Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол
глагол на вы лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
(Мф. 5:3-12)
Счастливыми хотят быть все. О том, как этого добиться, написано много книг и статей. Большинство авторов согласны, что возможности человека безграничны и, чтобы раскрыть их, предлагают определенную методику, включающую дыхательные и физические упражнения, медитацию, голодание, настрои и т. п. Но есть книга, в которой о счастье говорится по-особенному - это Евангелие, где Сам Христос дает заповеди блаженства или, говоря современным языком, заповеди счастья. От Него не услышишь советов о приобретении богатства и успеха; все это временное, преходящее. Идущим за Ним Господь обещает блаженство вечное.
Евангельские заповеди, словно 9 ступеней, ведут в Небесное Царство. Далекое, из другой реальности. А мы живем здесь и сейчас, и наши суетные потребности, нелепые на пороге смерти, кажутся такими необходимыми на просторе жизни. Книги о счастье земном становятся бестселлерами, а таинственные их приверженцы должны кануть в лету, потому что пока известны только христианские счастливцы - блаженные, об остальных мы слышали и читали только как о гипотетически возможных.
Во все времена люди желали лучшей участи и для этого нередко пытались подчинить себе силы природы и волю других людей. Но, как показала жизнь, сами становились жертвами магии. Колдуны тяжело умирают и живут не легче. Сегодня магия нередко маскируется под иными именами. Медитация, общение с подсознанием и подобные «духовные практики» имеют ту же сущность: устанавливая связь с «высшими» (или «внутренними») силами, человек не может совладать с ними. Вместо желанного управления ими сам становится рабом: попробуй ослушаться, и тебя ждут нестерпимые душевные терзания.
Во многих книгах дают верный совет: познай себя. Это же гласит первая заповедь Христа, но она о людях уже увидевших свою сущность: «блаженны нищие духом...». Чтобы встать на первую ступеньку, ведущую в рай, нужно осознать свое реальное состояние, свое бедственное положение и обратиться к Творцу. Но путь к Богу, как правило, долгий. Человек не хочет видеть себя слабым, больным, зависимым, беспомощным. Самообман собственного величия развенчивается при определенных обстоятельствах: тяжелая болезнь, смерть близких, потеря социального статуса, когда человек постигает всю свою немощь и бессилие что-либо изменить. Пока все идет по плану, мы чувствуем себя на высоте. Но вот все выходит из-под контроля, не помогают ни деньги, ни власть, ни сила, ни ум...; хрупкий мир, созданный тобою, рушится. Важно найти причину обвала, иначе новостройку постигнет та же участь. Заметив немощь, нужно искать ее источник. Таковым является грех, словно клякса уродующий прекрасное творение Бога - человека.
Христианство - религия, которая, указывая на падшую природу человека, возвращает его к первоначальному состоянию. В других религиях и учениях человек сам пытается вернуть первозданную природу (или раскрыть ее в себе). Православие утверждает, что это невыполнимо. Слова Христа: «Без меня не можете ничего» (Ин. 15:5) - это обращение к уже заболевшему человеку, духовному калеке. Поэтому и понадобилось пришествие «нового Адама». Бог воплотился, приняв природу, искаженную грехом, и восстановил ее, победив смерть, воскреснув.
Увидевшие свою духовную немощь, изменяют свою жизнь, приходят к Христу и через принятие Его плоти и крови душевно исцеляются. Но грех - болезнь тяжелая, и курс лечения длится всю жизнь, борьба за душу не затихает ни на секунду.
Постигнув свою нищету, человек стремится к первозданной чистоте, и эта тоска выливается, по словам Николая Сербского, в слезы о потерянном рае.
Обетованная земля Царства Небесного принадлежит кротким, потому что они доверились Богу и идут его стезей: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...» (Мф. 11:29)
Любящие Христа жаждут не временных земных благ, но Божьей правды. Они идут к заветному счастью, естественному состоянию человека, в которое он был погружен от создания и которое ждет его снова. На этом пути они упражняются в милосердии к больным людям, грешникам. С любовью смотрят на них святые, потому что во всем видят творения Бога. Очистившие свои сердца, они умеют разглядеть в человеке образ Божий, иногда едва заметный под налетом греховной скверны. Воспринимая каждого как икону (= образ Божий), испачканную, истертую, но все же икону, жалея и любя, человек примиряется со всеми. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Познавшие и принявшие истину готовы отстаивать ее до самой смерти и претерпевать любые гонения.
Смысл жизни на Земле - подготовить себя к вечности. Приходя в церковь, нужно помнить, что это не собрание праведников, а лечебница для грешников: «...не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Перед нами пример святых, научившихся уже здесь жить как в Раю.
Путь в Царство Небесное трудный, но надежный, проложенный самим Богом и его святыми последователями. Ступая по этой крутой лестнице, и спотыкаешься, и падаешь. Но нужно вставать и идти, потому что позади - тьма, а впереди - свет Христов и радость Воскресения.
1. Re: Трудный путь к счастью