Часть 1
Идеология и первые шаги на европейском континенте
https://www.hippostcard.com/listing/vatican-city-roma-italy-unused-c1930/590532
На протяжении первой половины 20-х гг. ХХ в. европейские демократические и либеральные движения находились в состоянии упорной борьбы с консервативно-реакционными политическими силами. В год избрания Пия XI (1922) из этой борьбы вышли победителями наиболее консервативные политические направления в ведущих государствах Европы: во Франции – правительство Р.Пуанкаре (январь 1922), в Англии – консерваторы (октябрь 1922), в Италии в результате фашистского государственного переворота – Б.Муссолини (октябрь 1922), в Германии – правительство В.Куно (ноябрь 1922) и, наконец, в Испании – диктатура Примо де Риверы (с 1923 г.). Следствием стало сближение папства, обретшего еще более консервативный характер при Пие XI (его понтификат имел много общего с понтификатом Григория XVI) с реакционными и консервативными державами. Сдвиг вправо означал, что на поверхность вышел фашизм, проявившийся сначала как консервативное авторитарное направление, но в процессе развития ставший тоталитарным как в Италии, так и в Германии, обнаруживая также возможности по созданию широкой коалиции, в том числе и с католическими партиями и организациями. Внутри церкви сложился практически беспрецедентный абсолютизм, который во внешней политике Ватикана сопровождался заключением системы конкордатов (как это было при Григории XVI). Абсолютизм Пия XI был реализован в трех областях: формулировании неотомистской теории государства, движении Католическая акция и конкордатах. Все это на долгое время, вплоть до II Ватиканского собора, заслонило действительные проблемы церкви.
Первые движения – прообраз Католической акции – были основаны папой в Италии в ответ на действия яростных врагов Церкви, объединившихся вокруг движения Risorgimento. В 1866 г. он основывает «Итальянское католическое общество защиты свободы Церкви в Италии», консолидирующее итальянских католиков, и, хотя оно не длилось долго, но привело к значительным социальным изменениям. В следующем году формируется «Общество католической молодежи», которое с программой «молитва, труд, жертва», своими действиями выражает поддержку и близость папе в то время, когда государство проходило через весьма турбулентный и драматический период своей истории. Были созданы также другие организации, среди которых стоит выделить «Католическую унию по развитию добрых дел в Италии» и «Первое римское общество католических интересов», которые своей деятельностью приводят к усилению понимания обществом необходимости участия католиков не только в социальном и образовательном, но и в политическом процессах. «Первое римское общество католических интересов» в 1891 г. разделило свой центральный комитет на пять секций, одна из которых была чисто административной, исключительной компетенцией которой была коммунальная политика, за чем последовали усилия по внедрению в местные политические органы. Папа Пий X (понтификат 1903-1914) сформировал три грани католического движения: образовательная, экономическая и политическая. Образовательная осуществлялась через прессу, образование и различные ассоциации; экономическая посредством заботы об обездоленных и политическая путем стремления привлечь как можно больше католиков к участию в общественных делах, прежде всего, чтобы как можно больше католиков приходили на выборы и входили в парламент.
Пий Х выдвинул лозунг «рехристианизации общества», в соответствии его директивами от 4 сентября 1905 г. были созданы две ассоциации: «Итальянская народная католическая уния» и «Итальянская католическая уния избирательных объединений», обе с задачей католического воспитания молодежи, с особым акцентов на необходимости полной лояльности епископу и церкви. Следующая важная реформа произошла в начале Второй мировой войны с понтификом Бенедиктом XV (понтификат 1914-1922), который продолжил развивать образовательную, экономическую и политическую деятельность Католической акции. В военное время политическая деятельность церкви становится все более заметной, поэтому в начале 1919 г. Пий XI (понтификат 1922-1939) публикует программу и приглашение верующих принять участие в работе новой политической партии Partito Popolare, в которой продолжились усилия политической группы, которая до этого была частью Католической акции.
