Из Соединённых Штатов новая героиня современного мира, святое дитя экологии Грета Тунберг поплывёт стремительно в Мадрид на катамаране на 25-ю конференцию по изменению климата (конференция откроется 2 декабря).
Девочке шестнадцать лет, но по ней не скажешь, что шестнадцать. Отставшая в физическом развитии, малорослая и круглолицая, она выглядит, как будто ей максимум десять лет. А некоторые её фотографии показывают нам её личико и вовсе младенческим. Как-то её даже жалко, такую маленькую и храбрую.
Она не Жанна д'Арк, та была юной воительницей, девой, носившей доспехи. Кого же Грета всё-таки напоминает?
Мне так вспоминается крестовый поход детей, когда отвоёвывать Гроб Господень у неверных отправились тысячи детей из Европы — из Франции и Германии. Только из Германии выступили 25 тысяч детей.
Это был 1212 год. Пастушку Стефану явился Иисус в образе белого монаха и велел стать во главе крестового похода детей. Идея крестового похода детей связана со святостью и непорочностью юных душ. (Ну, тогда верили, что детские души святы и непорочны, сейчас тоже многие верят, что дело обстоит именно так).
С Гретой случилось что-то в этом роде. Судя по её пламенным выступлениям, она враждебна миру взрослых и верит, что дети спасут мир от глобального потепления. У Греты есть последователи, может, ещё не 25 тысяч, но школьники в Голландии и Швеции собираются массово и проводят, подражая Грете, "школьные забастовки за климат".
У детей крестового похода в 1212 году были особые отношения с морем. Они были уверены, что море расступится и пропустит их, когда они подойдут к его берегу. Но вот Грета вторгается в море на катамаране, дабы не загрязнять море 2019 года клочьями бензина.
Дети крестового похода, повествуют нам летописи, были все детьми простолюдинов. Грета Тунберг — не ребёнок простолюдинов. Её мать Малена Эрнман — известная оперная певица, то есть Грета происходит из семьи людей искусства, привилегированной семьи. Пишут, что в возрасте 15 лет она склонила свою мать и отца стать веганами. Меня мои дети никуда не склонили и вряд ли смогут.
Меня интересует, конечно же, девочка Грета Тунберг, как феномен современности. Такое впечатление, что так же, как в далёкие времена крестового похода детей, у человечества, при всём его современном цинизме, не закончился запас розового идеализма и мы хотим верить (точнее, вы хотите верить, ибо я хотел бы, но не могу) в то, что человечество спасёт детская "святость" и детская "непорочность".
Ещё девятого ноября я был в русском городе Воронеже и выступал перед аудиторией моих читателей. Мне задали среди прочих и вот какой вопрос: "Как вы относитесь к насильственному оребячиванию современной жизни, ну, когда нас всех заставляют вести себя не мужчинами и женщинами, а так, как будто нам всем по 12 лет, что ли, чтобы не подавать дурные примеры детям?"
Я ответил, что да, есть такая тенденция и современный мир действительно стараются сделать удобным для проживания лишь детей, забывая, что мы, взрослые, становимся взрослыми, вырастая из детей, дабы выполнить другие задачи человечества.
Если посмотреть на Грету Тунберг глазами взрослой особи, то возникает впечатление, что она — дурной пример, внушаемый человечеству. Но она нравится СМИ и правительствам как задиристый щенок, кусающий за щиколотки. Она миленькая, такой себе восставший младенец.
Младенчество — не образец идеального человека, а лишь одно из переходных состояний человека.
Пусть Грета Тунберг всё-таки летает самолётами, не обязательно "Аэрофлота", но летает.
А дети крестового похода закончили многие в руках алжирских пиратов, были проданы на невольничьих рынках.