Источник: Кинопоиск
Это двойная рецензия, поскольку два этих фильма неразрывно связаны. Там даже несколько героев перекликаются и кадры из одного сериала используются во втором. Поехали.
Это два минисериала в формате вэб-сериала. То есть, короткие серии по 25-30 минут в Резервистах, и по 15 и даже 10 минут в Мобилизации. Производство донецкой студии Террикон продакшн. Ребята до этого снимали в основном ролики, клипы для тех же Зверобоев и все такое. А тут два сериала.
Я не просто так их в один обзор свел. Делали их одни люди и они об одном и том же событии.
«Мобилизация» о трех донецких мужиках — друзьях «младшего среднего возраста» — лет по 30-35 им. Один воевал в 14-м, патриот. Второй (главный герой) — «типапатриот». То есть, он написал книжку про реалии Донецка, но ее никто не хочет издавать, потому что в издательствах засели шаровары и либерахи, которые открыто ему пишут в ответах из издательства «Слава Украине, сепар!» А третий и вовсе европейскоориентированный нетвойнист. И тут февраль 2022-го, обострение на фронте, Россия готовится признать «республики», а в Донецке объявляется мобилизация. И становится понятно, кто чего стоит и чего стоят их принципы.
«Резервисты» о том же времени. Обострение, мобилизация, начало СВО, штурм Мариуполя. Только тут в центре внимания небольшое подразделение мобилизованных, среди которых и пацаны-студенты, и работяги, и мужик предпенсионного возраста с личными счетами к ВСУ и нацикам, и идейные, и сброд с улицы, и те, кто только и думает, как запятисотиться. И всем им приходится пройти проверку войной.
Скажу сразу. Это самодеятельность. То есть, снято все в минимуме локаций на карманные деньги. Драматургия довольно проста и временами даже наивна. Играют артисты неровно, где-то на уровне школьного спектакля, где-то рвут на шекспировские высоты. У диалогов та же беда — где-то картон-картон, где-то вдруг шарахнет щемящая нота, аж воробушек в горле начинает «шывыряться».
Батальные сцены в Резервистах на уровне — «все побежали за угол, там начали стрелять, я забегаю туда, а там все мертвые лежат». А в Мобилизации вообще никаких батальных сцен, там про другое.
Не обошлось и без банальностей и шаблонов. В драматургии ребятам еще только предстоит наесть зубы, это явно только начало пути. Причем, видно, что на этом пути никто им помогать не собирается. Минкультурки надо бы с собаками бегать и выискивать такие коллективы, вытаскивать их на свет божий, давать им денег и наставников, раскручивать и обучать. Но там пока не до того. Там сейчас перемены, как и Фонде кино, и важнее не упустить финансовые потоки.
Но самое главное и ценное в Резервистах/Мобилизации — это взгляд изнутри. И взгляд этот предельно честный. Там еще не научились самоцензуриться и кабычегоневышлость Террикон пока не поразила. Плюс, в эту пользу сыграло и то, о чем я говорил выше — им никто не «помогал», поэтому никто им и не смог диктовать, как надо снимать.
В результате, мы видим перед собой совершенно не приглаженную картину. Тут и облавы на мужиков на донецких улицах с последующей бусификацией, и невообразимый бардак с формированием на призывных пунктах, и случайные люди в командовании, и мясные штурмы, и бездарность командиров, и дезертирство и еще много чего. Об этом мы могли где-то читать, недоверчиво пожимая плечами. А донецкие это прошли лично и теперь рассказывают нам. После чего становится понятно, почему именно в донецких частях были самые адские потери в начале СВО.
В общем, если вам нужен честный взгляд на то время, смотреть обязательно. Только имейте в виду, что это делали непрофессионалы и сделали это не слишком профессионально. Профессионалам пока явно не до этого, у них другие приоритеты.