Дал интервью журналисту «Je suis Kuljabin» (в девичестве гражданка Екатерина Соловьёва) для издания. Теперь осталось посмотреть, что из этого и в каком виде дойдет до публики.
Вопрос: Какой вы предполагаете цель ваших действий?
Цель - пресечь оскорбление священных для христиан образов и тем. В юриспруденции используется формулировка «религиозные чувства верующих» как объект посягательств. С точки зрения юридической техники, это, безусловно, верно, однако это только производное от главной для верующего человека составляющей такого проступка. Любой желающий на самом деле может оскорблять и травить верующего - словом, карикатурой или львами, кому на сколько хватит сил, смелости и наглости, однако в рассматриваемом случае все гораздо серьезнее. Уязвление священного - гораздо больнее, наносит несравнимо больший ущерб. Проблема в том, что часть общества не обладает тем «органом» который может переживать по этому поводу. Отсюда полное непонимание происходящего и, как следствие, всё это становится провокацией раскола общества. Так что цель остановить всё это.
Разбирательство в суде превратили в фарс. Кто может оценить был факт оскорбления или нет, как ни сам оскорбленный? Я допускаю, что кому то и плевок в лицо не оскорбление, а для другого - слишком пристальный взгляд на его супругу покажется поводом для разбирательств. То, что суд не установил факта совершения действий посягающих на священные истины и символы, - факт прискорбный. Это «пиррова» победа для «Je suis Kuljabin». Конфликт, который суд имел шанс разрешить, только усугубился, а кроме того он вышел далеко за пределы самой темы культуры, оперы и прочее. Он стал конфликтом мировоззренческим. А это уже более чем серьезно. В прессе мелькнула, озвученная кем-то из членов СПЧ (Совета по правам человека при Президенте РФ), оценка об отсутствии в рассматриваемом случае необходимости юридической защиты прав верующих. Это очень показательно. Это катастрофа, поскольку человек оскорбленный, не нашедший защиты у государства, а напротив, осмеянный всеми сферами публичного общества (СМИ, все ветви власти) - вынужден решать ситуацию иным способом. Кстати, мы все знаем, как это бывает.
Вопрос: Готовы ли сейчас, когда закончился суд, пойти на переговоры с театром, или будете обжаловать решение (или подавать новые иски)?
Не мы обращались в суд, так что вопрос не к нам, а к прокурору. Что касается перспектив рассмотрения административного дела в вышестоящих инстанциях, то я как юрист с 20-летним стажем, их оцениваю очень скептически. Решения, озвученные 10 марта, принимались в действительности не судьей Сорокиной, и даже не на уровне руководства суда области. Думаю, что такое решение было принято в Москве, сюда спустили уже готовое и задолго до 10 марта. Так что, без дополнительного набора обстоятельств, ничего не поменяется с точки зрения оценки произошедшего со стороны власти. На Господа я уповаю, однако (а может быть и потому) пустых надежд на справедливый суд здесь, я не питаю.
Вопрос: Как вы считаете, может ли художник (в широком смысле слова) для того, чтобы показать грех персонажа, использовать приемы, которые можно назвать богохульством, даже если этот грех впоследствии осуждает?
Любая гипотеза может быть проверена путем усиления посылок для нее. Давайте экстраполируем этот прием на то, что еще вызывает у Вас например неприятие. Например, таким «художественным» приемом попробуем осудить педофилию, надругательство над вашей матерью, что еще вас может смутить? Каннибализм? Убийство? Тогда убейте и съешьте на сцене человека, а в четвертом акте пожурите «героя» и тут же простите.
Все очень просто. Дорогу в ад не преградить стремящимся туда, однако устилать этот путь ковровыми дорожками за счет государства (и опосредованного через него, и за счет самих верующих) особо утонченное издевательство.
Сумма не маленькая. Для полной ясности, Мединскому осталось только подтвердить, что именно ЭТО (то, что сделал Кулябин) Министерство (оно же государство) и заказало Мездричу и Кулябину. Хотя иллюзий и так нет. То, что мы видим - это особый садизм и самоубийство для России.
И главный посыл: даже если вы не понимаете, что собой представляет Священное, что такое Бог, если у вас нет этого, если это не ведомо Вам, и вы не можете определить, что такое религиозное чувство, то достаточно просто не трогать эту тему. Никак. Ну, то есть ВООБЩЕ НИКАК. Не трогать и все! Этого достаточно. В верующих - плюйте, бейте, смейтесь над ними, все что угодно. Святынь не троньте, и все будет - хорошо! Так просто. Не правда ли?