Владимир Путин и Ильхам Алиев. Фото: пресс-служба президента России (kremlin.ru)
Конфликт России и Азербайджана по вопросу оценки катастрофы самолёта Azerbaijan Airlines продолжает обостряться. Почему его не удаётся решить переговорами, Pravda.Ru объяснил профессор кафедры востоковедения, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Лунев.
Азербайджан готовит иск в международный суд по катастрофе самолёта Azerbaijan Airlines в аэропорту Актау в Казахстане, сообщает агентство APA. В материале под названием «Россия хочет устроить второй инцидент с малазийским Боингом» проводятся параллели со случаем в небе Донбасса в 2014 году и указывается, что как тогда, так и теперь Россия не хочет признавать свою вину, хотя якобы доказательства налицо.
Как пишет агентство, азербайджанскому руководству очевидно, что «ракета по самолёту была запущена с территории военной базы в Ханкале», а главная претензия — пилоты AzerAir не были уведомлены о плане «Ковёр» в связи с атакой украинских БПЛА.
«В 05:13:32 самолёт потерял основное управление полётом, и только в 05:21:42 диспетчер-координатор передал в Грозненский УВД информацию о проведении спецоперации «Ковёр», — говорится в отчёте комиссии по расследованию, созданной в Казахстане.
Делается также вывод, что извлечённые из самолёта фрагменты подтверждены в результате международной экспертизы как обломки ракеты ЗРК «Панцирь», и азербайджанская сторона готовится представить эти доказательства в международный суд. Однако в предварительном отчёте комиссии по расследованию нет выводов о принадлежности обломков. Указано, что повреждения фюзеляжа были вызваны посторонними предметами извне.
«Мы ожидали, что Россия публично возьмёт на себя ответственность за сбитый самолёт и выплатит компенсацию жертвам. Вместо этого Россия просто игнорирует катастрофу, надеясь, что она пройдёт сама собой. Это снисходительно, они смотрят на нас свысока», — заявил агентству источник в азербайджанском внешнеполитическом ведомстве.
Получается, что всё дело в гордыне первого лица Азербайджана. Очевидно, что Баку не хочет дождаться выводов комиссии, хотя по международным правилам окончательный отчёт должен быть подготовлен в течение одного года. Вопрос откровенно политизирован Азербайджаном. Баку пытается доказать, что, поднажав, получит своё. По словам президента Ильхама Алиева, Москве надо извиниться, наказать виновных и выплатить компенсации. Представляется, что это будет сделано в случае соответствующих выводов комиссии, а пока действует правило презумпции невиновности. Любой суд, куда Азербайджан обратится, будет ждать выводов комиссии. Так зачем же вставать в позу?
По мнению Лунева, «мы очень распустили страны-соседи, бывшие республики, и добровольно принимаем все их «хотелки».
«До чего это может довести, нам пример Украины прекрасно показывает», — сказал эксперт.
Востоковед напомнил, что Азербайджан нанёс в сентябре 2023 года удар по российским миротворцам в Карабахе, в результате чего погибли шесть военнослужащих. Было возбуждено уголовное дело, «но исхода этого дела мы до сих пор не знаем».
По словам Сергея Лунева, российские дипломаты в нынешней ситуации действуют в рамках полномочий, которые у них есть, и переговоры с Азербайджаном по урегулированию конфликта ими ведутся, «но не они принимают решения, а в Москве — первое лицо».
Востоковед объясняет конфронтационное поведение Баку тем, что с Турцией у Азербайджана налажены прекрасные отношения, а к Ирану в Баку относятся «достаточно негативно». А Иран для России как союзник гораздо более предпочтителен, чем Турция.
«Дальнейшее развитие ситуации, как и состояние российско-азербайджанских отношений будет, в первую очередь, зависеть от вопросов, которые имеют стратегический характер и не всегда будут зависеть от позиций России и Азербайджана», — резюмировал эксперт.
6 февраля напряжённость в отношениях вышла на новый уровень — Азербайджан приказал Москве закрыть культурный центр «Русский дом» в Баку. Одновременно азербайджанские государственные СМИ сообщили, что Баку направил партию невоенной помощи для поддержки Украины.
В последние годы Азербайджан укрепил свои экономические связи с Россией, и Москва всё больше полагается на Азербайджан как на важнейший транзитный узел коридора «Север — Юг», облегчая доставку товаров в Иран и порты Персидского залива и обратно из России в обход западных санкций. Но коридор «Север — Юг» проходит по трём маршрутам: транскаспийскому — с использованием портов России и Ирана, западному — через Азербайджан и восточному — через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.