Соблазны имперских симфоний

Бывший СССР 
0
1039
Время на чтение 7 минут

Радуюсь исполнению «имперской симфонии». И неожиданно для себя ловлю себя на мысли: а ведь сто лет назад она, симфония, звучала более мощным многоголосием. Хотя за стенами концертного зала был уже другой народ, иная Россия. Российская империя была в то время на пике своей мощи, как экономической, так и военной. Но уже жуки-древоточцы (социалисты всех мастей) источили своими ходами это мощное российское древо. Налетели ветры буйны, поободрали пышную крону его. Мощное древо устояло. А через 70 лет вдруг стало разрушаться само по себе. Внутренняя древесина его расслоилась «национальными» трещинами, разрушая единый некогда русский ствол расколами украинского и белорусского. Поросль вокруг отделилась в отдельные стволы национальных государств.

И вот уже новые исполнители симфоний собрались в концертном зале. Голоса их звучат призывно, мелодия ими извлекаемая наполняет зал и сердца собравшихся надеждой имперского будущего. А что за стенами зала? Там произошли глубокие изменения, которых оркестранты стараются либо не замечать, либо называть их «вражеским происком». В народе, в государственном устройстве, в этногенетическом состоянии русско-евразийского суперэтноса. Ободрённые исполнители не замечают этих изменений. Музыка возвращает их в прошлое, к величию державы, подвигам предков, замечательным их свершениям. Вот это несоответствие свершившихся этногенетических и социально-экономических изменений за последние сто лет и желание вернуться к прошлому вопреки им, настораживает. Разве можно войти в ту же реку дважды?!

Но исполнители не желают понимать этих изменений. Глубоко поэтические натуры лишены реального восприятия, их питают эмоции и мечтания. Да ладно бы они исполнились в границах России, где подавляющее большинство русские люди. Однако, нужно признать очень мощную прослойку метисированного населения от смешанных браков (Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Дальнего Востока), для которой всегда остро стоит вопрос двойственной этнической идентификации. Потом следует обратить внимание на тех русских, что оказались волею трёх мужичков в одну ночь разделёнными границами новых государств. Им-то как быть? Поддаться под обаяние имперской симфонии и пойти на соединение с русским народом вместе со своими территориями?! Тогда прибалтийские, кавказские, среднеазиатские государства могут очень сильно сократиться пространственно, обеднеть враз населением. Им эта симфония не нужна в принципе. Тогда что?

И уже звучат голоса по-русски экзальтированных людей: «русский - это тот, кто говорит по-русски», или «русские - это православные» и т.п. Позвольте спросить, русский был языком общения в границах Российской империи - СССР. Прибалтам, кавказцам, народам Средней Азии пора в очередь вставать за получением русской национальной идентификации?! А тем, кто принял православие из европейских народов, татар, хакасов и прочих, тоже озаботиться сменой этнической идентификации?! Вот что написал мне на днях православный молдаванин: «надоели вы русские, учи ваш язык, поддакивай вам в ваших имперских амбициях и вообще, я молдаванин и православный, таким и останусь». Это вольная передача нашей с ним переписки, но смыслы остались.

На русско-евразийском пространстве происходит величайший этногенетический сдвиг от русского к евразийскому, в конечном должный уравновесить русско-евразийскую суперэтническую систему. Попутно произошли глобальные изменения в социально-экономическом устройстве пространства. Мы видим уже не союзные республики, подчинённые русскому центру, русской идеологии, русским интересам, но вполне состоявшиеся государства. И вот уже великий объединитель русско-евразийского пространства современности Нурсултан Абишевич Назарбаев высказывает свои обеспокоенности русскими подвижками. Ведь в Казахстане проживает 24% русских и русcко-говорящих, несколько миллионов. Основная территория их расселения северные области. И что теперь думать президенту дружественной и близкой нам страны, услышав «имперскую симфонию» в исполнении русскоязычной элиты?!

