Чёрный квадрат и чёрные шляпы

0
78
Время на чтение 3 минуты

Источник: блог автора

 

Два слова о великой иконе футуризма, гениальном шедевре абстрактного искусства — знаменитом «Черном супрематическом квадрате» Казимира Малевича, о котором ученым искусствоведам и сегодня свойственно повествовать в таком примерно духе: квадрат «концентрирует в себе бесконечное всемирное пространство, несёт в себе выражение «всего» во вселенной. Концентрируя это «всё» в имперсональной геометрической форме и непроницаемой чёрной поверхности». Или «Чёрный квадрат знаменовал чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом».

«Концентрат нового мироздания», так и сам Малевич заявил о своем шедевре, когда впервые выставил его на футуристической выставке 1915 года в СПб, вызывающе поместив его в красном углу, там где в домах русских крестьян обычно располагались иконы.

И даже так: «Я убил живопись, похоронил ее и запечатал своим Черным квадратом!»

Малевич утверждал также, что идея черного квадрата пришла к нему при работе над эскизами декораций оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем», поставленной в 1913 г в Санкт-Петербурге: там чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга как символ «победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы».

Вызов был считан. И тогда же русский художник Александр Бенуа пророчески писал: «Черный квадрат», та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен «мадонн и бесстыжих венер»… Это и есть то „господство над формами натуры“, к которому с полной логикой ведет не одно только футуристическое творчество … но и вся наша „новая культура“ с ее … царством уже не грядущего, а пришедшего Хама… Черный квадрат в белом окладе — это... не случайный маленький эпизодик, это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

Многие с тех пор оценивали сей символ «концентрата нового мироздания», появившийся накануне катастрофического переворота 1917 года, так как он того заслуживал: как надгробный памятник искусству и прежнему Христианскому миру.

 

Но все же не до конца. Статья Я. Ушакова «Тайна черного квадрата» (журнал «Время» № 2, 2003) находит настоящий источник этого феномена в трактате «Кицур Шулхан Арух», в 121-й главе которого говорится:

«После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе… По установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть, чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Храме».

Локоть на локоть — это как раз размер картины Малевича, выходца из семьи российских поляков в предместьях Киева, хорошо знакомого с бытом местечек.

 

Земляк Малевича, В. В. Крестовский в своём романе «Тьма Египетская» (1888), описывая обстановку кабинета украинского раввина, в частности замечает:

«Свободные пространства стен кабинета рабби Соломона украшались старинными гравированными портретами еврейских знаменитостей…Среди этих портретов висела прекрасная масляная копия с известной картины Поля Делароша «Евреи, молящиеся у стены древнего иерусалимского храма». Но что более всего бросалось в глаза при выходе из кабинета, это сплошной черный прямоугольник, выведенный на стене над самой дверью, и в нем две белые буквы, служащие инициалами слов «Захер Лахурбан», что значит «в память падения храма и царства». Эта траурная надпись должна вечно напоминать еврею об утраченном величии его древней родины и о необходимости восстановления отечества не только в прежнем блеске, но еще в наибольшем могуществе и славе»…

Возможно, у Малевича были и другие источники вдохновения для написания шедевра всех времен и народов, однако же факт, что евреи буквально кишели вокруг Малевича и футуристов, изрядно финансируя все их экзерсисы и, разумеется, не уставая пели дифирамбы гениалиям абстракционизма, и в особенности «Черному квадрату».

Был ли сам Малевич выходцем из франкистской среды (то есть, среды польских саббатианцев, притворно принявших католичество ради проникновения в польскую элиту) — вопрос открытый.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ильич Можегов
Духовное завещание Пушкина
Вспомним и перечитаем чудесный, победный, воскрешающий душу Пасхальный цикл
18.06.2025
Пушкин как Русское Евангелие
Ответы на все вопросы нашего бытия
09.06.2025
Модерн против Баха
5 апреля день рожденья Баха
09.04.2025
Все статьи Владимир Ильич Можегов
Последние комментарии
Кто породил Ленина, тот и разрешил вынести его из мавзолея
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.07.2025 11:18
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Туляк
04.07.2025 10:45
Демография как общественная шизофрения
Новый комментарий от Русский человек
04.07.2025 10:43
Погиб генерал Гудков
Новый комментарий от Валерий
04.07.2025 10:25
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от Елена_
04.07.2025 10:10