Постимся постом приятным, благоугодным Господеви
(из стихиры вечерней службы в первый день Великого поста)
Как известно, пост, а особенно Великий, установлен Богом и Церковью для укрощения плоти и воздержания от страстей с целью духовного возрастания христианина: «и будеши великий купец», – духовно ободряет постящихся Церковь на первой седмице Великого поста.
Во время Великого поста христианину нельзя вступать в супружескую связь, ибо это самоограничение стоит в одном ряду с воздержанием от скоромной пищи. Во время поста, при правильном его прохождении, душа готова с радостью воздерживаться от многих телесных поблажек и у неё практически не появляется желаний интимной близости. В том же случае, если всё же появляется такое желание, невольное возбуждение плоти и мысль об интимных супружеских отношениях, человек говорит себе: «нельзя, сейчас пост; Господи, помоги мне воздержаться» – и это является важным внутренним стимулом в борьбе со страстью невоздержания. Подвижник (а таковыми Церковь призывает быть во время Великого поста всех православных христиан) прежде всего должен, в своей брани против страстных помыслов, молитвенно призывать на помощь Господа, чтобы Он погасил похоть, которая восстала в нём, и постоянно помнить о заповеданном Церковью Христовою постном подвиге воздержания, в подражание того поста, которым Господь постился сорок дней в пустыне. Сопротивляясь желаниям плоти, душа постепенно приобретает навык в борьбе со страстями и блудными помыслами и на непостное времени, когда супружеские отношения позволены.
Невоздержание лишает человека благодати: «ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» – читается в первый день Великого поста на Великом каноне. Но, к сожалению, некоторые христианские семьи, в которых и муж, и жена верующие, по немощи, а некоторые и сознательно нарушают заповедь невоздержания.
Часто в оправдание супружеских отношений в период Великого поста (как и других больших постов) сластолюбивые любители «поста, приятного всех отношениях»[1], пытаются оправдать себя, доказывая, что отношения между законными супругами во время Великого поста вполне допустимы и приемлемы, ссылаются на Апостола Павла «…Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7,1-7).
Однако из приведенных слов апостола Павла ясно следует, что нужно уклоняться друг от друга «для упражнения в посте и молитве». Великий пост – это как раз и есть время для такого упражнения, потому что для этого он и предназначен.
Святитель Василий Великий прямо указывает о супружеском воздержании во время поста:
«Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, “да пребывают в молитве” (1Кор.7,5)… Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост» (Беседа о посте 1-я).
Преподобный Иоанн Лествичник напоминает:
«Пост есть насилие естества... Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений» (Лествица. 14:33).
О соблюдении супружеской неприкосновенности в Великий пост положительно указывает церковное правило в Большом Требнике:
«Миряном от жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою своею во святый пост, то ни на Пасху да причастится, занеже весь пост обезчествова: бельцем бо от жен своих законных соблюдатися, якоже речеся, на весь пост» (Номоканон, 40 гл.).[2]
Известный церковный канонист патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон так отвечает патриарху Александрийскому Марку:
Вопрос 52: «Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Таин в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет?»
Ответ: «Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».
В 58-й главе книги «Кормчая» во 2-м ответе Иоанна, епископа Китрского, говорится:
«О том, чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в Четыредесятницу»:
«Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг».
Обратимся к «Пидалиону» – своду соборных и святоотеческих правил Православной Церкви с обширными толкованиями и многочисленными примечаниями прп. Никодима Святогорца, которые были им составлены на основе толкований византийских канонистов и учения святых отцов. Прп. Никодим Святогорец пишет:
«Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу. В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой – нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего (Иоил. 2,15-16). Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу».
О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде – «Эксомологитарионе». Эта книга адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В ней прп. Никодим даёт следующее указание:
«Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».
Откроем Православный церковный календарь и прочитаем раздел, подробно указывающий, когда не совершается браковенчание (раздел этот взят из Кормчей [Номоканона]).
В православных храмах венчание не совершается в следующие дни:
1. Накануне среды, пятницы и воскресенья (вторник, четверг и суббота) в течение всего года.
2. Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников.
3. В продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.
