Доклад о Православии в Казахстане

Для конференции «Русский мир и православные тюркские народы»

0
6
Время на чтение 6 минут

Источник: Православные татары

 

Иерей Елисей Кукеев, переводчик Алма-Атинского епархиального управления.

Досточтимые владыки, отцы, братья и сестры.  Предлагаю перед началом моего доклада почтить память архиепископа Кокшетауского и Акмолинского Серапиона, который трагически погиб в ДТП по пути на Рождественские чтения в ночь на 28 января.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В КАЗАХСТАНЕ

История христианства на территории современного Казахстана уходит своими корнями в далекое прошлое, о чем говорят археологические данные и исторические свидетельства. Его христианское прошлое, прежде всего, связано с политической и культурной историей народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. Многие казахские племена принимали христианство, среди них найманы, кереиты, кипчаки и другие. В традициях и обычаях казахского народа остались христианские символики в виде креста, которые встречаются в казахских орнаментах также шаныраках, которые  увенчивают купол юрты в виде решетчатой крестовины.

Многие казахи в наше время обращаются в православие и принимают крещение, среди них много и тех, кто обращаются в протестантизм и другие христианские деноминации.

 

ТРУДНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В КАЗАХСТАНЕ

Некоторые казахи боятся принимать крещение хотя очень близки к христианству, из-за страха столкнуться со сложностями.

Основные трудности, с которыми встречается каждый казах, принимающий крещение, принимающий христианство, это:

  • Непонимание родственников, семьи, знакомых и вообще казахского общества, которое часто в этом видят предательство своей веры. Поэтому верующий казах сталкивается с укором со стороны родственников, которые часто пытаются уговорить его вернуться в веру предков (которой, на данный момент, считается ислам).  Новокрещенные боятся этого давления и стараются скрывать свою веру от родственников.  Таким образом, в первую очередь у христиан казахов возникает угроза отвержения семьей, что довольно важно, потому что казахи живут большими семьями, а мнение родственников и быть принятым в семье — чрезвычайно важная часть жизни любого казаха.
  • Еще одной проблемой является то, что православие считается верой русских. «Орыс болып кеттин» (стал совсем русским) – один из укоров для казахов, принимающих крещение. И здесь важным остается назидание новокрещенным оставаться казахами, верующими во Христа, а не полностью забросившими свою культуру и добрые казахские традиции. Естественно, новокрещенному важно различать традиции, и не участвовать в чем-то противоположном христианской вере, но это вопрос возрастания и обретения зрелости и смирения, а также мудрости его духовника.
  • Также, друзья и окружение могут считать такого верующего заблудшим и разными путями – где-то ласково, а где-то и угрозами, попытаются вернуть новокрещенных казахов в ислам. Порой друзья убеждены в собственной правоте, считая такого человека заблудшим.
  • Важный момент, что новокрещенный чувствует себя виноватым перед родителями, и другими родственники, которые часто стыдятся детей, принявших христианство. Особенно это заметно в сельской местности, где соседи и общество накладывают на родителей таких христиан определенную ответственность, за то, что их дети крестились, и родители начинают стыдиться своих детей перед обществом.  В казахской культуре принцип «уят болады», т.е. «что скажут люди» – чрезвычайно сильный фактор, который воздействует на новокрещенных, делая их виноватыми перед семьей, которая становится в более уязвимое положение перед обществом.

Также трудности включают в себя – когда супруг пытается развести с супругом, принявших христианство, из-за чего верующий начинается сомневаться, правильно ли он сделал.

При всем при этом, очень мало верующих возвращаются в ислам. Есть и семьи, где нормально воспринимали, что их дети крестились.

В целом во время Пасхи в Казахстане казахи радостно едят и яйца, и куличи и поздравляют соседей, отмечающих Пасху.

Причем гонения в сельской местности, где казахский народ больше соблюдает укоренившиеся традиции, может быть сильнее, но также и нужда во Христе в селе сильнее, что открывает более широкое поле для жатвы.  В городе, в русскоязычной среде живущие верующие не испытывают гонений в такой мере. 

