Центром сегодняшних трагических событий на Ближнем Востоке, как очевидно даже далеким от политики людям, является Израиль. И не просто центром, а инициатором этих событий. Не будет натяжкой утверждение, что нынешние события с участием Израиля и вокруг Израиля могут стать «спусковым крючком» для третьей мировой войны. Об этом сегодня говорят многие эксперты и политики в разных странах мира. Впрочем, об этом предупреждали еще в первой половине ХХ века многие политики, государственные и общественные деятели, которые были против претворения в жизнь проекта по созданию еврейского государства. А уже после рождения в мае 1948 года такого государства многие сравнивали это с закладкой мины под человечество, мины, которая может взорваться в любой момент в виде третьей мировой войны. Об этом, в частности, писал английский журналист Дуглас Рид (1895-1976) в своей книге «Спор о Сионе» (годы написания: 1949-1956).
Впрочем, для понимания того, что такое государство Израиль, не обязательно апеллировать к Дугласу Риду и другим зарубежным авторам. В Советском Союзе достаточно подробно и взвешенно писалось и говорилось об истории создания государства Израиль и о том, что это достаточно искусственное образование является проектом сионистов. И что Израиль – лишь средство и промежуточное звено в планах мировой закулисы по установлению своей власти над человечеством. А для своего прикрытия эта закулисы искусно манипулировала (и продолжает манипулировать) такими понятиями, как «сионизм», «еврейство», «иудаизм», «антисемитизм», «земля обетованная», «богоизбранный народ», «Великий Израиль» и т.п.
Среди работ советского времени на данную тему одной из первых была книга Юрия Сергеевича Иванова «Осторожно: Сионизм!», увидевшая свет в 1969 году. Чуть позднее вышли книги: О.В. Вадеев. Сионизм – отравленное оружие империализма» (1970); Е. Евсеев. «Фашизм под голубой звездой. Правда о современном сионизме: его идеологии, практике, системе организаций крупной еврейской буржуазии» (1971).
Особенно большое количество работ по теме Израиля и сионизма в Советском Союзе появилось после того, когда Генеральная Ассамблея ООН на своей ХХХ сессии 10 ноября 1975 года приняла Резолюцию 3379. «Ликвидация всех форм расовой дискриминации». Благодаря усилиям СССР в нее была включена фраза об Израиле и сионизме. Израиль был поставлен в ряд с государствами, практикующими апартеид, такими как Южная Африка и Родезия. Было дано определение сионизма как «формы расизма и расовой дискриминации». Аналогичные резолюции были приняты различными специализированными учреждениями ООН. МИД СССР стал активно ссылаться на Резолюцию 3379.
В СССР в последние полтора десятилетия его существования вышли такие серьезные работы как: В.А. Семенюк. «Националистическое безумие. Идеология, политика и практика международного сионизма» (1976); В.И. Киселев, Г.С. Никитина, А.Ф. Федченко. «Международный сионизм: история и политика» (1977); Е. Евсеев. «Идеология и практика международного сионизма» (1978); «Сионизм: Правда и вымыслы». Сборник статей (1980); Л.Е. Беренштейн. «Обреченность политики и практики сионизма» (1980); Д.И. Сойфер. «Крах сионистских теорий» (1980); С. Рокотов. «Сионизм – орудие агрессивных империалистических кругов» (1983); М.Е. Хазанов. «ООН и ближневосточный кризис» (1983); Игорь Ярославцев. «В чем обвиняется сионизм» (1984); М.А. Гольденберг. «Сионизм: лицо и маски» (1985); Л. Дадиани. «Критика идеологии и политики социал-сионизма» (1986); Ф. Алестин. «Палестина в петле сионизма. Преступники. Жертвы. Свидетели. Судьи» (1988). Л.Я. Дадиани, В.И. Носенко, Т.А. Карасова. «Сионизм в системе империализма» (1988). Это далеко не полный список.
Примечательно, что почти день в день с ликвидацией Советского Союза (декабрь 1991 года) в ООН усилиями США и других союзников Израиля Резолюция 3379 тихой сапой была отменена. Конечно, это не случайное совпадение.
