем". Это, наряду с политизированным богословием римского католика Джона Баптиста Метса, послужило отправной точкой в развитии либерального богословия, в котором Божье Царство рассматривается в качестве метафоры и в котором он пытается внести коренные политические и социальные перемены в настоящее». «К некоторым вариантам постмиллеанизма относятся такие разновидности, как <...> "богословие власти". Согласно этим позициям, <...>христиане должны использовать Божью силу, чтобы привести его [теперешний век] к завершению путем установления духовно зрелой Церкви, чего-то такого, что "могло бы произойти тысячи лет назад, если бы Церковь тех дней достигла необходимой зрелости". Они считают, что Христос вернется в мир, в котором владычествует Церковь "над каждой сферой общественного строя". Церковь вновь должна обрести контроль надо всеми государствами этого мира. Некоторые утверждают, что Церковь должна искоренить все законы, которые противопоставляются Богу».[6] Не правда ли, очень похожая доктрина? И опять же: разве Церковь когда-нибудь обладала «контролем надо всеми государствами этого мира»? То есть перед нами просто софизм: сначала между делом (в придаточном предложении) утверждается то, что заведомо не соответствует действительности (у Сомина это: «Христос говорил о Царстве Небесном как православном коммунизме»), а следом на этом основании (то есть на лжи, принятой «по умолчанию») вводится категория долженствования, социально-экономический и государственно-экклезиологический императив.

В таком случае «православный социализм» Н.Сомина и др. авторов этого направления (В.Макарцева, например) - это та же протестантская по типу либерально-демократическая теология, только на русской (православной) почве. Основоположниками такой проекции являются почвенники с их «русским социализмом», в основе которого и лежали слегка отформатированные французские социал-утопические учения и романтические художества (Ш.Фурье, Ф.-Р. Ламенне, Ж.Санд и др.).[7] Отличительной чертой этого «обновленного христианства» является намерение «развить» и «расширить» каноническую Церковь и ее вероучение как «не достигшие необходимой зрелости», в первую очередь, за счет социально-государственных проектов. «Православный социализм укоренен в Евангелии. Впервые православный социализм (коммунизм) был реализован в первохристианской Иерусалимской общине. Святые отцы горячо одобряли произошедшее там и сами (св. Иоанн Златоуст) развивали идеи о духовном приоритете общественной собственности перед частной. Позже появился замечательный общинный опыт общежительных православных монастырей. Православный социализм является развитием всех этих традиций».[8] - Вот это и есть характерная либерально-протестантстская позиция в экклезиологии: с одной стороны - возрождение «древнего христианства» (первой общины, в частности), с другой - «развитие этой традиции», особенно - прогресс в отношении текущего положения дел в Церкви. Такой «творческий» подход принципиально отличает данную концепцию от подлинного церковного консерватизма, который никогда не заявит претензии на «развитие» самим Богом установленных на земле институтов. Иерусалимская община и первые монастыри стали возможны исключительно благодаря преизбытку благодати Святого Духа, который (преизбыток) был необходим для связки этого «цокольного этажа» Церкви. Поэтому та эпоха отмечена такими подвижническими подвигами, даже думать повторить которые (не говоря уже - развить) уже является признаком духовного прельщения. И это снова выдает в концепции православного социализма характерное постмилленаристское содержание, а именно, в значительной степени обмирщенное христианское сознание, смешанное со светским идеализмом и поэтому вслед за ним проповедующее гуманистический титанизм нравственных максим и общественно-политических революционных преобразований, на которые здесь считается способной «богоподобная» человеческая природа, по принципу «если ты можешь, то ты должен». Логика тут такая (опять же, реформаторская, с сектантским уклоном): если христианский коммунизм был явлен в Иерусалимской общине, то значит и мы (как существа той же природы) завсегда сможем этот мировой рекорд братства побить, распространив эту практику на всю Расею, как минимум.