Как итог симфонического исполнения стали принятые документы о церковном единстве, единстве русского народа. С первых слов становится ясным, составители не имеют никакого понятия об основополагающих основах русского этногенеза. «Очевидным критерием» на первое место поставлено самосознание. Как же быть с этногенетическими основами любого народа, точнее этноса, определяющими его глубоко этническое или как теперь модно говорить «национальное»? Ведь национальное самосознание базируется не на каких-то желаниях индивидов, называющих «себя русскими во время переписи населения». А на кровнородственных связях между людьми. Они могут быть прямыми (муж и жена, родители, общие прямые предки, потомки), а также второстепенными (родственники со стороны мужа и жены, более далёкие). Этногенетические, то есть, основополагающие для любой этнической системы или народа.

Также существуют другие связи внутри этноса, социально-экономические, культурные. И вот в этом случае татары и прочие представители народов России, еврейские выкресты могли стать «русскими». Нужно заметить по факту культурной ассимиляции: «что, однако, никогда не исключало присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру, религиозные традиции» (Декларация). И всё же уникальность русского этногенеза в другом. Русские в течение первых 700 лет сформировались как этническая система первого порядка, как этнос. После великой смуты начала 17 века русский этнос входит в состояние этногенетического вызревания. Имперские амбиции определяют эту эпоху, территория обитания расширяется до максимально возможных пределов. В общий этногенез в 17-20 вв. включаются около двухсот народов Северной Евразии. Что это означает? Происходит смешение русских из разных регионов между собой, русских с «инородцами», нерусских с нерусскими. Так складывается русско-евразийский суперэтнос. Система более высокого порядка, которая включала и тех, кто не имел кровнородственных связей с русскими, но был соучастником социально-экономического процесса. Культурным ассимилянтом. Например, Владимир Иванович Даль, составитель словаря русского языка.

Язык действительно является одним из критериев этнической идентификации с глубокой древности, но никак не «национальной». Поскольку «нации» продукт нового времени. Появившись в 18 веке, они пытались подменить этногенетическое социально-экономическим. Что и до сих пор: французами считаются все без исключения проживающие во Франции. «Российская нация» как продукт глубокомысленных размышлений учёной элиты объяла всех живущих в России. Отсюда это корявое «российская многонациональная нация». Что можно придумать смешнее?! При всех перекосах реальной жизни и терминологии, нельзя отрицать ни ведущей роли русского этноса в русско-евразийском суперэтносе, ни в государство образовании. При этом неплохо бы учитывать роль народов Северной Евразии в русском этногенезе и истории. Как только мы забываем об этом, так тут же теряем своих сородичей, соработников, союзников. А их многие миллионы. И мы, русские, связаны с ними великим множеством кровнородственных связей.

Всякое отрицание великой роли Православной Церкви в сложении и развитии русского народа есть грязное измышление. С какой бы стороны оно ни исходило. Принадлежность к русскому этносу (не будем пока налегать на термин «нация», слишком размытые критерии) определяется действительно сложными критериями: этногенетическими или кровнородственными и социально-экономическими или историческими, включающими язык, религию, культуру. Решающими или определяющими были, есть и останутся первичные этногенетические. Это они позволяли идентифицироваться через «свои - чужие» по отношению к другим этносам. Мы не просто создатели русской культуры, русско-евразийской цивилизации. Русские имеют свой уникальный этногенетический код, выделяющий их в массе народов этносферы. Антропологический тип, представленный разнообразием промежуточных типов. Русский народ составляют субэтносы, сложившиеся в течение долгого этногенетического взаимодействия с другими этносами. Как были сто лет назад великороссы, малороссы, белороссы, так и сегодня мы просто обязаны признать субэтносы казаков, сибиряков, новороссов. И даже поморов, которых осталось всего-то чуть более трёх тысяч. Признание не отрицает единства русского народа, но принимает его внутреннее многообразие. Оно уже случилось. Отрицание заводит нас в болото высокоумных измышлений. 

Мне откровенно не нравится размытая формула русской идентичности в «Декларации». Поэтому предлагаю свою, которую, кстати, пытался донести как до составителей этого документа, так и до Вас лично.

Я - русский, пусть даже на это будет указывать только один ген, одна маленькая капля крови, доставшиеся от предков. Я - русский по своим этногенетическим корням, выраженным в кровнородственных связях; по своему духовному православному окормлению; по своему воспитанию в русской культуре; по тому, что разговариваю на великом и могучем русском языке; по местообитанию на одной шестой части суши под названием Россия; по своей любви к милой Отчизне и отчим гробам. В этом моё русское самосознание, имеющее в основании любовь к Богу, любовь к ближнему своему и выражающееся в соборности во Христе.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 16., Лебядкин:

Вот так как-то....увы....?