Ведь в стране была провозглашена «демократия». А на самом деле «либеральная диктатура», при которой считалось «неполиткорректным» подвергать критике Израиль и сионизм. Понятно, что после развала СССР серьезных книг по теме Израиля и сионизма стало издаваться намного меньше. Можно отметить такие: Василий Дрожжин. «Ликвидация СССР и сионизм» (2009); Исраэль Шамир. «Каббала власти» (2019); Е. Евсеев. «Сионизм в системе антикоммунизма» (2003).
Эти и другие авторы (как российские, так и зарубежные) называют гибель Советского Союза не какой-то случайностью. И даже не объясняют это привычными «затасканными» формулировками, что, мол, СССР проиграл Соединенным Штатам в «холодной войне» (гонке вооружений и экономическом соревновании). Они прямо и смело утверждают, что уничтожение Советского Союза было главной целью международного сионизма, которую ему удалось реализовать спустя 46 лет после окончания второй мировой войны. Он (сионизм) лишь прикрывался (и продолжает прикрываться) государством, называемым «Соединенные Штаты Америки», которое сионисты поставили под свой контроль более века назад (когда в 1913 году удалось учредить свою частную корпорацию – Федеральную Резервную Систему США).
Перелистывая некоторые книги советского и постсоветского времени по теме сионизма, я обратил внимание на то, что большинство авторов особо обращают внимание на взаимосвязь таких явлений, как сионизм и так называемый «антисемитизм». И эта взаимосвязь не случайная. Как выражаются многие авторы, это две стороны одной медали. В интернете есть даже статья некоего Кукобаки Михаила Игнатьевича, которая так и называется: «Сионизм и Антисемитизм - две стороны одной медали». Но тут Михаил Игнатьевич никакой Америки не открывает.
Чтобы понять эту взаимосвязь, напомню, что означают оба понятия. Как отмечает Википедия, «сионизм (от названия горы Сион в Иерусалиме) – политическое национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Земле Израиля (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается. Основателем политического сионизма является общественный и политический деятель Теодор Герцль». Это «политкорректная» дефиниция, другой и быть не может. Ведь Википедия находится под контролем тех самых сионистов, которые хотят выглядеть «белыми и пушистыми». И это не очень «бьется» с тем определением сионизма, которое имелось в Резолюции ООН 3379.
Мне как-то ближе и понятнее те определения, которые содержались в советских документах и советской литературе. Вот, например, определение из упомянутой выше книги Игоря Ярославцева «В чем обвиняется сионизм»: «Сионизм – это шовинистическая идеология крупной еврейской буржуазии, ее реакционная практика, выражающаяся в деятельности разветвленной системы организаций, выполняющих тактические и стратегические установки еврейской финансово-промышленной олигархии в ее борьбе за всемерное своих позиций в капиталистическом мире» (с. 4-5).
Книга издавалась ровно 40 лет назад. С учетом нынешних реалий следует лишь подкорректировать окончание фрагмента: «…в ее борьбе за всемерное своих позиций… во всем мире». Ибо социалистического мира уже нет. Весь мир стал капиталистическим. Автор дает даже более узкое определение сионизма – как идеологию и политику исключительно Израиля: «В узком (условно) смысле под сионизмом понимается официальная идеология и определяемая ее практика правящих кругов Израиля, теснейшим образом связанных как с финансово-промышленной олигархией других стран, в том числе и еврейского происхождения, так и с иудейским клерикализмом. Являясь официальной идеологией государства Израиль, доктрина сионизма трансформируется в экспансионистскую политику правящих кругов Тель-Авива» (с.5). Об этой экспансионистской политике правящих кругов Израиля (они себя уже предпочитают называть «правящими кругами» Иерусалима, а не Тель-Авива) мировые СМИ сообщают каждый день. За год с начала вооруженного конфликта (7 октября 2023 года) число убитых палестинцев в секторе Газа достигло 42 тысяч, еще более 100 тысяч пострадали (т.е. получили ранения).
Теперь насчет антисемитизма. Та же Википедия дает такое определение: «Антисемитизм нетерпимость, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как к этнической группе или как к религиозной группе — к иудеям и их преследовании; идеология и политическое движение, направленные против евреев. Является одной из форм ксенофобии. Антисемитские образы не имеют связи с реальными евреями». Тут масса вопросов.
Что касается религиозного признака евреев, то я отмечу лишь, что согласно опросам общественного мнения, даже в самом Израиле число атеистов составляет более 80 % (И.Р. Шафаревич. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб. 2002, с. 335). И это в Израиле, которое мировые СМИ иногда пытаются представить как «самое религиозное государство в мире».
