Источник: The National Interest
Когда российская ракета "Орешник" доставила свои многочисленные полезные грузы на украинский завод "Южмаш" в Днепре, ангелы-хранители авианосцев по всему миру заплакали. В то время как некоторые защитники использования авианосцев, без сомнения, заявят, что до сих пор не решен вопрос о том, сделали ли передовые ракетные технологии их излишними в военном отношении, придерживаться этой позиции становится все труднее.
Площадь завода «Южмаш» составляет примерно 744 гектара или 2,87 квадратных миль, и хотя мы не знаем, какая часть этой территории была поражена несколькими боеголовками «Орешника», судя по видео, она была довольно обширной. «Орешник», оснащённый БРСД (боевой частью с разделяющимися головными частями) с обычными боеприпасами, — это гиперзвуковая ракета, эквивалентная дробовику: наводите её в общем направлении на цель, и цель будет обстреляна.
Учитывая, что «Орешник», по-видимому, способен достигать высокой степени точности — в конце концов, он поразил завод «Южмаш» — этот «эффект насыщения» гиперзвуковой баллистической ракетой, снаряжённой обычными боеголовками, несомненно, означает, что это оружие может быть выпущено по авианосцу и поразить его. Максимальная скорость авианосца класса Нимиц" составляет приблизительно тридцать узлов (34,5 миль в час), в то время как максимальная скорость ракеты "Орешник" находится где-то впромежутке между "10 и 11 махами" (7 610-8 450 миль в час). Мысль о том, что авианосец может обогнать такую ракету, смехотворна. А поскольку эффект насыщения от множества боеголовок означает, что ракета не обязательно должна быть абсолютно точной, очень трудно представить, что авианосец останется боеспособным после такого столкновения. Ракете не нужно топить авианосец, достаточно нанести ему такие повреждения, чтобы он стал непригоден для использования, после чего он будет вынужден вернуться на базу.
Кроме того, существует проблема относительной стоимости. Мы не знаем, сколько стоит «Орешник», но аналитики успешно сравнили его с российской межконтинентальной баллистической ракетой «Ярс», которая в 2011 году стоила около 30 миллионов долларов (около 40,3 миллиона долларов в 2023 году). Стоимость строительства авианосца класса «Нимиц» варьируется от 6,2 до 11,2 миллиарда долларов в ценах 2023 года Это означает, что на каждый авианосец, который строят Соединённые Штаты, Россия может построить от 154 до 278 ракет «Орешник». Если рассматривать это с точки зрения относительной стоимости, то даже если бы России пришлось выпустить 50 ракет «Орешник», чтобы поразить один авианосец, затраты бы окупились. На самом деле, как мы уже говорили, одной ракеты, скорее всего, было бы достаточно.
Самый тщательно хранимый секрет России
Мета-проблема, связанная с авианосцами, достаточно проста. С каждым новым достижением в области ракетных технологий всё сложнее утверждать, что авианосцы стоят своих денег. Даже если убеждённый сторонник авианосцев сможет доказать, что даже у пятидесяти ракет «Оникс» нет шансов уничтожить авианосец, мы можем лишь предположить, что со временем эти ракеты станут мощнее, быстрее и точнее. Тем временем, в силу своей природы, авианосец всегда будет оставаться очень большим и очень медленным куском металла, плавающим в океане. Если бы он перестал быть таким, он перестал бы быть авианосцем.
Однако, что интересно, русские втайне разработали технологию, которая выполняет те же функции, что и авианосец, но не имеет этих недостатков. Эта технология не будет полностью защищена от новых ракетных технологий, но, по крайней мере, можно с уверенностью утверждать, что она устойчива к ним. Более того, западные военные аналитики годами игнорировали и недостаточно изучали эту технологию, хотя она широко известна и фактически находится на виду.
Технология, о которой я говорю, — это экраноплан «Лунь»-класса. Он был впервые разработан в Советском Союзе инженером-изобретателем Ростиславом Алексеевым и эксплуатировался в течение нескольких лет с 1987 по начало 1990-х, после чего был законсервирован. «Каспийский монстр», как его ласково называли западные аналитики, гнил в море, в честь которого он был назван, пока в 2021 году его не перевезли в город Дербент в российской республике Дагестан, где он теперь находится в качестве музейного экспоната.
Экранопланы могут выглядеть как самолёты — хотя и очень странные самолёты, которые явно не являются аэродинамическими в традиционном понимании, — но они больше похожи на корабли, чем на самолёты. Экранопланы — это «транспортные средства с эффектом воздушной подушки» (ТСПВП) и, следовательно, относятся к семейству судов на подводных крыльях или «судов на воздушной подушке». Термин «эффект воздушной подушки» знаком только инженерам и пилотам. Он относится к явлению, с которым сталкиваются самолёты с неподвижным крылом, когда летят вблизи земли или океана. Когда самолёт с неподвижным крылом летит очень близко к поверхности, он испытывает значительное снижение лобового сопротивления и значительное увеличение подъёмной силы. Пилоты обычно описывают это так, будто самолёт парит прямо над поверхностью земли, и они используют эффект близости земли для облегчения взлёта и посадки.
