Bечер, посвященный 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся 9 февраля в КДЦ "Максим». Его организовал Приморский округ при поддержке комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и администрации Приморского района, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
В фойе была развернута выставка, посвященная жизненному и духовному пути Патриарха Тихона.
«Радостно вac приветствовать в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, - обратился к собравшимся благочинный иеромонах Александр (Ковальский). - Мы сегодня вспоминаем того, кто возглавил эту Церковь и фактически ее спас. В 1918-м году на патриарший престол был избран человек, который отличался смирением, скромностью и кротостью в казалось бы, страшные годы, когда надо было иметь твердость. Но благодаря этой кротости он и спас Церковь. И в наше время, когда русский народ проходит испытания, важен его пример. Как пастухам и волхвам светила Рождественская звезда, так и у нас должна быть звезда, помогающая осветить путь. Пример святителя показывает, что иногда лучше проявить смирение, послушание, и это принесет достойные плоды. Может быть, он своим примером ответит и на ваши вопросы».
Был показан документальный фильм о Патриархе Тихоне телеканала "Спас».
Проректор по воспитательной деятельности РГПУ Роман Соколов в докладе «Исторический опыт служения Святейшего Патриарха Тихона» отметил, что на исходе XIX столетия идея восстановления патриаршества витала в воздухе. Эти настроения усугубились во время Первой мировой войны. Восстановление патриаршества совпало с началом беспрецедентных гонений, и Патриарх Тихон сполна эти гонения испытал.
Сообщение профессора Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна Алексея Арановича «Служение митрополита Тихона накануне и в годы Первой мировой войны» было посвящено не столь широко известному, но важному периоду. 24 января 1914 года митрополит Тихон прибывает в Прибалтику. Сохранились свидетельства современников о кротости и смирении будущего Патриарха. Еиу приходилось служить в католическом окружении. С началом войны его епархия оказалась в пограничной зоне. Он благословлял военачальников на сражение с Германией. 25 сентября 1914 года император Николай II приехал в Вильно. В его дневниках сохранились теплые отзывы о митрополите. Он служил панихиды по погибшим на войне, в частности, по князю императорской крови Олегу Константиновичу. Имя князя связано с Санкт-Петербургом: в Царском Селе у Софийского собора есть памятник ему.
Настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Лисьем Носу протоиерей Димитрий Дашевский в докладе «Патриарх Тихон и большевики. Поиск возможности существования» отметил, что у Русской Православной Церкви не было опыта гонений, с момента основания она была под покровительством государства. Отношения Церкви и государства за долгие века претерпевали изменения, но у власти никогда не было намерения уничтожить Церковь. В выборах Патриарха проявилась воля Церкви и Божий промысел. Три кандидата были избраны голосованием, а выбор единственного среди них определил жребий. В посланиях Патриарха Тихона 1918 года - анафема большевикам, призыв к гражданскому неповиновению. Он говорил об обманутых ожиданиях народа, которому обещали лучшую жизнь, а на самом деле его ввергли в пучину войны и разрухи. Последнее по времени послание написано уже после заключения, допросов. К тому времени Патриарх осознает, что советская власть установилась в стране надолго, теперь нет задачи с ней бороться. Святитель не думал, как будет выглядеть в чьих-то глазах, он думал о том, как сохранить Церковь от окончательного уничтожения.
Настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков в сообщении «Декабристы как родоначальники русской революции» развеял некоторые мифы, связанные с революционным движением. Он отметил, что декабристы переняли западные идеи, «заботы о народе» в их действиях не было. Мало думали о народе и представители более поздних революционных движений. Идеи о необходимости революции, которые внушались советским людям с детства, имели мало общего с реальностью. Зал, в котором происходит конференция, был раньше кинотеатром, и его название было вполне революционным и отсылало к кинотрилогии «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Были продемонстрированы кадры из фильма, в которых рабочие предстают плохо одетыми, чуть не в лохмотьях. Затем отец Александр показал кадры фотохроники, запечатлевшие настоящую демонстрацию рабочих в начале ХХ века: они выглядят так, как в советское время было принято изображать «буржуев». Были также показаны снимки интерьеров квартир рабочих начала ХХ века - они сохранились благодаря тому, что принадлежали соратникам Ленина, и в советское время там находились музеи. Таким образом, рассуждения о нищенской жизни рабочих были ложными, и революция не улучшила, а ухудшила условия жизни народа.
Доклады перемежались музыкальными номерами в исполнении квартета под управлением протодиакона Артемия Лебедева. В завершение выступил ансамбль «Русская песня» (художественный руководитель - иерей Андрей Ковальчук, дирижер - Елена Константинова), солисты - иерей Антоний Малаховский, Ирина Неклюдова и Сергей Румянцев.