Бенедикт XV. https://sib-catholic.ru/sto-let-poslaniyu-papyi-benedikta-xv-protiv-bessmyislennoy-boyni/
На европейском континенте, опустошенном Первой мировой войной, в условиях разрушенной экономики утопающей в голоде, болезнях и безработице, зловещими для римско-католической церкви тенями нависли угрозы распространения большевизма и американского материализма, а также укрепление либерализма. Иезуитский журнал «La Civilta Cattolica», непосредственно связанный с папским престолом, следующим образом определял вызовы для католической церкви на современном этапе. Во-первых, либерализм основан на ошибочной вере в способность индивида достичь блага без вмешательства государства, атомистическая тенденция, рассматривающая человеческую личность как самодостаточную сущность, которой угрожает только зло извне, в зародыше присутствовала еще у ересиархов XVI века. В эпоху становления капитализма алчная буржуазия, стремившаяся ослабить церковные и государственные ограничения на рост и использование личного богатства, стремилась к тому, чтобы либерализм урезал компетенции власти в экономической сфере. Вскоре, однако, наиболее продвинутые финансовые круги стали возражать не просто против ряда областей применения власти, но и против власти как таковой, призвав к освобождению от власти церкви и государства, что приведет к конечной свободе индивида. Однако, по мнению «La Civilta Cattolica», подобная интерпретация освободительной функции либерализма может привести лишь к полному уничтожению всех социальных институтов. Следующим аспектом опасного для церкви и государства «ускользания власти» является тот факт, что создаваемые новые партии носят мощный идеологический характер, они подразделяются на два базовых вида: капиталистические и социалистические, весьма специфично понимающие понятие справедливости. В частности, справедливость для капиталиста – это гарантия того, что беззащитные и неамбициозные люди не получат от него защиты, и европейский континент «уже усеян плодами его «свободы»». Социализм на этом фоне выступает как бич провидения за безразличие к человеческим страданиям. Третья катастрофа может быть вызвана либеральным презрением к власти, что неизбежно приведет к преувеличенному национализму и утопическому интернационализму. Иными словами, говорит «La Civilta Cattolica», ослабьте государство, и появится возможность для еще одной разновидности идеологической узурпации: захвата инструментов управления патриотическими фанатиками с их собственным видением того, на чем должна быть сосредоточена воля народа.
Пункт о специфических отношениях церкви и государства имел конкретную истерическую подоплеку: папа Пий IX (понтификат 1846-1878) объявил себя «заключенным» в Ватикане, создав прецедент для отношения следующих трех пап к итальянскому государству. Находясь в «заключении» в Ватикане, папы осудили углубляющееся разделение между церковью и государством, «оплакивая» не только потерю папской области, но и секуляризацию новой нации. Итальянское правительство вызывало разочарование, поскольку отняло у пап их территорию и отказалось от своих католических корней. Итальянским католикам папским указом было запрещено участвовать в светской политике конституционной монархии, установившейся с созданием нового итальянского королевства. Начало ХХ века ознаменовалось кульминацией враждебности между церковью и государством в Италии. Первые послевоенные годы ослабили напряженность и улучшили отношения между Ватиканом и Римом, поскольку обе стороны осудили несправедливое отношение к Италии по Версальскому договору.
Дух либерализма, продолжает «La Civilta Cattolica», настолько глубоко повлиял на западный мир, что любая конкурирующая фракция отказывалась бороться с этим духом напрямую. На международном уровне идет отказ от нации и попытка заменить ее несостоятельной Лигой наций, не имеющей корней в европейском обществе, что ведет к появлению слабого либерального «сверхгосударства», в котором власть постепенно будет переходить к лучше финансируемым, подготовленным и организованным силам, а не к народу. В результате будущее международное правительство станет инструментом контроля союзников-победителей и финансовых магнатов. Ошибки Версальского мирного договора фатальны, он искусственно создал слабые нации, проигнорировал их опасную близость к сильным и попрал справедливые интересы побежденных держав, что будет подпитывать преувеличенный национализм и приведет к новым и более глубоким разрушениям.
Часть 2
Поворотный 1922 год
https://www.hippostcard.com/listing/vatican-city-roma-italy-unused-c1930/590532
Католический мир нужно было спасти от грядущих катастроф посредством рехристианизации общества. Однако и от партийного формата исходила явственная угроза, связанная с пунктом, обозначенным выше – любая партия основывает свою деятельность на собственной идеологии. Св. Престол довольно долгое время сомневался, что католическая партия является инструментом, пригодным для восстановления христианского общества, поскольку любая партия, поддаваясь духу времени, соревнуясь со своими оппонентами, должна предложить идеологическую программу для решения всевозможных проблем современности. Если она этого не сделает, то станет неприемлемой и заведомо проигрышно консервативной для избирателей. Католическая партия, стремящаяся выиграть битву за контроль над государством, также, как и остальные, станет относитесь к идее борьбы между различными партиями как к естественной, но это неизбежно потребовало бы партийной дисциплины по вопросам, с которыми католики могли бы законно не согласиться. Более того, у партий, имеющих собственную структуру и законы, т.е. у их лидеров, возникнет соблазн приравнять победу католической партии к победе христианства. А ничего не добившись, они будут препятствовать реальному преобразованию всего сущего во Христе.