Следующий пример, по сути, деистического (обходящегося без Бога) идеализма как гуманистического титанизма. «Лучшей формой правления для православного социализма является монархия. В этом вопросе не следует переоценивать фактор помазания на монарха на царство - как в Византии, так и в России миропомазание на царство официально никогда не являлось церковным таинством, рассматриваясь как обряд. Хотя, конечно, само участие Церкви в поставлении монарха в глазах верующих придавало ему легитимность и значительную харизму. Гораздо большее значение имеет объем властных полномочий. А он существенно зависит от социального строя...»[9] - Получается, благодать миропомазания менее значима, чем социальный строй; полномочия народа больше, чем благоволение Божие, и более способствуют улучшению жизни, чем Промысел... Это и есть титанизм в чистом виде, строительство не Церкви, но очередной Вавилонской башни, достижение Царства Небесного сугубо сверхчеловеческими усилиями личности, партии, народа, человечества... Поэтому и в самом православном социализме «участие Церкви» не более чем «придание» этой концепции христианской «легитимности и харизмы в глазах верующих», а не обладание этой харизмой (благодатью) как таковой. Зачем благодать Божия, если человек, проникший в Разум Божий, и сам управляется с домостроительством царства справедливости и добра, равенства и братства?

Напрашиваются параллели и с другими формами модерного идеализма, в частности, с немецкими, с шеллингианством («философией всеединства») и гегельянством («абсолютным идеализмом»), прежде всего. Так, сам методологический принцип «православного социализма» очень напоминает диалектический синтез этих систем, когда «царство духов, образовавшееся в наличном бытии, составляет последовательный ряд, в котором один дух [православный монархизм, в нашем случае. - А.Б.] сменялся другим [советским социализмом. - А.Б.] и каждый перенимал царство мира от предыдущего. Цель последовательного ряда - откровение глубины, а последнее есть абсолютное понятие [православный социализм как «логос российской истории». - А.Б.]; <...> или дух, знающий себя в качестве духа, должен пройти путь воспоминания о духах, как они существуют в нем самом и как они осуществляют организацию своего царства».[10] - Здесь (у неогностика Гегеля) мы видим ту же претензию на самочинную актуализацию Абсолютного Духа только уже в крайней степени еретической нечестивости. Но принцип тот же самый - титанизм «организации своего царства» как Царства Божия (не спросясь Самого Бога, «от ветра головы своея»).

Еще одно свидетельство милленаристического характера православного социализма. Совершенное «общество любви» «будет только в конце времен. Поэтому в христианском социализме останется падшесть, останется грех, останутся болезни и смерть. Это далеко не рай на земле. Однако православный социализм - максимум того, что возможно построить в этом падшем мире в масштабах большого полного общества». То есть этот филиал «рая на земле» будет строиться из наличного греховного человеческого материала, прямо как в фурьеризме,[11] в частности, предусмотрены «отстойники для низших слоев социальной структуры».[12] Почему же тогда «православный социализм необходим», несмотря ни на что? - Для того, чтобы православные «навыкли» к коммунизму, который будет в Царстве Небесном («в этом нет никакого сомнения»). «Вот почему столь спасительно воплощение в жизнь православного социализма, пусть даже и на короткое время». Получается, все, кто до православного социализма не доживут или его не примут, погибнут и для Царства Небесного, ибо не приобрели «навыка» общежительства как необходимой для спасения добродетели. А это уже похоже на сектантство.

Суть этого лжеучения очень верно выразил в своем комментарии к статье Сомина культуролог Андрей Карпов: «Социализм - это деятельность по спасению других (не себя). На христианском языке это называется нерадением о собственном спасении. Спасать народ должна Церковь, а не социальная организация. Именно в силу отъема церковных функций социализм оказывается не просто экономическим укладом, а ложной духовностью. Спасение других (множества) неизбежно приводит к греху. Грех совершается в отношении некоторых, на том основании, что они сами грешны, во благо многих. Но с т.зр. Истины путь к благу не может лежать ни через какой грех. Именно поэтому путь к благу лежит через личное страдание, ибо тот, кто отказывается от греха в этом мире страдает. Социализм говорит: я избавлю тебя от страданий, тебе будет благо. Каким образом? Через допущение греха».[13] Именно так. Поэтому в западных формах этого же самого социал-христианства мы имеем теперь (на выходе, или в качестве исторических плодов) такие вещи, как «христианский гомосексуализм», «христианский аборт», «христианская эвтаназию» и прочие «избавления от страданий», физических и нравственных («мук совести»). Утопия православного социализма заключается в том, что его сторонники пытаются уверить себя и других, что на православной почве все будет по-другому (не как у протестантов, католиков и фурьеристов). Но будет ровным счетом то же самое, то есть гарантированное обмирщение христианских категорий, девальвация всего собственно православно-церковного и подмена его гуманистическими и националистическими имитациями. Потому что весь этот проект изначально (как можно судить по аберрациям самой теории) является «кашей из топора», где топор - это православие, а социализм - каша. По мере готовности продукта, топор вынимается и откладывается в сторону, дабы не мешал потреблять продукт (социализм).[14]

