В первое воскресенье Великого поста на Никейском Вселенском соборе 787 г. была осуждена последняя из крупных ересей. Разумеется, сами извращения христианской веры от этого не исчезли и всплыли через столетия, будучи положенными в основы бесчисленного числа сектантских учений (о человеческой природе Христа или, наоборот, исключительно Божественной, о недопустимости празднования воскресения вместо ветхозаветной субботы и т.д. и т.п.). Однако со времени Седьмого (Никейского) каждая новая секта была лишь перевоплощением какой-либо из существовавших ранее.
Последним лжеучением оказалось иконоборчество, поддержанное императором Львом Исавром (а сегодня исповедуемое баптистами - единоверцами «кровавого пастора» Турчинова). Уничтожение икон (а с ними и их заступников) обосновывалось ветхозаветной заповедью «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4-6). Кумирами (идолами) были объявлены иконы.
На самом деле на то имелись куда более прозаические причины. Лев Исавр желал таким образом выказать себя союзником могущественного тогда мусульманского мира, буквально придерживающегося вышеуказанной заповеди.
Собор отверг эту пораженческую ересь и определил «поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным».
Византийский император получил отповедь даже от министра при дамасском халифе Иоанна Дамаскина. В своем знаменитом «Слове в защиту святых икон» будущий христианский святой писал, что древнему Израилю действительно нельзя было изображать невидимого Бога, но когда Невидимый, облекшись во плоть, сам стал видимым, тогда кто же мешает и нам изображать его, рожденного от Девы, крещенного в Иордане, преобразившегося на Фаворе: «все рисуй и словом, и красками, и в книгах, и на досках».
Тем не менее гонение властей продолжалось на православных еще полвека - при сыне Льва Исавра Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре, а затем императорами Львом Армянином, Михаилом Бальбой и Феофилом. Вот вам и «государственная церковь со времен Константина Великого».
В память о торжестве Православия на последнем Вселенском соборе в 1-ю неделю Великого поста служится чин, называемый Торжество православия. Особое место в этой службе занимает анафема еретикам и раскольникам.
Анафема - отнюдь не проклятие. Это скорее удостоверение того, что человек своими действиями сам вывел себя за пределы церковного сообщества. Итак, кому же в этот день читаются анафематизмы?
«Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает (что мир сотворен случайно, - Д.С.) ».
«Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим». Этот анафематизм, очевидно, относится к тем, кто, отождествляет Бога с природой или неким «упорядочивающим началом». Понятно, что подобная «физическая субстанция» не может обладать такими качествами, как праведность, милосердие, премудрость и т.п.
«Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого бытии». Эта часть адресована как тем, кто считает Иисуса просто историческим персонажем, так и тем, кто называет Его не более чем пророком (как это принято в исламе) или лжепророком (в иудаизме). В равной мере это касается и теософов, ставящих Христа в один ряд с множеством «учителей человечества».
«Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение». «Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства» Эти анафематизмы относятся к тем, кто видит в христианстве не более, чем систему нравственных законов, а не путь к вечной жизни через церковные таинства, совершающиеся Самим Христом.
«Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева» - то есть отрицающим сверхъестественное рождение Богочеловека.
«Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину» - т.е. отрицающим действие Святого Духа в пророках, авторах Писания, православных целителях, да и простых молитвенниках.
«Отмещущим (отрицающим, - Д.С.) бессмертие души, кончину века (конец Света, - Д.С.), суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение».
«Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая». Этот анафематизм обращен к тем, кто видит в церкви не сообщество христиан и Самого Христа, действующего через церковные таинства, но не более чем собрание для совместной молитвы и «общения о Боге».
«Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая». Те, кто верит в одно лишь Писание и отвергают учения более поздних отцов Церкви, таким образом, отрицают проявление Господа в христианстве после Его телесного пребывания на Земле.
«Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя бытии идолы». Этот анафематизм относится к тем, кто видит в иконах и прочих чудотворных реликвиях не проявления Божественной благодати, а самостоятельные предметы культа.
К числу «отвергающих соборы» в полной мере можно отнести тех, кто сознательно нарушает каноны, отцами Церкви установленные. Это и раскольники, и нарушители клятв, данных на кресте и Евангелие. Поэтому в числе прочих еретиков в этот день на службе произносятся имя Мишки Денисенко (бывшего митрополита Киевского Филарета) и Ивашки Мазепы.
Есть в чине и такой анафематизм: «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену». Только, боюсь, не все священники ныне его произносят.
Впрочем, уверен, и по «Филарету» и иже с ним не пройдутся завтра мазепинцы драбинки с коваленками.
Ну, что же, за них Ангел анафему прочтёт. А, может, и по ним.