Ужин Ираклия Кобахидзе с Виктором Орбаном 28 октября в Тбилиси. Фото: пресс-служба правительства Грузии
Кавказовед Сергей Маркедонов дал определение вектору Грузии после выборов в парламент, на которых победила правящая «Грузинская мечта».
Парламентские выборы в Грузии анализируют и в контексте «большой геополитики» на Южном Кавказе, отметил эксперт. Долгие годы именно Грузия была одной из главных арен конфронтации между Россией и Западом, а статус Абхазии и Южной Осетии даже после эскалации украинского конфликта остается важной проблемой Евразии, комментирует ЕАДэйли.
«Между тем было бы большим упрощенчеством рассматривать выбор Грузии только как определение западного или российского вектора. Рассмотрим в качестве весьма поучительного примера историю недавнего визита в Тбилиси премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Глава венгерского правительства — частый гость в Грузии. В октябре 2023 года он посещал Тбилиси. Тогда стороны заявили, что товарооборот между ними увеличился почти на четверть и составил 46,62 миллиона американских долларов. Но не товарооборотом единым. Орбан стал первым лидером иностранного правительства, который еще до оглашения официальных итогов голосования на парламентских выборах в Грузии поздравил главу кабмина республики Ираклия Кобахидзе (а в его лице и правящую партию) с победой. И не просто поздравил, а анонсировал свой официальный визит в Тбилиси. И слово у него с делом не разошлось. Орбан приехал в Грузию на третий день после парламентских выборов», — пишет Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
Главные оппоненты «Грузинской мечты» в один голос утверждают: правящая партия поддерживается из Кремля, она- пророссийский проект. Президент Саломе Зурабишвили, заявившая о своей полной поддержке оппозиции, отказалась признать результаты парламентских выборов. «Это то же самое, что признать подчинение Грузии России», — резюмировала она.
«Но как этот имидж „мечтателей“ вяжется с поддержкой Орбана? Венгрия — член НАТО (вошла вместе с Польшей и Чехией в Альянс в первой волне еще в 1999 год) и Евросоюза. Вряд ли Орбана можно рассматривать, как протеже Владимира Путина, при всем желании! Но вот кем его точно можно назвать, так это „национал-атлантистом“, поклонником прозападного выбора, но в его консервативном изводе. То есть в версии, в которой национализм, суверенитет и „традиционные ценности“ уживаются со стратегическим взаимодействием с США, ЕС и НАТО. Во многом этот выбор сегодня продвигают и победители на грузинских парламентских выборах», — подчеркнул Маркедонов.
По его мнению, для Обрана визит в Тбилиси важен, как новая манифестация своего политического кредо, своей «самости» в западном политическом сообществе. Грузинской же правящей партии такая поддержка со стороны венгерского премьера важна и по внутренним причинам (сигнал оппонентам и колеблющимся, что кооперация с Западом не прекратится), и по внешним (стремление завоевать свое особое место на путях евро-атлантической интеграции), заключил Маркедонов.