«Иконописцев не бывает вне Церкви»

Начал работу проект «Современное изобразительное церковное искусство»

Александр Невский 
0
471
Время на чтение 5 минут
Фото: mitropolia.spb.ruАндрей Петров

Во вторник, 5 октября, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавре открылся молебном проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии», посвященный 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, сообщает официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Богослужение совершили наместник обители епископ Кронштадтский Назарий и ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан. Была освящена икона святого Александра Невского, написанная студентами иконописного класса академии и ставшая подарком монастырю от духовных школ. На время работы проекта образ будет находиться в Святодуховском центре, а затем будет перенесен в недавно переданный обители Александро-Невский храм.

Открывая пленарное заседание в новом зале Святодуховского центра, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и пресс-службы лавры Наталья Родоманова отметила, что проект станет площадкой для объединения теоретических и практических исследований. Поскольку он открылся в год 800-летия со дня рождения святого Александра Невского, в его рамках состоятся лекции и дискуссии, посвященные его образу. Не случайно на сцене стоят две иконы: уже упомянутая и написанная в лавре, получившая название «Святой Александр Невский. Невская битва с избранными святыми».

«Казалось бы, тема прямо не касается юбилейного года, однако вопросы техники, которые будут обсуждать специалисты, напрямую связаны с образом святого, - сказал владыка Назарий. - Почему? Прижизненных изображений великого князя не осталось. Это дает иконописцам много возможностей выразить свои чувства, видение, при этом каждый материал требует своего подхода: любой, кто разбирается в иконописи, безошибочно скажет, к примеру, темпера это или масло. Говорят, что иконопись, которая была пятьсот лет назад, невозможна - и материалы другие, и люди другие. При этом лучшие образцы для иконописца, даже самого современного, - именно древние. Если молодые будут увлекаться поиском чего-то своего, не опираясь на прежнее, - это неправильный путь. Важно, будут ли молиться перед этой иконой. Иконописец - скорее внутреннее состояние, этому нельзя научиться, а техника - это вторично. Иконописцев не бывает вне Церкви. Желаю, чтобы каждый из участников вынес из этого проекта что-нибудь полезное для себя».

Владыка Силуан отметил, что духовные школы вышли из Александро-Невской лавры, святой князь - небесный покровитель и духовной академии, которая до революции носила название Александро-Невской.

Пленарное заседание вел главный куратор проекта - руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. Была показана видеопрезентация.

Профессор Академии художеств Нина Кутейникова в докладе «Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга» отметила, что, несмотря вынужденную остановку в атеистическом ХХ веке, современная иконопись развивается. Она коснулась разнообразия иконографии образа святого Александра Невского, что отражает разносторонность русского человека, присутствие в нем творческого начала, в также истории и иконографии некоторых икон работы петербургских мастеров. Например, один из настоятелей петербургских храмов заказал икону Афонской Богоматери, с которой поднимался на Святую гору Афон. Необычный образ написан для храма в Бизерте (Тунис) - на нем изображены военные корабли. У некоторых святых, прославленных недавно, есть уже богатая иконография - например, у святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Некоторые вполне традиционные образы обретают современное звучание при помощи клейм - была продемонстрирована Тихвинская икона Божией Матери с клеймом, изображающим сюжет возвращения иконы из Америки в Россию. «Икона показывает, чем живет Россия», - заключила лектор.

Директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров выступил с сообщением «Феномен исторической памяти об Александре Невском в контексте культурно-исторического наследия». Образ святого значим для Исаакиевского собора: небесному покровителю города посвящен левый придел. К юбилею была отреставрирована икона «Тайная вечеря» из этого придела. Прошла научная конференция, изданы ее доклады, а также альбом, посвященный образам святого в Исаакиевском, Сампсониевском соборах и «Спасе-на-Крови».

Был показан фильм «Ключ от вечности», посвященный иконописи и реставрации.

Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века», Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы «Знамение» («Битва новгородцев с суздальцами») XV в.», художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии», главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Доминова «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора», помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый «старый» облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции», руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому».

Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова «Восковая темпера, написание лика». Художник рассказал, что его мастерская работает в этой технике около десяти лет. Использование восковой темперы, в отличие от яичной, намного ускоряет процесс работы, с восковыми красками можно работать по-разному. Связующее - растворенный в воде воск с добавлением казеинового клея. Такие краски могут наноситься на любую поверхность. Пигмент растирают, соединяют со связующим, если краски долго не используются, их можно хранить в холодильнике.

Работу художник начал с лессировки свинцовыми белилами, объяснив, что это создает своеобразный «оптический экран», преодолевается матовость левкаса. Краска сразу не засыхает, ее можно разровнять. Между слоями краски также можно использовать лессировку. Приготовленная эмульсия готова к использованию, воду дополнительно добавлять не нужно. Андрей Жаров объяснил, что правильно вести работу сразу по всей поверхности, не сосредотачиваться на одном фрагменте.

Художник коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Мастерство - не значит, что все сразу получается: мастерство - когда понимаешь, как исправлять ошибки.

Завершил первый день работы проекта «круглый стол» на тему «Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры».

Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой можно ознакомиться на сайте, сообщает епархиальный портал.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Невский
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 14:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40