«Мы идем к коммунизму семимильными шагами! Скотина за нами не поспевает!»
Анекдот 70-х годов
Газета «АиФ» разгласила: 81 процент продовольственных товаров в России принадлежит транснациональным корпорациям, которые владеют даже землей, на которой наш земледелец лишь наемный рабочий. Российскому фермеру, сельхозпроизводителю фактически недоступны элеваторы и портовые терминалы.
Мы чужие на этом «празднике жизни»!
Тогда о какой помощи «отечественному производителю» идёт речь?!
Обрезание продуктового импорта затея замечательная, но её исполнение, увы, небезупречно!
На саммите в Минске Путин перед телекамерами показал наклейку «Сделано в Белоруссии», налепленную поверх этикетки «Сделано в Польше» и поиронизировал над обязательством Лукашенко бороться с такими фокусами.
По пути к столу россиянина все выращенное на фермах и выловленное в море усыхает на 35 процентов. Теряется в два раза больше, чем мы привыкли импортировать.
Общее производство животного белка у нас упало ниже уровня не самого благополучного по советским меркам 1975 года. Обеспеченность граждан молочными продуктами и рыбой по сравнению с обоснованными медициной нормами потребления составляет от 64 до 73%.
В «голодном» 1990 году мы с вами съедали в год по 20,3 килограмма рыбы, а нынче нам досталось менее 17 килограммов.
Доперестроечный россиянин поглощал в год 19 килограммов шоколада. А сегодня ему перепадает от силы шесть кило «шоколадной продукции» в год! И чаще всего это фальсификат с «шоколадным вкусом».
Зато водки пьем в полтора раза больше, чем производим! Чаще всего очевиднейшую мерзость. По оценкам ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности примерно 80% потребляемого нами сегодня «пойла с красивыми этикетками» - наглый фальсификат. И то, что по оценкам торговой инспекции 90% производимого в Москве хлеба выпечено с нарушением технических норм, никак не извиняет «авторов» рязанского «Мартини» и тверского «Наполеона».
Сомневаюсь, что найдется в России хоть один человек, способный сориентироваться в 9 760 наименованиях спирта и водки и 12 320 названиях вина и слабоалкогольных напитков, производимых в стране.. И вряд ли хоть один чиновник всерьез верит, что реально проконтролировать более 1500 организаций с правом юридического лица, производящие алкоголь во всех его видах.
Кого могут «защитить» призывники, среди которых ежегодно почти сто тысяч уже при первичной постановке на воинский учет направляются на лечение из-за «недокормленности» и почти столько же получают отсрочку уже при призыве в армию?!
Страна не в состоянии защитить себя хотя бы от «левой» водки.
Самое обидное - со стола россиянина не так уж много и крадут. Чудовищны потери при уборке, транспортировке, хранении, из-за отсталой технологии переработки. Себестоимость сельскохозяйственного сырья в готовой продукции от 60 до 85% (в США в отпускной цене производителей продовольствия стоимость сельскохозяйственного сырья не превышает 25%).
По энергетической ценности питания Россия сегодня на уровне Нигерии и Бангладеш!
На обсуждении в Кремле «Доктрины продовольственной безопасности» Медведев (тогда ещё` президент!) с тоской называл ужасные цифры - чего и сколько недоедают граждане страны, имеющей 9 процентов мировой пашни, 52 процента мировых чернозёмов и 20 процентов всей пресной воды. А удельный вес продукции РФ в мировом сельхозпроизводстве недопустимо мал: по молоку - 5%, по мясу - всего 2%. (В СССР производство молока превышало 100 млн т. - 20% от мирового, доля России - 57%).
И крайне невелик шанс докладной запиской «протереть очки» очередному «Кудрину», возвышающемуся над абсолютно неразумными «сливками общества» словно сливочный йогурт...
Что-то никто нее спешит хотя бы сократить закупки продовольствия за бугром за счет внедрения современной комплексной и безотходной технологии переработки того, что выращиваем сами, сокращения потерь при уборке, транспортировке, хранении и переработке.
Ещё не забыто, как в 1989-1992 годах предприятия оборонки (!) дружно сорвали программу выпуска оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. Нечем было оборудовать строящиеся и ремонтируемые производства... Регионы страны бросились закупать импортное оборудование для малых цехов и заводиков, большая часть которых так никогда и не заработала. Деньги вложили громадные. Оборудование частью разворовали, частью просто угробили... Было не выполнение служебных обязанностей: отбросы департаментов и помои канцелярий перебирались в кресла генеральных директоров торопливо приватизированных предприятий.
Большинство мини-пекарен и цехов для переработки оказались построены без учета реальной экономической ситуации и сырьевого обеспечения. Установленное на них оборудование, как правило, не обеспечивало и по сей день не обеспечивает требуемого качества готовой продукции и экологической безопасности окружающей среды. Стремясь быстрее получить прибыль, собственники все упрощают и упрощают технологию производства, делая свою продукцию все более некачественной и опасной для потребителей.
Сегодня из одной тонны сырья получаем на треть меньше, чем такие же предприятия в благополучных странах. Населению в переработанном виде продается менее трети сельскохозяйственной продукции, в то время как в странах Европы этот показатель достигает 90 процентов.