А что такое евреи как этническая группа? Потомки ветхозаветных евреев времен царя Давида и Соломона? – Таких, если внимательно читать Еврейскую электронную энциклопедию, уже на белом свете не осталось. Они уже давно все ассимилировались. Это признают и честные ученые, которые занимаются историей Израиля и евреев. Вот, например, профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд на эту тему написал кучу книг. Некоторые из них переведены на русский язык и изданы в России: «Кто и как изобрел еврейский народ?» (2011); «Кто и как изобрел страну Израиля?» (2012); «Как и почему я перестал быть евреем» (2013).
Слово «антисемитизм» следует всегда ставить в кавычки. Поскольку подавляющая часть так называемых евреев в мире – потомки «хазаров». А они относятся к тюркской, а не семитской ветви народов. Об этом подробно писал в своей книге «Тринадцатое колено» (1976 г.) немецкий писатель и историк Артур Кестлер (книга была переведена на русский язык и издана в России). Некоторые публицисты называют нынешний Израиль «Новой Хазарией». А известный российско-израильский публицист Исраэль Шамир утверждает, что политику антисемитизма проводит именно «Новая Хазария», поскольку она воюет с палестинцами, которые без сомнения относятся к семитской расе.
Об абсурдности термина «антисемитизм» писал также Дуглас Рид в «Споре о Сионе»: «По словам того же Кастейна (немецкий юрист и писатель – В.К.) термин "антисемитизма" родился именно 19-ом столетии. Поскольку ни о каком "преследовании" евреев говорить больше было невозможно, надо было придумать новое слово, способное припугнуть христиан и запугать евреев; при этом последнее было важнее первого, отсюда и новый жупел "антисемитизма". "Абракадабра" было бы более правильным, поскольку слово "антисемитизм" представляет собой полный абсурд в применении к племени, никогда к семитам не принадлежавшему, чей "закон" предписывает истребление настоящих семитов, т.е. арабское население Палестины, изгнанное из родной земли сионистскими захватчиками в 1948 году; симпатии по отношению к арабам клеймятся с тех пор, как "антисемитизм". Изобретателям этого термина нужно было вывести из употребления в общественной полемике такие слова, как еврей, еврейский и анти-еврейский, и они рассчитывали запугать массы невразумительным лозунгом… "Антисемитизм" был пущен в обращение в то время, когда "люди еврейской расы", как писали Дизраэли и Бакунин, стали руководителями мировой революции, и главной целью изобретения было заглушение всякого открытого обсуждения этого явления путём запугивания; в этой книге будет показано, что события нашего века дают этому достаточно доказательств…» (Дуглас Рид. Спор о Сионе. – М.: Твердь, 1993 с. 169).
Чтобы понять неразрывную связь между сионизмом и так называемым «антисемитизмом», следует напомнить, что идея сионизма стала стремительно вызревать в Европе начиная с середины XIX века. В Средние века отношения евреев с европейцами-христианами были достаточно напряженные. Многие евреи занимались ростовщичеством, и рано или поздно это кончалось для потомков «богоизбранного народа» плачевно: их изгоняли из городов и даже за пределы стран (княжеств и королевств). В Средние века евреи жили обособленно, в гетто. Причем следует обратить внимание, что гетто – идея самих евреев, особенно их духовных и политических вождей, которые держали свое «стадо» под контролем. Вот что пишет по этому поводу Дуглас Рид в «Споре о Сионе» в главе 15 «Талмуд и гетто»:
«Гетто вовсе не были созданы неевреями для евреев. Они были логической необходимостью, вытекавшей из талмудистского Закона, и ведут свое начало от иудейского опыта в Вавилоне. Талмуд установил, что неевреи не могли быть для евреев "соседями" и что еврею не разрешалось продавать "чужому" земельную собственность, граничившую с участком другого еврея. Это положение не могло иметь иной цели, как обособление евреев от других народов и изоляции их в гетто. Первое гетто было создано левитами в Вавилоне по разрешению местных властей. Следующим в истории гетто был Иерусалим, где Неемия, при поддержке солдат персидского царя, обнес город стенами и изгнал из него всех, кроме иудеев. Позднейшие гетто, возникавшие в Европе, создавались по этим образцам…» (с.91-92).