Пути выхода из казалось бы, неразрешимых логических тупиков привели к следующим построениям. Серьезные попытки перестроить общество по католическому образцу должны выполнять несколько задач одновременно. В первую очередь для обеспечения выживания и прогресса католического образования, необходимо чтобы общество продолжало знать, что несет в себе христианство. Во-вторых, это потребует наличия ориентированных на конкретные общественные проблемы католических групп давления, Католической акции, которая продвигала бы конкретные католические подходы к различным социальным проблемам. Такие группы, хотя и должны стать политическими в том смысле, что они будут стремиться оказывать давление на государство, тем не менее, будут избегать партийности. Их ориентация на решение проблем позволит уйти от приверженности к определенной партии, избегая ловушки принуждения католиков занимать широкий спектр позиций по темам, о которых христианам не подобает высказываться. Это помешает Католической акции стать идеологическим инструментом, поскольку ее цель заключается в том, чтобы заставить государство реагировать на угрозы для католицизма, вопрос за вопросом, а не для того, чтобы придумать грандиозную схему, по которой она станет государством, предлагая свой собственный идеологический ключ к счастью. Следовательно, католики могут политически объединяться только по вопросам религиозной важности, при этом не нужно делать никаких заявлений или принимать решения по вопросам, с которыми христиане могут не согласиться. И, наконец, если бы удалось найти (или воспитать в долгосрочной перспективе) людей, которых не будет пугать участие во власти, которым не будет нравиться ожесточенная борьба за власть между партиями и которые отказывались бы строить идеологию из своих личных интересов и своей политической выгоды по решению текущих проблем, Европа могла бы питать надежду. Такие люди могли бы осуществлять власть, как того желает церковь, но не на основе той или иной идеологической программы, а их действия не нужно интерпретировать ни в левом, ни в правом спектре. Таким образом католический порядок вещей мог бы постепенно установиться без посредничества католической партии, которая сама была бы склонна принять идею партийной борьбы в либеральном государстве или превратить социальные учения церкви в собственную партийную идеологию.
Было бы раболепием ничего не предпринимать против несправедливых действий различных правительства, было бы странно или оппортунистично не принимать историческую реальность со всеми ее неудобствами, но использовать церковь для деятельности партий было бы предательством, секуляризацией ее миссии. Главное, что нужно сделать – подчеркнуть социальную ответственность в то время, когда гармоничное «корпоративное общество» Средневековья исчезло, воспрепятствовать разрушению социальной крепости и социальному распаду. В целом решение любых современных проблем, полагал «La Civilta Cattolica», требует объединения того, что было разделено: власти и общества.
Помимо прочего, подобная политика безусловно потребовала бы самого строгого церковного единства[1].
После Первой мировой войны когда был отменен non expedit – препятствие, устранение которого высвободило накопившийся спрос на участие католиков в политической жизни. Уже в 1919 г. Луиджи Стурцо в Италии основал Народную партию с целью поощрения католиков к участию в политике. Только в статье «Commonweal», опубликованной в 1944 году, Стурцо раскрыл важные детали создания партии, которое требовало одобрения Ватикана. Он получил добро, но вместе с тем и предупреждение: «[государственный секретарь кардинал Гаспарри] несколько раз повторил мне: «Вы никогда не будете говорить ни от имени Церкви, ни от имени Католической акции [самой важной организации католиков-мирян, находящейся под контролем иерархии]…. Помните, что ответственность лежит на вас. Церковь и католическая акция никогда не будут связаны с политикой партии. Если ты совершишь ошибку, вина ляжет на тебя»[2].
Пий XI. https://polskieradio24.pl/artykul/1609683,pius-xi-papiez-ktory-podziwial-polakow
В Италии 1922 год ознаменовался важным поворотным моментом как в истории церкви, так и государства: в феврале папа Пий XI вступил на папский престол, а восемь месяцев спустя, в октябре, Бенито Муссолини пришел к власти. Почти сразу после вступления в должность премьер-министра Муссолини начал заявлять о своем желании достичь урегулирования с Ватиканом, признавая, что соглашение с Ватиканом придаст его режиму огромную легитимность. Partito Popolare, исходившей из положений энциклики «Rerum novarum» (1891) Льва XIII, отражавших его взгляды на политику, общество и экономику, тем не менее в реальной политике стала препятствием между Ватиканом и Муссолини, блокируя прямые переговоры между ними и бросая вызов церкви, главной заботой которой были не фашисты, а коммунисты, как в Италии, так и за рубежом. В 1923 г. Ватикан вынудил Стурцо отказаться от руководства партией и уже в 1924 г., на фоне кампании убийств, развязанной фашистами против своих политических оппонентов, он бежал из Италии в Лондон. После ухода Стурцо Ватикан официально дезавуировал Народную партию и начал прямые переговоры с Муссолини, который, заключив сделку с Пием XI, в конечном итоге добился роспуска партии — ключевой шаг к заключению Латеранских договоров 1929 г., которые помогли предотвратить любое возможное политическое сотрудничество между католиками и социалистами в итальянской политике. Примечательно, что, пребывая в эмиграции в Лондоне, Стурцо установил связи с самым влиятельным тайным обществом Великобритании «Круглый стол» и с Королевским институтом международных отношений («Чатем хаус»)[3].