Также естественно, что православным казахам, принявшим крещение в России, намного легче.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗНЫМ АСПЕКТАМ ПРАВОСЛАВИЯ В КАЗАХСТАНЕ

У нас возникло несколько предложений для размышления над тем, как справиться с трудностями в миссионерских подходах, крещении и пост-крещальной жизни казахстанских и в целом тюркских (уйгуров, татар и др.) верующих:

  1. Есть ли смысл в смягчении правила изменения имени при крещении у казахов или других тюрков, в конце концов это русская традиция, где даже имя Светлана меняется на Фотину. Изменение имени отпугивает многих от крещения, поскольку имена меняются на русские. Мы видим два возможных решения этой проблемы: 1. Не изменять имени при крещении, а оставить их казахские/тюркские имена, 2. Использовать в крещении библейские имена с тюркским звучанием – например Моисей – Муса, Исаак – Исхак, Мария – Мариям,
  2. Нам кажется очень важным, чтобы в Литургии или службах были элементы на казахском языке – например чтение Евангелия или из Ветхого завета, некоторые молитвы, призывы.
  3. Было бы хорошо, чтобы священники и русскоязычные и казахоязычные попытались вести службы на казахском языке, не всю службу и не все службы, но некоторые и регулярно (молебны, например), особенно в малочисленных храмах.
  4. Считаем важным, чтобы представители РПЦ почаще обращались на (пели, выступали, учили) казахском языке. Вот пример успешной миссии – очень популярная песня о матери была исполнена на мероприятии в храме отцом. Михаилом с учениками воскресной школы на казахском языке – О. Михаил тонко уловил важность института матери и в целом родителей в Казахстане, что вызвало восторг в Казнете  – (https://www.youtube.com/watch?v=XifB5a_kAc0У ).  У казахов родной язык называется «Ана тили», язык матери, поэтому любые обращения священников РПЦ на казахском языке принимаются с большим внимание и уважением. 
  5. Также у нас в планах записать АудиоБиблию на казахском языке и перевести на казахский язык материалы Патриаршей программы по изучению Библии – мы уже начали перевод сценариев курса Псалмы за 13 шагов (https://izuchaem-bibliu.ru/psaltir-v-13-shagah ). Мы планируем записать, используемые ОРОиКом сценариии на казахский и другие языки, и записать их с участием казахскоязычных священников РПЦ (и русских и казахов).  Мы думаем и ищем средства на запись и толкование хотя бы Псалтири (а далее и всей Библии), в формате драматизированной АудиоБиблии, записанной и успешно применяемой в РПЦ, и уверены, что это было бы чрезвычайно успешно в знакомстве казахов со Священным Писанием и их личном обращении к Богу (записи драматизированной АудиоБиблии и толкований можно найти здесь https://jesus-portal.ru/life/where-two-or-three/ ).
  6. Хорошо и экономично бы этот процесс сделать одновременно на нескольких тюркских языках (татарском, башкирском, чувашском, и т.д.) в дополнение к казахскому. Сценарии толкований на русском языке уже есть, их можно быстро перевести и записать под суфлер (чтение сценария с экранов) на нескольких тюркских языках.

И в завершении своего доклада, мы хотели бы показать отрывок из Крестного Хода в г. Астане во время недавнего праздника Крещения. Этот ролик записан под песню Вера наша в исполнении нашего уважаемого председателя, архидиакона Константина (Баргана)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
21.02.2025 03:24
«Запад приучает людей есть червей»: Зачем нам
Новый комментарий от Агафон
20.02.2025 22:56
Предисловие к грядущему «мирному договору» между США и Россией
Новый комментарий от Константин В.
20.02.2025 22:37
Маркионитство ХХ века
Новый комментарий от Zakatov
20.02.2025 21:57
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Zakatov
20.02.2025 21:21
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от Константин В.
20.02.2025 21:18