В США за счет переработки, фасовки и упаковки создается 90% розничной стоимости хлебобулочных изделий; 80% перерабатываемых фруктов и овощей; 51% мяса; 52% молочных продуктов. В этой стране сельскохозяйственной продукции передается в переработку на 85 миллиардов долларов, а реализуется выработанной промышленностью продукции на 342 млрд. долларов.
С качеством ситуация не лучше, чем с количеством.
Можем ли мы гарантировать если не безупречное, то безопасное качество хотя бы продуктам, производимым по традиционным национальным технологиям, пережившим СССР и трансформированным в наше время без изменения качественных показателей: сметана, творог, простокваша, кефир, колбаса столичная, окорок тамбовский, более двух десятков хлебобулочных изделий?!
Ведь как бы скакнула ввысь репутация государства, если б Правительство, опираясь на давно принятый Закон о торговой деятельности в Российской Федерации», установило бы на этот набор продуктов предельно допустимые розничные цены. И насколько проще было бы гарантировать качество социально значимых продуктов питания, производимых исключительно по национальным стандартам!
За последние 10-15 лет частные компании практически без участия отечественной науки и машиностроения обеспечили техническое перевооружение пивоваренной, табачной, кондитерской и ликероводочной отраслей.
В остальных отраслях АПК, объединяющих более 50 тысяч организаций и предприятий, всё как и много лет назад: низкая производительность труда и высокая себестоимость производства.
В середине 90-х годов впервые за все «послеперестроечное» время в Минсельхозе (тогда еще назывался Минсельхозпрод!) была разработана довольно разумная целевая программа производства оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Про нее много говорили перед президентскими выборами 1996 года, пытаясь уверить обывателей, что у «реформ» якобы есть здравый смысл. Но едва выборы прошли - президентская команда заявила: «А идите-ка вы отсюда со своими фантазиями! Нам и так все привезут!».
За годы «реформ» число специалистов по переработке сельскохозяйственной продукции в Минсельхозе сократилось до неприличия. Сегодня проблемы пищевой и перерабатывающей промышленности (а это более 30 отраслей, различных по используемым технологиям и оборудованию!) «опекает» отдел из семи человек. Что они реально могут сделать?! Минсельхоз называть «штабом отрасли» не более оправданно, чем именовать «коньяком» любую выдавленную из винограда жидкость крепостью 40 градусов.
При Алексее Гордееве из названия Министерства исчезла приставка «прод». Получилось по мысли г-на министра, что сельское хозяйство само по себе, а продовольствие - само по себе. С тем и жили десять лет, терпеливо слушая все новые и новые «торжественные обещания» наконец-то накормить страну собственными продуктами, на которые не скупился инженер-путеец.
Обыватель способен примириться с жутким качеством всего, кроме качества еды, дорожающей бешеными темпами. Когда «электорат» наконец выберется из туалета, куда его загнало качество съеденного - он может захотеть перекрыть какую-нибудь стратегическую трассу. И никаким «антипикалевским» законом уже не спасешься.
Уважаемый читатель, конечно же, помнит, как в повести Ивана Тургенева «Вешние воды» главный герой сидит во Франкфурте в трактире и ворчит: «Ну что за нация эти немцы? Рыбу по-человечески отварить не умеют. А всё туда же, «Фатерланд объединить! Фатерланд объединить!»
Очень полезное заявление для наших сегодняшних отчаянных попыток объединить «фатерланд». И для ученых болтунов, много всё обещавших дать «человеку с улицы» в руки удочку, но итак её и не дающих. Скорее всего потому, что отравленную рыбу-мутанта, даже гениально приготовленную, ни один нормальный человек никогда есть не станет.
Повар в седьмом поколении Елусов, сделавший еду в столовой Московского физтеха удивительно вкусной, изливал мне душу: «Вот брюзжим, что молодежь легкомысленная, браки недолговечные... А на то не смотрим, что сегодняшняя домохозяйка картошку по-человечески поджарить не в состоянии! Вермишель как следует отварить стало почти забытым искусством! Муж моей дочери работает далеко от дома. Но при любом удобном случае заезжает домой пообедать. И для меня, как для отца, это высший признак семейного благополучия!».
Может быть «компетентные товарищи» в глубинах своих патриотичных душ совсем не против идеи объединить нацию за громадным вкусным столом. Но опасаются, что свобода в выборе еды подорвет основы политического режима... Совсем как власти Харькова, в разгар брежневской эры прихлопнувшие попытку крупнейших заводов города понастроить коллективных погребов. Ведь ситуацию, когда человеку дают возможность вырастить урожай на своих «сотках» и не дают возможности его сохранить - иначе как издевательством не назовешь.
Валерий Сергеев, профессор, член-корреспондент РАН, президент Академии продовольственной безопасности, советник Президиума Собора Русского народа
9. Ответ на 8., Иванович Михаил:
8. Ответ на 1., Лебядкин:
7. Ответ на 5., Иванович Михаил:
6. Ответ на 2., Иванович Михаил:
5. Ответ на 4., Иван Федорович:
4. а народ при этом все толстеет и толстеет
3. Re: Скотина за нами не поспевает!
2. Ответ на 1., Лебядкин:
1. Re: Скотина за нами не поспевает!