Дон Луиджи Стурцо. https://www.laciviltacattolica.it/articolo/luigi-sturzo-e-il-partito-popolare-italiano/
Необходимость консолидации католического мира на пространстве бывшей империи Габсбургов также обусловлена тем, что в результате поражения и распада Центральных держав оказались потерянными традиционные консервативные политические партнеры Ватикана (Германия, Австро-Венгрия), в которых существовал союз между алтарем и престолом. Кроме того, между созданными на ее месте государствами и Ватиканом возникли спорные вопросы из-за новых границ церковных епархий – это вынудило Св. Престол искать административные способы урегулирования конфликтов, при этом нужно было вновь подчеркнуть роль и влияние римско-католической церкви.
23 декабря 1922 г. папа Пий XI обнародовал знаменитую энциклику «Ubi arcano Dei», в которой провозгласил формирование Католической акции (в советской историографии утвердился термин Католическое действие – А.Ф.). Функциональным отличием Католической акции, согласно энциклике, стало «содействие мирян в иерархическом апостолате», инструментом – образовательные и просветительные организации, ранее входившие в компетенцию католических движений, переходивших в этого момента в ведомство Католической акции. Католическая акция стала «насаждением сверху» – в отличие от католических движений, которые являлись формой организации католиков-мирян и возникли «по инициативе снизу». Главную цель Католической акции Пий XI обозначил как «возвращение Христу королевского скипетра в семье и обществе», поставил задачу найти иные организационные формы, способные охватить всех верующих-католиков и все сферы общественной жизни и утвердил основные направления Католической акции на европейских землях.
В своей энциклике папа констатировал наиболее важные нарушения прав церкви в современном мире: «…отлучение религии от школы, скрытые и прямые нападки на веру, в результате которых дети приобретают убеждение, что для хорошей жизни Бог и религия особого значения не имеют… Поскольку школа лишена Бога и его законов, отнимается и сама возможность формирования совести молодежи и устройства жизни на основах уважения к Церкви – установленной Богом хранительницы, единственно способной объяснить истину.., только она имеет поистине неисчерпаемый источник силы для изгнания из частной и общественной человеческой жизни материализма, принесшего столько зла и для объединения всех сословий граждан и всех народов в единое тело – истинное братство.., облагородить достоинство человека и общественные институты гражданского общества в направлении глубокого понимания смысла святых обязанностей… Только Церковь – правда и сила Христова – способна должным образом формировать сознание. Не существует ни одного человеческого института, способного обеспечить все народы единым международным законом подобным существовавшей в средние века христианской обители – Божественного института, принадлежащего всем народам, стоящего над всеми народами, обладающего верховной властью. Лишь Церковь Христова, наделенная божественными полномочиями и обладающая великими традициями, показала способность справляться с такими великими начинаниями… Необходимо вернуть Иисуса Христа в гражданское общество… Поскольку лишь Бог является источником власти, за Церковью должно быть признано право, определенное ей Создателем, быть наставником и главой всех остальных учреждений не с целью умалить их власть, но их совершенствовать и реставрировать Христово Царство»[4].
[1] Rao John C. Catholicism, Liberalism, the Right: A Sketch from the 1920’s // FAITH & rEASON. Spring 1983. Vol. IX. No. 1. Рр. 2-5.
[2] Faggioli Massimo Sturzo in Exile. The Democratic Legacy of an Italian Priest [Электронный ресурс] // Commonweal. September 23, 2019. URL: https://www.commonwealmagazine.org/sturzo-exile
[3] Faggioli Massimo Sturzo in Exile. The Democratic Legacy of an Italian Priest [Электронный ресурс] // Commonweal. September 23, 2019. URL: https://www.commonwealmagazine.org/sturzo-exile
[4] Архив Југославије. Фонд 63 «Министарство правде КЈ, Поверљива архива». Фасцикла 6.