4. В продолжение Святок, а также сплошных седмиц Сырной (Масленицы) и Пасхальной (Светлой).
5. В дни 11 и 27 (и накануне 10 и 26) сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня).
Связан этот запрет на совершение венчаний именно с целомудренным соблюдением среды и пятницы, воскресных и праздничных дней, а также всех постных дней церковного года (святая Четыредесятница, естественно, приравнена к средам и пяткам).
Воздержание от вкушения скоромной пищи не имеет к этим правилам никакого отношения, как пытаются объяснить этот запрет некоторые миссионеры. Например, на сайте www.matrony.ru священник Даниил Сысоев писал: «запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество…, а не с запретом на плотское общение».
Это неправда. Ведь во вторник и четверг, когда по церковным правилам не допускается браковенчание, как раз и разрешается вкушение любой пищи, что естественно во время свадебного пиршества. Однако именно ради неосквернения среды и пятницы даже законным брачным соитием Церковь запрещает браковенчание накануне, т.е. во вторник и четверг.
Но спросят: если муж и жена «да будут в плоть едину», то о каком осквернении среды и пятницы может идти речь? На это указывает 5 правило Тимофея Александрийского, гласящего, что «не следует причащаться в день после супружеского общения». Следовательно, даже канонически законное брачное соитие накануне причастия представляет собой телесную и душевную нечистоту приступающих.
О строгом воздержании во дни Великого поста особо оговаривается, в частности, в Номоканоне при Большом Требнике в 40-м правиле, как было указано выше. Каждую седмицу накануне воскресного дня муж и жена уклоняются от супружеской близости не по причине причащения, так как такового может и не быть (даже в первые века христианства не все верные причащались каждое воскресенье), а ради дня Воскресения Христова, ради бὀльшего и высшего духовного общения с Богом и друг с другом.
Древней церковной традицией заповедано Великий пост с самого начала супружества стремиться проходить в полном воздержании, как самый ответственный период церковной жизни. Даже в законном браке плотские отношения в это время оставляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, какая должна быть от супружеской близости, и во всём остальном умаляют и даже уничтожают само прохождение поприща Великого поста. Это уже и постом-то назвать нельзя. Такого рода ограничения должны быть с первых дней супружеской жизни, а дальше их необходимо расширять по мере взросления и духовного возрастания семьи, т.е. постепенно переносить воздержание и на малые посты. Хотя Номоканоном они и не оговариваются, однако это следует из самой логики и смысла любого поста как школы воздержания. Воздержание от плотской близости было в раннем христианстве одной из самых распространённых аскетических практик.
На необходимость воздержания в супружеских отношениях говорил и один из великих русских святых преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он юноше, вступающему в брак:
«...и ещё храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мёртвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» (Дивеевская летопись, с 343).
Однако подобные советы, пусть и исходящие от великого угодника Божия, иеромонах Димитрий (Першин), ничтоже сумняшеся, называл суеверием и страшилкой:
«Существуют суеверия, согласно которым дети, зачатые в пост, могут оказаться в чём-то ущербными. Но это именно суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви. К христианской традиции, православию такие страшилки не имеют никакого отношения. Апостол Павел квалифицирует людей, которые эти суеверия распространяют, очень четко – “как лицемеров, сожженных в своей совести” (1 Тим 4:2), – добавил священнослужитель» – сообщает «Интерфакс-религия».
То же самое писал в одном письме и старец Амвросий Отпинский:
«Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены» (Письма к мирянам).
А вот что пишет старец-архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Те, кто и состоит в браке, освященном Церковью, проверьте свою совесть: ...не согрешили ли неумеренностью в плотских удовольствиях – ибо в браке христианин обязан соблюдать воздержание и целомудрие. Соблюдали ли воздержание в посты, воскресенья и в праздничные дни?» («Опыт построения исповеди», М., 2001, с. 59.)
Здесь отец Иоанн (Крестьянкин) следует древней пастырской традиции исповеди, зафиксированной в Требнике XVI века:
«Вопросы женам:
…Не было ли праздничного, или постного падения?