Подлинное православное учение по этому вопросу заключается в том, что «ни равенства, ни совершенной свободы, ни благоденствия на земле в той степени, как этого желают и это обещают восторженные лжеучители, быть не может. Это возвещено нам Словом Божиим; доказано опытом. Несвободное состояние людей, имеющее многоразличные формы, как это должно быть известно и понятно всякому образованному, есть последствие ниспадения человечества во грех [св. Иоанна Златоустаго толкование на послание к Ефесеем]. Первою властию была объявлена власть мужа; первою зависимостию - зависимость жены. С этой минуты власть сопряжена с насилием, подчинение сопряжено со страданием. Такими они остаются поныне; такими останутся до окончания мира».[15] Понимает это, трезво посмотрев вокруг на стада «козлов», и проповедник православного социализма. Поэтому «ждать какого-то плавного некатастрофичного перехода к нему не приходится»; «эгоисты и люди, ненавидящие общинный образ жизни никуда не денутся...»[16] Стало быть, пусть «козлы» пеняют на себя. Ибо Бог ждет, и без православного социализма, хотя бы на один день осуществленного, история не сможет завершиться, и Царство Небесное на землю не спустится...

«Се, Жених грядет в полуночи...» Но если Невеста в коммунизм так и не облачится, то, что же, значит, Он, как у Зощенко, «жениться перестанет»? Абсурдность такого вывода из теории Сомина и говорит о том, что «православный социализм» - это не Богом поставленное условие спасения Церкви и человеческому обществу, но наоборот, человеческое условие - Богу, навязывание своей воли - Церкви. А это и есть типичный протестантизм как христианский титанизм, только «православного» извода.

[1] Сомин Н.В. Православный социализм. Гл.IX. http://ruskline.ru/analitika/2015/07/10/pravoslavnyj_socializm/

[2] Там же.

[3] Сомин Н.В. Почему нам необходим православный социализм? http://ruskline.ru/analitika/2012/11/13/pochemu_nam_neobhodim_pravoslavnyj_socializm/

[4] Ср.: «Нет никаких причин считать, что хилиазм был соборно осужден» (Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век. Диалог первый. О «ереси» хилиазма / www.fr-victor.ru).

[5] Сомин Н.В. Православный социализм. Гл.IX.

[6] Хортон С. Систематическое богословие. Гл. 18. Цит. по изд.: Спригфилд, Миссури, США, изд. «Life», 1999. С.883-884, 890 / Йорген Молтманн, Theology of Hope: On the Ground and the Implications of a Christian Eschatologv, пер. Джеймса Лейтча (New York: Harper & Row Publishers, 1967), 16 / Фингер; Christian Theology, T.I, 74-77; Xaec, What Are They Saying, 10-11; Шварц, On the Way to the Future, 107 / Эрл Полк, Satan Unmasked (Atlanta: К. Dimension Publishers, 1984), 254,264. Майкл Мориарти, The New Charismatics (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1992), 93. Также см. Эрл Полк, The Wounded Body of Christ (Decatur, Ga.: K-Dimension Publishers, 1985), 140.

[7] Ср.: «Нет веры в самом папе. В служителях церкви - разве суеверие. (Попытки обновленного христианства в величайших представителях католицизма, Ламенне, Лакордер)» (Достоевский Ф.М. Записная тетрадь 1864-1865 гг. / Д.,ХХ,189). «Ламенне Фелисите-Роберт (1782-1854) - французский мыслитель; будучи учеником Сен-Симона, проделал эволюцию от ортодоксального католицизма, через отрицание светской власти папы к христианскому социализму и к разрыву с католической церковью. Книга Ламенне "Слова верующего" (1834) была известна Достоевскому: экземпляр ее имелся в библиотеке Петрашевского»; «Лакордер Жан-Батист-Анри (1802-1861) - французский проповедник, член академии. Сблизившись с Ламенне, участвовал вместе с ним в издании журнала "L'Fvenir". Лакордер пытался примирить ортодоксальный католицизм с идеей политической свободы...» (Батюто А.И. Примечания / Д.,ХХ,380).

