День Славянской Письменности в самом центре Санкт-Петербурга был отмечен спектаклем в исполнении бесноватых из «Дефиле героев Достоевского», где актер с бородой был назван Достоевским и представлен как кутюрье для своих персонажей. На Малой Садовой собралась непроходимая толпа народа. Так веселое шоу, собравшее множество зрителей, выразило свое отношение к русскому писателю, меньше всего стремившегося распотешить дергающимися клоунами своих читателей. Он мучительно искал больное и темное в человеке, чтобы открыть всем нам путь к свету, но в память о его трудах нашлись желающие превратить все его искания в потешную клоунаду. В прошлые годы они уделяли внимание Даниилу Хармсу. Это было достаточно органично, и для постановщиков вполне по уму, но гордыня бездарей не знает разумных границ. «А не взяться ли нам за самого Вильяма Шекспира?» - этот вопрос обсуждался героями фильма «Берегись автомобиля».
Раскольников бестолково, но яростно болтающий руками; старуха процентщица с топором, торчащем из головы; Рогожин, в пьяном угаре выбивающий пыль из овечьей шкуры; Сонечка Мармеладова, задирающая свою просторную юбку так, чтобы все убедились, что под ней почти ничего нет, - составили лишь малую часть веселого шоу под бодрящие вопли клоунов с бубенчиками в руках. Как будто никогда и не было Достоевского, а всегда был веселый, пьяный, разгульный балаган. Зачем читать романы с нудным выяснением смысла жизни? Теперь даже для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочесть статью из Википедии и посмотреть подобное шоу. Отвечая на тестовые вопросы, уже не перепутаешь старушку процентщицу с топором в голове со старушкой в инвалидном кресле из романа «Игрок», а выбивателя пыли - Рогожина с прилично одетым Раскольниковым.
Комитет по культуре, благословивший это позорище хотя бы тем, что на деньги налогоплательщиков воздвиг сцену и предоставил её для глумливого веселья мелким крикливым бесам театрального мира. Креативные люди, сидящие в Комитете по культуре и хорошо знающие, как с максимальной пользой проводить мероприятия, понимают эту пользу достаточно своеобразно. Трудно сказать удалось бы им сделать в День Славянской письменности что-нибудь более омерзительное, если бы бюджетных денег им выделили побольше. Однако порадуемся их креативности хотя бы в таких масштабах, так как праздник ненависти к русской культуре и творчеству Достоевского им удался на славу. Режиссер спектакля Александр Баргман воплотил в театральное действо идею и сценарий Веры Бирон. В советское время Достоевского было принято считать антисемитом, поэтому до конца 70-х его наследию в учебниках литературы была посвящена всего лишь одна страница. Либеральные времена приготовили писателю не менее изысканную месть, чем забвение. Пародия на духовные ценности очень весело отыгралась и на образе Алеши Карамазова появившимся перед зрителями в виде неистово крестящегося с дебильным лицом под слова ведущей о том, что Алеша послушник монастыря, что он всем всё прощает и любит вишневое варенье. В День Славянской Письменности нам популярно пояснили, что из себя представляет русская литература и кто мы такие, до сих пор пытающиеся ответить на сложные вопросы бытия с её помощью.
Ерничество гордо назвалось дефиле и кривляясь приветствовало «читающих книги».
Прошло это пошлое «действо» прямо напротив памятника императрице Екатерине II и Александринского театра... Было не только издевательством над памятью Достоевского, над петербуржцами, но и гостями города. Хочется спросить - за что такое отношение? - Видимо, на вопрос следует ждать циничного ответа из другой плоскости: «за бабки».
Коллектив этот негосударственный, и существует при Санкт-Петербургском общественном благотворительном фонде друзей Музея Ф. М. Достоевского... Интересно, благотворители-то и музейщики, пекущиеся о памяти великого русского писателя, к действу подопечных как относятся? Неужели считают, что это развивает интерес к изучению его творчества?
Те же, кто отвечает за проведение этого шоу на данной площадке в Комитете по культуре СПб (и отчитается этим мероприятием) хочет, видимо, убедить нас, что нет в Санкт-Петербурге ничего лучшего (ни спектаклей, ни артистов), которые бы можно было показать в День Славянской письменности и культуры. Это не так! Город богат талантами, есть у нас народные, казачьи и детские коллективы, есть и прекрасные артисты.
Но кому-то важно было показать именно Это... Оттеснить и фальшивкой заменить настоящее искусство.
Было в сем нечто провиденциальное - фраза, неоднократно повторенная лицедеями: «Вон! Вон со сцены!»
И действительно, Санкт-Петербург достоин лучшего.
Источник.