Однако GEV, такие как экраноплан, используют этот эффект приземления не только для взлета и посадки. Скорее, они используют его, чтобы “плавать” по широким открытым пространствам — обычно океану или морской стихии. Экраноплан класса Lun парит примерно в тринадцати футах (четырех метрах) над морем и выглядит как самолет, скользящий по поверхности воды. В отличие от обычных водных судов, экранопланы класса «Лун» могут развивать очень высокую скорость, близкую к скорости самолёта, а не корабля, — до 297 узлов в час (342 мили в час). Экранопланы класса «Лун» также имеют чрезвычайно большую грузоподъёмность — около 100 тонн, а поскольку они летают низко над поверхностью, обнаружить их радаром крайне сложно.
Идея экраноплана должна быть теперь очевидна: судно использует свою чрезвычайно высокую скорость и низкий уровень обнаружения для быстрых атак на вражеские позиции и суда. Когда «Каспийский монстр» был впервые спущен на воду, он был оснащён шестью противокорабельными ракетными установками П-270 «Москит», что говорит о том, что в 1970-х и 1980-х годах советские инженеры считали его убийцей авианосцев.
Назад в будущее
На самом деле неясно, почему класс «Лун» был списан. Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что это была экспериментальная и уникальная технология, которая была введена в эксплуатацию почти в то же время, что и распад Советского Союза. Из-за растущего бюджетного давления экспериментальное оборудование, скорее всего, было списано в первую очередь. Общая концепция кажется правдоподобной: экраноплан мог бы скользить по поверхности моря на высокой скорости, причаливать рядом с авианосцем, выпускать залп противокорабельных ракет, а затем улетать. Но здесь нет необходимости возвращаться к первоначальной роли, для которой был разработан экраноплан. Это связано с тем, что с появлением новых ракетных и беспилотных технологий потенциальные области применения экраноплана гораздо шире, чем в 1970-х и 1980-х годах. Возможно, история покажет, что безумная конструкция экраноплана Алексеева просто на полвека опередила своё время.
Три ключевые проблемы, которые мы выделили в отношении авианосцев, можно обобщить как «размер», «скорость» и «стоимость». Авианосцы слишком велики и медленны, чтобы уклоняться от ракет, а их стоимость делает их экономически невыгодными по сравнению с этой технологией. Экранопланы не страдают ни от одной из этих проблем. Если, например, по приближающемуся экраноплану выстрелить «Орешником», ему будет очень трудно попасть в него, поскольку он скользит по поверхности океана со скоростью 297 узлов. На самом деле мы не знаем, сколько будет стоить строительство экраноплана, но логика подсказывает, что его стоимость будет ближе к стоимости большого реактивного самолёта с неподвижным крылом, чем к стоимости авианосца. Возможно, для сравнения можно привести огромный российский грузовой самолёт Ан-124 «Руслан», который стоит от 50 до 90 миллионов долларов. Если принять это за приблизительную оценку, то за стоимость одного авианосца класса «Нимиц» можно было бы построить от 69 до 373 экранопланов.
Здесь энтузиаст авианосцев может вмешаться и указать на то, что экраноплан не может нести столько же самолётов, сколько авианосец. Авианосец класса «Нимиц» обычно несёт почти 100 самолётов. Экраноплан класса «Лун» может нести один, может быть, два. Здесь на сцену выходят новые разработки в области беспилотных летательных аппаратов и ракетных технологий. Мы не будем вдаваться в подробный анализ, но представляется всё более вероятным, что ракеты и дроны — из-за их низкой стоимости — будут всё чаще заменять пилотируемые самолёты. Помимо того, что они намного дешевле — а в случае с ракетами ещё и намного быстрее, — дроны и ракеты также намного легче и меньше пилотируемых самолётов. Что, если экраноплан, оснащённый такими технологиями, сможет полностью заменить авианосец?
Сегодня авианосец медленно движется к своей цели, останавливается у берега, запускает самолёты, которые атакуют цель, а затем ждёт, пока самолёты вернутся, прежде чем медленно уйти за горизонт. Представьте, что вместо этого несколько экранопланов, загруженных ракетами и беспилотными летательными аппаратами, на высокой скорости приближаются к цели, ненадолго останавливаются у берега и наносят удар — обратите внимание, что с ракетами и беспилотными летательными аппаратами судну даже не нужно ждать, пока они вернутся после выполнения задания, — а затем стремительно удаляются. Многочисленные экранопланы, участвующие в такого рода атаках, гораздо сложнее поразить ракетой, чем авианосец. А поскольку целей несколько, даже если один или два экраноплана будут поражены, потери в людях и технике будут несопоставимы с потерями в случае серьёзного повреждения или даже потопления авианосца.
Военные планировщики и стратеги больше не могут игнорировать уязвимость авианосцев. Ракетные технологии будут становиться только лучше, и, как и в случае с линкорами, у авианосцев есть встроенные физические ограничения, которые невозможно преодолеть. Но это не значит, что военно-морские силы по всему миру должны быть упразднены. Им просто нужно адаптироваться. Возможно, ключ к решению этих проблем — «вернуться в будущее» и подумать о том, что странный на вид ржавый самолёт, долгое время простоявший без дела в Каспийском море, — это ответ на эти проблемы. Чтобы флот выжил, возможно, Каспийскому морскому чудовищу придётся зарычать ещё раз.
Филип Пилкингтон — специалист по макроэкономике и инвестициям, соведущий подкаста «Многополярность» и автор книги «Реформация в экономике».