[8] Сомин Н.В. Православный социализм. Гл.IX.

[9] Там же.

[10] Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.,1958. Т.IV. С.434.

[11] Ср.: «подлинная ассоциация - искусство использовать в производстве все страсти, все характеры, вкусы и инстинкты - является новым социальным и промышленным миром» (Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. / Фурье Ш. Избранные произведения. М.: Гос. соц.-эконом. изд., 1938. Т.2. С.16).

[12] Сомин Н.В. Православный социализм. Гл.IX.

[13] Сомин Н.В. Православный социализм. Гл.IX. Комментарии. http://ruskline.ru/analitika/2015/07/10/pravoslavnyj_socializm/#comments

[14] Ср.: «Обладая в избытке богатствами, наслаждаясь вдоволь всякими удовольствиями и идя к богатству путями истины, народы воскликнут в священном опьянении: "Вот пришли дни милосердия, обещанные утешителем, сказавшим: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (от Матфея, глава V). Через общественную гармонию бог нам являет необъятность своего провидения, и спаситель, согласно своему пророчеству, приходит к нам во всей славе своего отца. Это - царство Христа, он торжествует, он - победитель» (Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. Цит. изд. С.357-358).

[15] свт. Игнатий (Брянчанинов). Архипастырские воззвания по вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости. От 6 мая 1859 года / Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Изд. «Паломник», 2006. Т.2. С.399-400.

[16] Сомин Н.В. Православный социализм. Гл.IX.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

249. Ответ на 242., Олеся Сергеевна :

Уважаемые читатели, а вы видели, Николай Владимирович Сомин ответил автору этой статьи ! Вот ссылка http://chri-soc.naro...hrist-socializme.htm

Видали. Все то же самое: хилиазм не осужден (это "тайна", допускающая различные "мнения"); под видом полемики с "истинно православными консерваторами" спор с вероучением Церкви. Здесь только (после обличения) это не афишируется. Но достаточно посмотреть, какими словами "в себе" эта братия хулит митр. Макария за его "Догматическое богословие". Отсюда и "святоотеческий хилиазм" (у других –"святоотеческий апокатастасис", "святоотеческий экуменизм" и т.д.). Конкретный ответ на отдельные реплики – в комментариях к продолжению этой статьи.

Буздалов А. / 09.08.2015 07:23

248. Тоталитарный капитализм. Рабы денег.

Тоталитарный капитализм. Рабы денег. http://www.youtube.com/watch?v=_XbbQCf2Pco

г-н Инспектор / 08.08.2015 20:44

247. Сегодняшний капитализм – это экономический фашизм

Сегодняшний капитализм – это экономический фашизм http://www.youtube.com/watch?v=GvZFV0aMJzE#t=129

г-н Инспектор / 08.08.2015 20:29

246. Ответ на 242., Олеся Сергеевна:

Уважаемые читатели, а вы видели, Николай Владимирович Сомин ответил автору этой статьи ! Вот ссылка http://chri-soc.naro...hrist-socializme.htm

Вопрос к уважаемой Редакции РНЛ: обращался ли Н. В. Сомин с просьбой опубликовать свой ответ на страницах РНЛ?

245. Ответ на 242., Олеся Сергеевна:

Уважаемые читатели, а вы видели, Николай Владимирович Сомин ответил автору этой статьи ! Вот ссылка http://chri-soc.naro...hrist-socializme.htm

Спасибо за ссылку.

г-н Инспектор / 08.08.2015 12:30

244. Ответ на 243., Коротков А. В.:

Ни на каком капиталистическом мерседесе мы никуда не едем. Мы сидим в багажнике мерседеса, а нас возят по кочкам. Поэт...

Пока только учусь.

г-н Инспектор / 08.08.2015 12:26

243. Ответ на 240., г-н Инспектор:

Ни на каком капиталистическом мерседесе мы никуда не едем. Мы сидим в багажнике мерседеса, а нас возят по кочкам.

Поэт...