…Или в Господские праздники, или в среды, и в пяток, и в неделю [со] своим мужем блуд творила еси?» (А.Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Т. III. Одесса. 1894, с. 164, 168).
Как видим, в постные дни и даже в праздники супружеская близость приравнивается к блуду.
Ущербные дети, зачатые в пост – это никак не суеверия и не страшилки, как это пытался представить молодёжный иеромонах Першин и его друзья-миссионеры, а печальная реальность, прослеживаемая на протяжении многих поколений жизни православных христиан. И только ради «миссионерского» потакания стилю жизни молодёжи, немыслимому без секса, о. Димитрий (Першин) и его вдохновители пытаются подвергнуть высмеиванию строгие требования православной традиции.
Как видим из поучения истинных пастырей Церкви, и в браке от христианина требуется умеренность и воздержание. Состоящий в браке христианин, как и безбрачный, должен сдерживать свою страсть, и его состояние от безбрачия должно отличаться только степенью воздержания. Во время прохождения Великого поста должна стираться всякая грань между безбрачными, монашествующими и состоящими в браке христианами: это относится как к воздержанию от скоромной пищи, так и к воздержанию от плотских страстей ради Господа.
Известный духовник ХХ века, автор многих православных книг протоиерей Валентин Мордасов († 1998), служивший на полуострове в Камно под Псковом, так учил своих чад, приезжавших к нему со всех концов России:
«Супругам следует воздерживаться от общения в те дни, когда не совершается браковенчание. Люди часто задают вопрос: а когда можно? – Когда венчают брак в церкви. А если муж – священник или диакон, то он воздерживается за сутки до литургии и в самый день литургии. Невоздержание считается смертным грехом. Для священника смертным грехом считается нарушение общением Великого поста».
А вот как отвечает на вопросы о супружеской близости во время поста архимандрит Рафаил (Карелин):
Вопрос: «Здравствуйте! Можно ли в пост вступать с супругой в интимные отношения? Пытаюсь воздержаться, но сил не хватает. Что делать не знаю. Посоветуйте».
Ответ: «Изменить церковных правил мы не можем, но надо убрать те раздражители, которые возбуждают страсти, например, телепередачи, чтение журналов, атрибутом которых стало размусоливание сексуальных тем и т.д. Надо избегать супружеских ласк, хотя бы невинных, а также шуток. Следует помнить, что пост это не только пост тела, но и души; в это время особенно старайтесь заниматься молитвой. Помоги вам Господи… Священник должен действовать согласно уставам, поэтому благословить на супружеские отношения во время Великого поста – он не может. Но когда стоит вопрос о распаде семьи по этой причине, то приходится выбирать меньшее зло. В таком случае надо обратиться к священнослужителю, у которого вы исповедуетесь, не за благословением, а за советом. Во всяком случае, первая, Крестопоклонная и Страстная, а также Пасхальная седмицы должны быть обязательно проведены в воздержании. Помоги вам Господи» (www.karelin-r.ru).
Хорошо ещё, если, следуя совету архимандрита Рафаила, человек во время поста обратится с просьбой о духовной помощи во брани к духовно опытному пастырю, а не к священнику-миссионеру.
Главное в браке – духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. Однако и сегодня в особо благочестивых семьях муж с женой разделяют ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Благочестивые христиане никогда не зачинали детей во время постов. Когда жена была беременна, муж не прикасался к ней, также и во время кормления. Сладострастие, которое поощряется сегодня в интимной супружеской жизни (как видим, даже некоторыми неопытными священнослужителями), – это греховное состояние, потому что Бог установил супружеские отношения между мужчиной и женщиной с целью умножения рода человеческого, для рождения детей. В благочестивых семьях, когда муж и жена считали, что количество детей уже достаточно, то они жили, как брат с сестрой, а на старости лет принимали монашество. Не разжигали страсти, а старались смирить себя, как и положено христианам.
В завершение отметим, что всё более обнаруживающая себя в настоящее время тенденция формирования «облегчённого комфортного православия» проявляется не только в отношении Великого поста. Духовно нездоровое отношение сейчас проявляется и по отношению к таинствам, и к некоторым чинопоследованиям (о практике русификации намоленных веками церковнославянских богослужебных текстов, сверхчастого причащения и сверхредкой исповеди уже не раз говорилось на страницах журнала «Благодатный Огонь»). Чаще всего такие реформы прикрываются разглагольствованиями о «миссионерских задачах и проектах».