Но вот победили буржуазные революции и для евреев-буржуев (особенно занимающихся ростовщичеством) наступили вроде бы «золотые времена». Для них, может быть, и наступили. А вот для их духовно-религиозных вождей («синедриона») возникла угроза потерять свою паству. Потому что паства стала стремительно ассимилироваться, смешиваться с коренным населением и терять свою религиозную идентичность. Чтобы удержать стадо от рассеяния, иудейским вождям надо было что-то предпринять. Дуглас Рид пишет: «Упадок гетто в эпоху "эмансипации" был чувствительным ударом по лавным устоям талмудистской власти. Нужно было найти ему замену» (с.92)
Тут и стала складываться идеология и концепция сионизма, которая призвана была сохранить стадо. Как отмечал в свои романах в середине XIX века британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли (имевший еврейские корни, но очень желавший стать полноценным европейцем), «золотой век» европейских евреев уже катился к закату. Надвигались зловещие времена того, что еще не имело внятного названия, а позднее стало именоваться «сионизмом». Причем, прежде чем легализоваться в конце XIX века, сионизм вызревал в тайных обществах иллюминатов и масонов. Об этих опасениях Дизраэли и многих других видных европейских евреев можно почитать в книге Дугласа Рида «Спор о Сионе» в главе 21 «Предостережения Дизраэли». Вот фрагмент из этой главы:
«Ко времени смерти Дизраэли завершилось то, чего он старался не допустить всю свою жизнь: "тайные общества" были спаяны в единую всемирную революционную организацию, руководимую евреями, которая готовилась нанести решительный удар основам нашего общества в двадцатом столетии. Дизраэли идеально охарактеризовал эту организацию: "Сеть, покрывающая Европу, как железные дороги покрывают поверхность земного шара". С тех пор исследователи все чаще употребляют такие выражения, как "сеть", и говорят о "невидимой руке", управляющей правительствами. За несколько лет до революции 1848 года бывший раввин Драх, подобно Дизраэли предвидевший будущие события, обвинил в печати Талмуд, как причину этого разрушительного процесса. Описывая его преследование, еврейский писатель Морель пишет, в числе прочего: "Самые мудрые мероприятия власти во всех странах бессильны против огромного и непрерывно действующего заговора, который как громадная и мощная сеть опутал весь мир и способен в любой момент направить свою силу на достижение любой цели, нужной Израилю"» (с. 168).
У еврейских вождей родилась мысль создать для евреев отдельное государство. И лучше всего, если бы такое государство было учреждено на «земле обетованной», в Палестине. А что должно было скреплять еврейское стадо? Некоторые идеологи сионизма говорили: религия предков, Тора (Пятикнижие Моисеево), Талмуд. Более прагматичные и трезво оценивающие ситуацию идеологи сионизма говорили: деньги и страх. Деньги для прикормки заблудших евреев и их удержания в стаде должны жертвовать богатые евреи.
А страх, который будет заставлять их держаться в стаде, – постоянно подпитываемые кампании «антисемитизма». Это же «антисемитизм» должен выталкивать их в «землю обетованную». Одним словом, сионизм без антисемитизма невозможен. И сионисты должны регулярно, постоянно провоцировать неевреев (которых они называют «гоями») на проявления разного рода акции против евреев. Достаточно просто спровоцировать на возмущения и протесты. А подконтрольные сионистам СМИ сумеют это раздуть и представить дело так, что, мол, евреев бьют и даже убивают.
Примечательно, что за несколько дней до своей смерти И.В. Сталин распорядился напечатать в газете «Красная Звезда» заявление, что борьба против сионизма, которую развернул СССР, «не имеет ничего общего с антисемитизмом. Сионизм – враг трудящихся всего мира, евреев не менее, чем неевреев».
Советские обществоведы исходили именно из такого понимания сущности сионизма. Вот, например советский ученый Л.Я. Дадиани в своей книге «Критика идеологии и политики социал-сионизма» отмечает: «Сионистские лидеры и идеологи не просто льют воду на мельницу антисемитских кругов, но фактически выступают как подлинные антисемиты». Подобных цитат из литературы советского периода можно приводить десятки и даже сотни. Но некоторые читатели могут сказать, что это, мол, были «перегибы» марксистско-ленинской идеологии, что, мол, это чистая идеология, которая обеспечивала интересы Советского Союза в сфере внешней политики.