Коротков А. В. / 07.08.2015 14:19

242. Re: «Что такое православный социализм?»

Уважаемые читатели, а вы видели, Николай Владимирович Сомин ответил автору этой статьи ! Вот ссылка http://chri-soc.narod.ru/polemika_na-RNL_o_christ-socializme.htm

241. Ответ на 217., Андрей Карпов:

Видимо, плохая метафора. Что я ею хотел сказать: социализм точно также алчет экономической эффективности. "Догнать и перегнать Америку" - помните? Не догоним. Для социализма человек - винтик государственной машины по обеспечению эффективности. Взамен человеку обещается гарантированная доля в распределении благ. И то и другое - чисто материальный план. Мамонизм.

Уважаемый Андрей Владимирович, в Вашей голове сплошная каша, не имеющая к Православию никакого отношения! Ваш образ мышления - как у типичного язычника. Вы - «без Царя в голове». Православие очень сложная тема (в нём присутствует учение о Троице, и много чего ещё парадоксального, о чём Вам писал А.Л.Казин). Вам же для начала нужно разобраться в том, что есть единобожие. Без этого Вам никуда! Но дело не только в Вашей религиозной безграмотности, но и в склонности Вашего характера к лукавству и лицемерию. Вот, Вы опять пишете: «Для социализма человек - винтик государственной машины по обеспечению эффективности. Взамен человеку обещается гарантированная доля в распределении благ. И то и другое - чисто материальный план. Мамонизм.» Вы кого пытаетесь обмануть? Меня? Других православных христиан? Наверное. Но, в первую очередь, Вы обманываете сами себя. Написав в очередной раз «социализм» вместо «православный социализм», вы в очередной раз исключили соработничество Бога и человека. И тогда, конечно, «невозможное человекам» так и останется невозможным. И всё бренное существование человека в этом мире – это мамонизм, и: «Да здравствует капитализм»… в котором нет места Православию. Уважаемый Андрей Карпов, Вы, как бы, пытаетесь бороться с мамонизмом, а на самом деле…ему служите. Так может, Вы, на самом деле, ему служите, и только делаете вид, что пытаетесь с ним бороться? А боретесь с Православием?

г-н Инспектор / 07.08.2015 10:20

240. Ответ на 217., Андрей Карпов:

Из того, уважаемый Андрей Карпов, что Вы язычник и идолопоклонникЕще раз напоминаю Вам о загробном Суде. Я понимаю, что поупражняться в придавливании оппонента доставляет Вам удовольствие, но мы будем отвечать за каждое слово. И если Вы даете человеку характеристику, которая не оправдывается, это будет считаться клеветой... Дьявол переводится как "клеветник". Он в таких случаях радуется.