Будем бережно хранить предание нашей Матери-Церкви, не разменивая его на псевдомиссионерское приспособленчество к стихиям мiра сего и образу жизни неверующего населения, для которого, нередко, самое главное в жизни – это деньги, секс и блуд, искажая и занижая до недопустимого уровня церковные традиции ради привлечения невоцерковлённых людей. Пусть лучше люди, желающие влиться в церковную традицию, принимать нравственные нормы Православной Церкви, понимать и любить церковнославянское богослужение, освящённое молитвами многих поколений русского народа, поднимаются до духовных высот церковного Предания и живут в нём как православные христиане, возрастая от меры в меру в понимании его спасительной сущности.
[1] В качестве яркого примера – заявление иеромонаха Димитрия (Першина) агенству «Интерфакс-религии» от 2 марта 2009 года о допустимости супружеских отношений в период Великого поста (http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=29486). Странно, что столь деликатный вопрос поднимает монах, который в силу принятых им обетов призван к строгому воздержанию не только от каких-либо плотских услаждений, но и от размышлений на эту интимную тему мирской жизни. Из заявления о. Димитрия следует, что стремиться к святости, к духовному совершенствованию для христианина совершенно не нужно! Невоздержание во время Великого поста поставляются им в качестве нормы христианской жизни. Скольким же людям, поверившим сему священнослужителю, был нанесён духовный вред!
[2] Такое правило находится в Номоканоне Постника. На соблюдении этого правила настаивают: Вальсамон в 52 ответе Марку Александрийскому, мнимый Иоанн, епископ Китрский (Кормчая, гл. 58, прав. 2) и схолиаст Пидалиона в одном из примечаний к 69 апостольскому правилу» (Павлов А.С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 166-167).
3.
2.
Итак, во-первых, в статье весьма некорректно и небрежно, с ошибками, причем в урезанном виде, приведена цитата ап. Павла. Во-вторых, ключевая фраза идеи апостола заключаются в словах: "Разве по согласию". Если одна из сторон не постится и не согласна на воздержание, уместны слова ап. Павла: "Жена не властна над своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена".
Отказ мужа или жены соблюдать телесное воздержание неизбежно приведёт к прелюбодеянию.
1.
«Блуд» и «нарушение поста» - это разные грехи, не надо их смешивать. В отношениях верных супругов блуда быть не может по определению.
Ущербные дети, зачатые в Пост – это не суеверия Церковь никогда не декларировала таких «закономерностей», и никакой «статистики» - а даты рождения людей известны – не ведёт.
Предостережения преп. Серафима и преп. Амвросия говорят о возможных бедствиях за пренебрежение к церковному календарю, а не о конкретных детях, зачатых при нарушении постов. Нет греха «зачаться в Пост». Нарушение воздержания в Пост – поступок супругов. Оправдать ли его, простить, или попустить ту или иную кару, в каждом случае решает Господь.
Если супруги, нарушающие Пост в этом плане, будут из боязни за будущего ребёнка исключать зачатие – что, лучше, что ли?
И даже в праздники. Здесь простое понимание. Во-первых, в праздники «по умолчанию» причащалось множество прихожан. А телесное воздержание накануне Причащения (именно накануне, а не в следующую ночь) – это каноническое правило.
Во-вторых, по уставу, ночь перед большим праздником – это время богослужебное, время всенощного бдения. И в краткий уставной перерыв между всенощной и Литургией предаваться телесным любовным утехам – действительно, было бы неблагочестиво.
PS Вообще, подозреваю, что главной целью статьи «БО» был повод очередной раз наехать на иеромонаха Димитрия, которого оный БО почему-то столь невзлюбил.
И в очередной раз сожалею, что для увеличения на сайте доли статей с духовным, церковным содержанием уважаемая редакция РНЛ использует столь одиозный источник, как упомянутый журнал.