Но, не меньшее, а даже большее количество подобных цитат я могу привести из высказываний тех еврейских авторов, которые не принимали и не принимают идеологию и практику сионизма. Среди евреев очень много антисионистов. Именно потому, что сионизм нацелен на разжигание национальной ненависти, которая бьет и по самим евреям, и по тем, рядом с кем они живут. Более того, именно сионисты и являются самыми ярыми антисемитами. Так, американка Эми Каплан, имеющая еврейские корни пишущая в MondoWeiss, сказала, что "антисемитизм и про-сионизм никогда не были взаимоисключающими. Сторонники еврейского государства использовали стереотипы о евреях – сознательно или нет – для продвижения своего дела. Сам Теодор Герцль обратился к европейским лидерам с призывом, чтобы сионизм решил "еврейский вопрос", отправив евреев в другое место"
А вот что писал сам основатель сионизма Теодор Герцль в своем дневнике 12 июня 1895г.: "Было бы отличной идеей привлечь респектабельных, аккредитованных антисемитов в качестве ликвидаторов собственности. Перед людьми они могли бы поручиться за тот факт, что мы не хотим привести к обнищанию стран, которые мы покидаем. Сначала им не следует давать за это больших гонораров; в противном случае мы испортим наши инструменты и сделаем их презренными как “еврейские марионетки”. Позже их гонорары увеличатся, и в конце концов у нас будут только чиновники-неевреи в странах, из которых мы эмигрировали. Антисемиты станут нашими самыми надежными друзьями, антисемитские страны – нашими союзниками ".
О том, что антисемитизм – важнейшее орудие сионизма, не раз откровенно признавали многие государственные деятели Израиля. Вот, например Ариэль Шарон. С 1977 года последовательно занимал посты министров сельского хозяйства, обороны, торговли и промышленности, строительства, национальной инфраструктуры, иностранных дел. Наконец, в 2001 году А. Шарон занял пост премьер-министра, на котором находился до 2006 года. В 2006 году, находясь на посту главы правительства, впал в кому и в этом состоянии пребывал до 2014 года, когда наступила его смерть. Одно из наиболее ярких его откровений относится еще к тому времени, когда он еще только мечтал занять какие-то посты во власти (судя по всему, начло 1960-х годов). Вот оно:
«Если бы у меня было столько же власти, сколько желаний, я подобрал группу сильных молодых людей – умных, скромных, преданных нашим идеям и горящих желанием помочь спасению евреев – и послал бы их в те страны, где евреи погрязли в греховном самодовольстве. Задача этих молодых людей состояла бы в том, чтобы замаскироваться под неевреев и преследовать евреев при помощи таких антисемитских лозунгов, как «Грязные евреи!», «Евреи, убирайтесь в Палестину!» …» (A. Lilienthal. The Other Side of the Coin: An American perspective of the Arab-Israeli Conflict. N-Y. Devin-Adair Co., 1965, р. 47; цит. по: Игорь Ярославцев. В чем обвиняется сионизм. М.: Прогресс, 1984, с. 20). Уже будучи на высоких постах, Шарон всячески поощрял распространение антисемитизма в мире, хотя уже благоразумно воздерживался от тех откровений, которые позволял себе в молодости.
Не менее интересно откровение израильской дамы, бывшего министра образования (1992-1993) и бывшего министра культуры, науки и коммуникаций (1993-1996) Шуламит Алони. Оно было сделано во время ее выступления по видео в 2012 году. Цитирую: «Ну это такой трюк, который мы всегда применяем. Если кто-то из Европы критикует Израиль, мы тут же напоминаем ему о холокосте. Если в этой стране (США) критикуют Израиль, то они сразу становятся "антисемитами"... И очень легко обвинить, и опозорить тех в антисемитизме, кто критикует конкретные действия Израиля. Обвинить в антисемитизме, напомнить о холокосте и "страданиях еврейского народа". И это оправдывает все, в том числе и те вещи, которые мы творим с Палестиной».
Должен отметить, что Шуламит Алони была одним из немногих чиновников израильского правительства, выступавших против использования антисемитизма еврейским государством. Некоторые израильские журналисты называли ее «антисионистской».