Сейчас на ТВЦ передача "Право голоса". Умные дяди. Обсуждают тот же вопрос идентификации. Впечатление: тихий ужас! Разве поиск средств к существованию отменяет этническую идентификацию?

16. Ответ на 14., Владимир Иванович:

Может быть не о собеседниках думать плохо, а направить работу ума на решение реальных задач?!

Получилось несколько ....занятно....это что - Вы - Салтыкову предлагаете ? - это ведь из его произведения цитата..... А но сути дела - вот именно о собеседниках то лумать и надо, о присутсвующих и наличных, а не о тех, которые где-то там. И ещё более - по сути дела - увы и увы, беженцы с Донбасса не ищут в большинстве своём своих корней и этнических начал - они - в большинстве своём, как только схлынет первый угар стресса или испуга - ищут "достойностей" для грамотного потребителя.....нет, не этнические начала взыскуются, а скромное прозябание среднего уровня ими ТРЕБУЕТСЯ. Вот так как-то....увы....?
Лебядкин / 25.11.2014, 11:11

15. 12. Владимир Иванович :

"Вольному воля." Точно и верно о себе. Благодарю за откровенность.
электрик / 25.11.2014, 10:25

14. Ответ на 13., Лебядкин:

...Представьте себе, что этого 'кабы' не существует - какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!...» - /Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Питербурге», гл. 2/

Может быть не о собеседниках думать плохо, а направить работу ума на решение реальных задач?! А чтобы их решать успешно, необходимо представлять по каким законам живём. Есть законы развития экономики, общества,.. их изучают. Много ли говорится об этногенезе? Не потому ли так трудны моменты идентификации? Оттого и успешна украинизация. Оттого так трудно беженцы из Донбасса ищут свои этнические начала.

13. Ответ на 7., Владимир Иванович:

Не будете ли Вы так добры пояснить про "сахаровское болотце"?

Топологически — это напоминает митинги на Болотной и Сахарова, но более — на Сахарова, а по содержанию ещё вот какая «тонина» - «...Рад-с. Нам, консерваторам, не мешает как можно теснее стоять друг около друга. Мы страдали изолированностью - и это нас погубило. Наши противники сходились между собою, обменивались мыслями - и в этом обмене нашли свою силу. Воспользуемся же этою силой и мы. Я теперь принимаю всех, лишь бы эти все гармонировали с моим образом мыслей; всех... vous concevez /понимаете/?1...Притом же фраза: 'Я теперь принимаю всех' как-то странно покоробила меня. 'Вот, - мелькнуло у меня в голове, - скотина! заискивает, принимает и тут же считает долгом дать почувствовать, что ты, в его глазах, не больше как - все!' Вот это-то, собственно, и называется у нас 'сближением'. Один принимает у себя другого и думает: 'С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы...', а другой сидит и тоже думает: 'С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы...' Представьте себе, что этого 'кабы' не существует - какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!...» - /Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Питербурге», гл. 2/
Лебядкин / 25.11.2014, 06:52

12. Ответ на 10., электрик:

Истерить?И какое обсуждение чего-либо возможно после этого с вами?

Вольному воля.

11. Ответ на 9., М.Яблоков:

Русские как народ потому и русские, что их этногенетические истоки в двухстах народах Северной ЕвразииЭто что ...?

Это - РЕАЛЬНОСТЬ. Называется этногенез.

10. 8. Владимир Иванович

Истерить? И какое обсуждение чего-либо возможно после этого с вами?
электрик / 24.11.2014, 14:18

9. Ответ на 5., Владимир Иванович:

Русские как народ потому и русские, что их этногенетические истоки в двухстах народах Северной Евразии

Это что ...?
М.Яблоков / 24.11.2014, 13:23

8. Ответ на 4., электрик:

" А через 70 лет вдруг стало разрушаться само по себе."Но ведь это ложь.Сколько же можно лгать?Что можно построить на лжи?Кто, как, и когда прекратит это?

Будем истерить или займёмся обсуждением "лжи"?! Кстати, в чём Вы её видите?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Иванович Трипольский
Все статьи Владимир Иванович Трипольский
Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59