Попробуем ещё раз. Вы излагаете: «Экономическая эффективность и есть мамона в чистом виде. И строй, при котором достигается расцвет мамонизма - капитализм. Этот строй обеспечивает наибольшую экономическую эффективность. А социализм, в котором мамонизм менее выражен, неизбежно проигрывает гонку за эффективность.» Во-первых, есть большие сомнения, что в России эта формула работает. Из того, что средства эффективно разворовываются, не следует экономическая эффективность. То есть эффективное служение мамоне есть, а экономической эффективности нет. Во-вторых, где Вы отчётливо наблюдали экономическую эффективность в России вообще за 25 лет. (Кроме добывающих отраслей и торговли). Далее Вы утверждаете: «Поэтому гнаться на велосипеде (социализм) за мерседесом (капитализм) по пыльной дороге экономической эффективности - бесполезное дело. Надо сменить цель. Но государство не может не быть экономически эффективным (иначе его съедят).» Исходя из непонятной (недоказанной) эффективности российской экономики Вы настаиваете на том, что Россия должна продолжать служение мамоне (эффективности). И именно служение мамоне (эффективности) спасёт её от поедания. Но то, что Вы пропагандируете (проповедуете), - откровенное идолопоклонство или форменное язычество, а Вы (соответственно) - законченный поганец (от «paganus») - язычник и заслуживаете того, чтобы Вас гнали с РНЛ (поганой метлой). Напоминаю Вам, что Ваша православность уже однажды скоропостижно скончалась, а Ваш диагноз («законченный язычник») вряд ли будет способствовать её воскрешению. Россию будут кушать не потому, что она не будет служить мамоне (эффективности), а, наоборот, из-за того, что она будет пытаться служить мамоне (эффективности) и не будет служить Богу. Что мы и наблюдаем в последнее время в политике и экономике. Ни на каком капиталистическом мерседесе мы никуда не едем. Мы сидим в багажнике мерседеса, а нас возят по кочкам. Истинная Православность – плохой маркер в глазах высшего жречества капитала. От нас ждут «перезагрузки»: во избежанни вutthurt (жаргон от Шевцова) народ должен сменить свою ориетацию – стать вполне европейским (протестантским) и получить права на управление мерседесом. Но народ (подавляющее большинство) не спешит менять свою ориентацию и терпит эту самую вutthurt. На этом фоне очень удивляет Ваш оптимизм и настойчивость на продолжении вutthurt - терапии. Невольно вспоминается: были бы мозги – было бы сотрясение. Но у Вас ничего не болит… Далее Вы продолжаете: «Поэтому не существует возможности социальной победы над мамонизмом, Результативная борьба с ним возможна только на уровне личности.» Простите, но Ваше «поэтому» висит в воздухе. Вы не доказали, что не существует возможности социальной победы над мамонизмом. Вы доказали, что Ваш образ мыслей – это образ мыслей язычника. Вы доказали, уважаемый Андрей Карпов, что Вы - «без Царя в голове»! Что Его место у Вас в голове занимает мамона – языческий божок, и Вы ему служите! И предлагаете всем, кто Вас слушает и читает, присоединиться к Вам – служить мамоне (эффективности). Но заповеди гласят: «Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим.» «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.» Вы, многоуважаемый Андрей Карпов, пытаетесь ввергнуть весь русский православный народ в соблазн идолослужения – тяжелейший грех, за который обязательно придётся расплачиваться до четвёртого рода. Поэтому, как мне кажется, уважаемый Андрей Карпов, из того, что лично Вы язычник и идолопоклонник совсем не должно следовать то, что все россияне должны быть язычниками и идолопоклонниками! Возможность социальной победы над мамонизмом предлагает Н. Сомин. Его модель опирается не на то, что Россию спасёт мамонизм (эффективность), а на то, что Россия будет служить Богу и будет с Богом. Это нормальный православный взгляд нормального православного христианина. В отличие от Вас, уважаемый Андрей Карпов, уважаемый Николай Сомин «с Царём в голове». Характер распределение прибыли при православном социализме даёт возможность экономике быть эффективной и не служить мамоне. Прибыль может распределяться в интересах всего православного сообщества (возлюби ближнего…и врагов) или даже в интересах Господа Бога (поскольку православное сообщество подконтрольно Богу). Может, мы будем пользоваться не самым быстрым транспортным средством - велосипедом, но гнать нам никуда не надо – мы будем с Богом. И будем ехать в правильном напрвлении (туда, куда укажет Господь Бог) и наши права (православные) менять не надо – они самые настоящие! Ориентацию тоже менять не надо.

г-н Инспектор / 07.08.2015 10:09
Загрузка...
Александр Буздалов
Чем нам ответить Фанару?
Нужно обращаться к решениям Вселенских Соборов, а не дискутировать о греческой грамоте XVII века
05.10.2018
Вечера на хуторе близ Афона
О третьем, виртуальном, экзархе Константинополя на Украине
19.09.2018
Культурная революция как предпосылка политической
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
21.07.2017
Парадоксы «православного социализма»
Февральская революция и ее оценка в отечественной философии истории
04.04.2017
Все статьи Александр Буздалов
Последние комментарии
Отрицание подлинности останков носит научно-обоснованный характер
Новый комментарий от Анатолий Степанов
24.07.2021 06:57
Показательно и жёстко
Новый комментарий от учитель
24.07.2021 02:17
О возвращении Русской Церкви отобранных землевладений
Новый комментарий от Тюменец
24.07.2021 02:16
Перестройка началась с Хрущёва
Новый комментарий от учитель
24.07.2021 02:05
Покаяние за предков
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.07.2021 01:37
«Ничего нельзя навязывать, но нужно объяснять»
Новый комментарий от Андрей Карпов
23.07.2021 21:56
Нужен Поместный Собор Русской Церкви!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.07.2021 20:18