Источник: Русский Вестник
Нацию надо оздоравливать не только физически, но нравственно и духовно. Нация, ее душа должны развиваться гармонично. Гармонично развитая личность – это здоровая основа любого общества. Разве можно жить без высокого искусства? Оно нужно людям, как пища и воздух! Человек может отказаться от многого, но отказаться творить прекрасное, внимать и любить прекрасное – это выше его сил.
С распадом, а вернее, с предательством и уничтожением великого государства СССР был уничтожен статус творческих союзов и объединений, которые играли великую и важную роль в воспитании советского человека в духе национальных традиций, обычаев и нравственности, духовности и патриотичности – любви к Родине, особенно в годы Великой Отечественной войне 1941–45 годов.
Здесь необходимо вспомнить 20-е годы прошлого века, когда после Октябрьской революции в хаосе Гражданской войны в стране создалась сложная обстановка общественно-политической и культурной жизни, которая породила обилие творческих группировок и объединений. Были организованы и действовали: АПМ (Ассоциация пролетарских музыкантов), Пролеткульт, РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), ОРКИМД (Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей), АСМ (Ассоциация современной музыки) и т. д. Это только среди музыкальных деятелей. Такая же пестрота была и среди писателей, художников, театральных деятелей. Все эти объединения враждовали между собою. Многие выдающиеся деятели культуры, не выдерживая такую враждебность между различными объединениями, вынуждены были покинуть страну.
Руководство страны, понимая огромную значимость культуры в построении новой формации, новой страны, в 1932 году опубликовало постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», на основании которого были ликвидированы РАМП и многие другие творческие объединения. В 1933 году, в результате постановления правительства, были организованы творческие союзы: Союз композиторов СССР, Союз писателей СССР, Союз художников СССР. В это же время начали издаваться многие литературные и музыкальные журналы, в том числе журнал «Советская музыка», сыгравшие огромную роль в развитии советской российской культуры, в том числе музыкального искусства, а главное – в индустриализации страны. Больших успехов в этот период достигают литература и кино, значительными событиями стали декады братских республик в Москве. Все это результат объединения литераторов, музыкантов, художников, кинематографистов. В результате такой политики государства, и в частности в связи с развитием массовой грамотности, народы СССР стали самыми читающими в мире. Стране потребовались новая литература, новая живопись, новая музыка, помогавшие объединению всех слоев советского народа.
В этот период были созданы выдающие произведения музыкального искусства в различных жанрах: в опере, симфонической музыке, в балете, в хоровом и песенном искусстве. Выросла огромная плеяда выдающихся писателей, художников, композиторов и музыкантов-исполнителей, принесших великую мировую славу (в литературе – М. Горький и М. Шолохов, А. Толстой и А. Иванов, А. Твардовский и М. Исаковский, М. Булгаков и К. Симонов, если перечислять всех, список получится очень большой; в музыке – Д. Шостакович и А. Хачатурян, Н. Мясковский и С. Прокофьев, А. Александров и Р. Глиер, В. Шебалин и Т. Хренников, Г. Свиридов и А. Штогаренко, П. Майборода, А. Богатырев и Е. Глебов (оба родом из Смоленской области), в песенном творчестве – огромная плеяда выдающихся прекрасных композиторов). Были приняты постановления о материальной поддержке деятелей культуры. Министерству культуры СССР вменялась в обязанность закупка достойных произведений. При Министерстве культуры СССР, а затем и РСФСР, в республиках и областях, а также на радио и телевидении работали так называемые оценочные комиссии, которые принимали и приобретали новые произведения писателей, композиторов, поэтов, драматургов, затем издавали малым тиражом и рассылали по театрам, концертным организациям, в симфонические оркестры, в хоровые коллективы с рекомендацией для исполнения в концертах, спектаклях. Благодаря такому действию весь мир узнал многих выдающихся деятелей русской и советской культуры, творческие коллективы и исполнителей, прославивших нашу страну – как страну высочайшей культуры. Экономисты подсчитали, что в советское время искусство приносило доход государству примерно такой же, как нефтяная труба. Только это экологически чистый доход.
К сожалению, развал СССР в первую очередь ударил по культуре, и особенно музыкальной. По инициативе Чубайса, Гайдара, Березовского творческие союзы – созидательные союзы, были исключены из государственных структур. Фраза Чубайса: «Живите на членские взносы», – была воплощена в жизнь. Творческие союзы были переведены в так называемые НКО (некоммерческие организации, а в некоторых регионах даже в негосударственные) наравне с филателистами, коллекционерами, ветеранскими, женскими, спортивными и т. д. При этом если ветеранские, женские и особенно спортивные организации со стороны государства имеют значительную поддержку, то творческие, созидательные союзы были исключены из поддержки государства. Таким образом, творческие союзы стали распадаться на мелкие объединения. Мало того, творческие профессии не были включены в подзаконные акты «Закона о труде». В него не были включены профессии: писатель, драматург, поэт, художник, композитор. Эти профессии были исключены из жизни нашего государства. Слово – есть, а профессий писатель, художник, композитор – нет. Результат – деградация российского общества.