Впрочем, у сионистов есть для евреев ярлыки и похлеще. Как это ни парадоксально, но еврею они могут приклеить даже ярлык «антисемита». Примеров много. Например, один из наиболее известных еврейских антисемитов – Карл Маркс, потомок раввинов. Видимо, сионистов особенно задела работа «классика», называемая «К еврейскому вопросу» (1843).
Известно, что в Третьем Рейхе на высоких должностях находилось немало лиц с еврейской кровью (включая самого Адольфа Гитлера). Они совершали разные преступления, в том числе участвовали в уничтожении других евреев. Они также антисемиты, причем не «вербальные» (ругающие), а «кровавые» (убивающие). Много интересного на эту тему можно узнать из следующих книги немецкого историка Хеннеке Карделя «Адольф Гитлер – основатель Израиля» и американца еврейского происхождения, специалиста по вопросу сионизма Нормана Финкельштейна «Индустрия Холокоста» (обе книги переведены на русский язык и изданы в России). Правда, современные сионисты не любят затрагивать тему «кровавого» еврейского антисемитизма Третьего Рейха. Ведь тогда у людей может возникнуть представление о второй мировой войне, сильно отличное от официального.
Не могут современные вожди сионизма простить антисемитизма и известному физику, лауреату Нобелевской премии Альберту Эйнштейну. Вот пример «антисемитского» заявления всемирно известного ученого, сделанного накануне Второй мировой войны: «Антисемитизм это не что иное как антагонистическое отношение неевреев к евреям, вызванное самими евреями. Еврейские группы процветали на угнетении и на том неприятии которые они всегда встречали в мире … основной причиной этого является использование ими образов врагов, которых они создают для того, чтобы сохранить солидарность» (цитата из статьи, опубликованной в журнале Collier 26 ноября 1938 года).
В список антисемитов попал также шахматный гений Бобби Фишер, который, несмотря на свои еврейские корни, подвергал резкой критике сионистов и политику Израиля. В этом же списке американский еврей Ноам Хомский, известный лингвист и политический философ (видимо, за слишком резкую критику политики поддержки Израиля Соединенными Штатами). И т.д.
Между прочим, в США очень активно действует так называемая Анти-Диффамационная Лига (которую в Америке некоторые называют «еврейским гестапо»), выявляющая и ведущая учет «антисемитов». По оценкам АДЛ, «антисемитов» в Америке больше, чем евреев. Но кто попадает в эту категорию? Например, те, кто считает, что «евреи более лояльны Израилю, чем США» (опросы, проводимые АДЛ, показывают, что таких респондентов 39%). Что «евреи обладают слишком большой властью в стране» (20%). Что евреи имеют слишком большую власть в деловом мире (26%). И далее в таком же духе (примерно с десяток вопросов)
Вот на основе этой информации и раздувается истерия по поводу «антисемитизма» в Америке. После того, как 7 октября прошлого года началась большая война на Ближнем Востоке, а все большее число американцев против поддержки Вашингтоном Израиля, АДЛ сигнализировала о рекордных показателях «антисемитизма» в Америке. Причем в разряд антисемитов попадают также миллионы американцев еврейского происхождения. Проявлений еврейского антисемитизма более чем достаточно. Например, это акция еврейской организации Jewish Voices for Peace в поддержку Палестины, проведенная через неделю после начала войны. Участники акции на время заблокировали одно из зданий конгресса.
Напоследок упомяну откровение нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова, которое он озвучил в интервью итальянскому медиаконгломерату Mediaset в мае 2022 года. И которое вызвало дикий вой в западных СМИ. Он затронул тему, которую Запад старался и старается обходить стороной. Речь идёт о насаждении на Украине духа нацизма (нацификации), что видно невооруженным глазом. Журналисты исходили из того, что заявление о нацификации Украины – абсурд, ведь президент Украины (Владимир Зеленский) – еврей. Неужели министр Лавров может согласиться с таким абсурдом? Ответ Лаврова был буквально следующим: «Я, если правильно помню, боюсь ошибиться, но, по-моему, у Гитлера тоже была еврейская кровь. Это абсолютно ничего не значит. И мы уже давно слышали от мудрого еврейского народа, который говорит, что самые ярые антисемиты, как правило, евреи».
Я бы тут немного подправил министра и предложил такой конец фразы: «…самые ярые антисемиты, как правило, сионисты». Есть евреи, а есть сионисты. И, как сказали бы в старой доброй Одессе, это – «две большие разницы».