Общественно-политическая жизнь вернулась в 20-е годы прошлого столетия, которая породила обилие творческих группировок и объединений в принципе враждующих между собой. По словам г-на М. Швыдкова, бывшего министра культуры РФ, произнесенные в Смоленске: «В стране сейчас литературных, музыкальных объединений, объединений художников более 250, и государство не в состоянии содержать такое количество творческих организаций».
Для сравнения: в СССР было пять творческих союзов, а сейчас оказалось более 250. И число таких объединений катастрофически росло. В Смоленске в настоящее время уже четыре писательских организации.
Борьба с коммунистической идеологией нанесла культуре в первую очередь непоправимый урон. С водой выплеснули ребенка. И особенно огромный урон был нанесен в первую очередь русской культуре. Почти полностью в бытовании и исполнительстве исчезла русская народная песня и русский мелос. Сейчас деструктивные силы взялись за уничтожение русского языка. Посмотрите на телевидение: «ВСЕНАМАТЧ», «СИДИМДОМА» – это как один из примеров новой орфографии, ненормативная лексика, употребление нецензурных выражений на эстраде, в телевизионных передачах.
СССР, к сожалению, распался. Но те же действия происходят, к сожалению, и в настоящее время. Почти во всех национальных республиках творческие союзы поддерживаются под разными финансовыми формами, тогда как в российских регионах почти все региональные творческие союзы работают без помещений, без транспорта, без современных видов техники, без штата (председатели работают бесплатно, отсутствуют бухгалтер, секретарь, нет музыкального инструментария, нет достойного финансирования на все мероприятия). Такое положение не дает возможности работать в полную силу всем региональным творческим союзам с населением, а также пропагандировать новые произведения среди народа, и прежде всего подрастающего поколения в его нравственном, духовном и патриотическом воспитании. В Смоленске и области дворцы и дома культуры, заводские рабочие клубы с прекрасными творческими коллективами, особенно с детскими студиями и кружками за последние 15 лет, в царствование губернатора Островского, проданы под различные торговые дома: «Магнит», «Пятерочка», «Дикси» и т. д. Это ощутимый удар по культуре и искусству.
Многие композиторы, работающие в классических традициях, основанных на национальной народной основе, не могут своим творчеством заработать себе и своей семье средства на жизнь. Это для власти, для СМИ – не формат. Слово-то какое гадкое – не формат. Попробуйте из регионов пробиться на центральные СМИ. Это же не формат! Сколько талантливых творческих людей ушло из жизни, так и не дождавшись внимания и признания общества и государства. Несметное число, в том числе и в Смоленской области. Поэтому творческие молодые кадры стараются уехать и работать в Москве или в Санкт-Петербурге. Худо-бедно, но в Москве, в Питере и во многих республиках помещения отданы в безвозмездное пользование. В Москве, в Питере, в Татарстане и Башкирии и в других республиках – свои музфонды. Это небольшая, но все-таки финансовая поддержка. Достаточно сказать, что в Москве мэр города С. Собянин издал постановление для поддержки творческих ветеранов, имеющих звания народных, заслуженных, и установил ежемесячную надбавку к пенсии в размере от 37 тыс. рублей. Очень даже прекрасно. Это дает возможность композиторам, художникам, писателям создавать новые произведения, не думая об обеспечении. А в регионах? В Москве и в Питере – «дорогая жизнь»? А в регионах? Это другие государства?
Работая много лет членом Ревизионной комиссии СКР, я знаю, как трудно пробиться творческому человеку не из столичных регионов на высокую награду правительства. Это какой-то мелкий чиновник из региона, а затем из Федерального округа позволяет занизить творческое достоинство не столичного писателя, артиста, композитора, художника. По его мнению, это только в Москве, Питере могут творить и работать высокоодаренные творческие деятели, но не в регионах. А бывший глава Смоленского региона, поздравляя с Днем культуры работников данной отрасли, сказал (цитирую дословно): «Нам сейчас не нужны ни музыка, ни литература, ни живопись! Нам нужно, чтобы вы, работники культуры, учили народ, чтобы он не бросал бумажки, окурки и не плевал в неположенном месте. Вот когда я был депутатом, я позволял себе бросить бумажку в неположенном месте, но, когда я стал губернатором, я теперь нигде не бросаю ни одной бумажечки». Вот такое представление о роли культуры и искусства у некоторых губернаторов! Другой губернатор из соседней области произнес в адрес композитора: «Ну что дает нам ваша музыка? Она ничего нам не дает!» А депутат города Смоленска при обсуждении кандидатуры на соискание звания Почетного гражданина города-героя Смоленска в адрес народной артистки РФ Ольги Борисовны Воронец заявил, что она для Смоленска ничего не сделала. Подумаешь, выступала с концертами. Так это ж она зарабатывала себе деньги. «Приехала, выступила, получила деньги. И все…» Для такого депутата мерилом деятельности артиста являются деньги, а не великое музыкальное и артистическое искусство. От такого отношения к искусству, к творчеству обедняются регионы и их население, которое отлучается от высокого искусства. Вот так и уничтожались деревни и села, потому что в первую очередь бросаются на произвол судьбы и уничтожаются дома культуры, библиотеки, детские музыкальные школы и т. д. А с телеэкранов и разных СМИ восхваляются и несутся на всю Россию в попсе пошлость, лжепатриотизм, предательство. Совсем недавно в совете при комитете культуры Государственной Думы можно было увидеть фамилии Шнурова, руководителя группы, носящей имя города-героя «Ленинград», пропагандирующей среди молодежи похабщину, или Макаревича… Это он в то время, когда на Донбассе убивали русских детей и мирных жителей, выступал перед фашистскими боевиками. Это ли не предательство! И эти «деятели» рекомендовали статьи в «Закон о культуре»? Можно только представить, какая это будет узаконенная «культура». А советник президента по культуре М. Швыдкой запланировал провести и проводил в России юбилейные концерты матерщинника Шнурова по регионам! «Ладу не жди, если в доме царит сквернословие», – говорила и предупреждала нас моя безграмотная бабушка Прасковья Никитична Писаренко. Как она была права.
Для сравнения посмотрите состав Верховных Советов СССР и союзных республик. В них обязательно избирались представители творческих союзов: Шолохов, Айтматов, Бондарев, Хренников, Шостакович, Кабалевский... Хочу напомнить, что именно на заседании Верховного Совета СССР первый секретарь Смоленского обкома КПСС И.Е. Клименко и генеральный секретарь Союза композиторов СССР Т.Н. Хренников договорились о восстановлении дома М.И. Глинки в Новоспасском. Тогда Смоленская область и Союз композиторов выделили по три миллиона (!) на восстановление дома и усадьбы М.И. Глинки. Теперь это Дом-музей композитора в Новоспасском. Была запланирована постройка Дома творчества композиторов России в Новоспасском. Были выделены шесть гектаров земли под строительство Дома Творчества Союза композиторов России, под творческие дачи и под социальную инфраструктуру. Руководители области и Союза композиторов думали о возрождении села Новоспасское. Но, увы… Перестройка! Развал Советского Союза!
Кто из нынешних известных писателей, композиторов, художников входит в Государственную думу России? Я затрудняюсь назвать. Вот представителей спорта в Государственной думе около 30 человека. Может, поэтому в Госдуме около 40 лет не принимается «Закон о культуре» и о творческих союзах. Некому бить в колокола в защиту русской культуры.
Разъединение во все времена и в любой сфере пользы еще никому не приносило. По одному легко уничтожить все структуры как в промышленности, в сельском хозяйстве, так и в общественной жизни, в том числе в культуре.
Могучая русская культура в России объединяла культуры всех народов в одно целое. Но сейчас она ослабла и должна найти поддержку, прежде всего, у руководства страны: у правительства, в Думе и Совете Федерации, у руководства регионов. Особенно сейчас, когда в мире махрово расцвела русофобия, стремительно возрождается фашизм, вопрос о возрождении нашей национальной культуры стоит очень остро. Национальное искусство – это могучее оружие в борьбе с врагами нашего многонационального государства. Для примера вспомните могучую песню композитора Анатолия Александрова и поэта Василия Лебедева-Кумача «Священная война», которая буквально поднимала всю страну на защиту Отечества от нашествия немецко-фашистской Европы. Как сейчас нам не хватает таких песен-гимнов великой борьбы за нашу свободу, борьбы с русофобией!
Еще в древние времена в библейских заповедях нас, ныне живущих, предупреждали: «Дом, разделенный изнутри, не устоит!» Задумайтесь, люди! Хочется воскликнуть лозунгом: «Творческие организации – объединяйтесь!»
Николай ПИСАРЕНКО, председатель СРОООСКР (28 лет на общественных началах), композитор и певец, кавалер ордена Почета, кавалер ордена РПЦ преподобного Серафима Саровского, заслуженный деятель искусств РФ