Недавно во Владивостоке прошел Восточный экономический форум, который в очередной раз напомнил нам, что Россия идет на восток. Но с какой же стратегической идеей сегодня мы идем встречь солнцу? Ведь экономика и торговля вряд ли могут быть нашим главным духовным призванием, нашей ключевой идеей поворота на восток.
О высоком содержании нашей многовековой устремленности на восток ярко свидетельствует недавно выстроенный великолепный Спасо-Преображенский собор на берегу бухты Золотой Рог во Владивостоке. Этот Собор строился по благословению, по молитвам и при непосредственном физическом участии митрополита Вениамина (Пушкаря), который с 1992 года и до конца 2018 года возглавлял Владивостокскую епархию.
Великое миссионерское значение имеет наш Собор на берегу Океана. Этот величественный Храм стал ярким символом многовековых устремлений Руси на восток. Еще до революции строительство большого Собора в главном морском порту России на Тихом океане благословил Российский Император Николай II. Тогда построить не успели — война, революция, а затем безбожная политика большевиков…
В начале 1990-х годов, когда правящим архиереем Владивостокской епархии был назначен Владыка Вениамин, он вместе с епархиальными священниками обратился к дореволюционной идее возведения большого Собора во Владивостоке.
Много было препятствий на пути строительства великого Храма на берегу бухты Золотой Рог. И всё же в 2018 году в святой день памяти Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Собор были вознесены золотые купола и кресты. Оставались лишь завершающие работы по отделке Храма и благоустройство прилегающей территории. Но уже сияли кресты и купола над бухтой Золотой Рог, возвещая всем входящим в порт кораблям об истинном призвании Руси на востоке.
…Год назад в сентябре 2023 года во Владивостоке к полному завершению строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора ждали Святейшего Патриарха Кирилла, который должен был освящать долгожданный Храм на восточной окраине земли Русской. О предстоящем визите Патриарха даже успели сообщить владивостокские СМИ. Однако приезд Святейшего тогда так и не случился. Но малое освящение Собора состоялось. В Соборе уже проходят богослужения. Но Предстоятеля Русской Церкви теперь снова ждут в столице Дальней России…
Романов Игорь Анатольевич,
Центр «Берег Рус»
Крестившись в Купели великого Днепра, Святая Русь на протяжении всей своей многострадальной истории жила и живет со Христом, во Христе, для Христа. Просвещая свой народ светом Евангельского учения, она возжелала приобщить к христианской вере и все народы, живущие в Сибири и на Дальнем Востоке. С этой благородной целью Русь веками шла на восток, к берегам Тихого океана. И весь этот путь говорит о миссионерском призвании нашего народа, о его крепкой христианской вере и любви к Богу и ближнему.
Устремляясь к Великому Океану, русский народ, нес с собой Православие, строил храмы и монастыри, называя места своих поселений церковными именами. Поднимались православные кресты и купола над просторами Сибири и даже Северной Америки.
В 1860 году был подписан Пекинский договор с Китаем, по которому Приморье и Приамурье стали частью России. В том же году на берегу красивой бухты Золотой Рог был основан порт с многозначащим именем Владивосток. Присоединением Приморья и Приамурья к России, основанием Владивостока, как и других первых городов и сёл Дальней Руси, мы обязаны стараниям генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва-Амурского и его духовного наставника святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки.
В самом названии города Владивостока можно увидеть духовный миссионерский смысл. Владеть Востоком — владеть во Христе. Николаю Николаевичу Муравьёву-Амурскому и его духовному наставнику святителю Иннокентию Владивосток представлялся в будущем похожим по своему православному миссионерскому призванию на византийский Константинополь. Не случаен выбор Муравьёвым-Амурским названий бухты и пролива — Золотой Рог и Босфор Восточный. Священномученик Иоанн Восторгов, выдающийся миссионер Русской Церкви, подтверждал, что в духовном, просветительском значении Владивосток — это «новый Константинополь», а Тихий океан — «новое Средиземное море».
С первых дней основания города началось строительство храма на берегу бухты Золотой Рог. Уже на Пасху 1863 года прихожане молились в деревянной церкви, освященной в честь Успения Божией Матери. Позднее Успенская церковь Владивостока превратилась в красивый каменный Успенский кафедральный собор.
В дореволюционные годы город и край активно развивались, чему способствовало строительство Великого Сибирского рельсового пути. В Приморье прибыли тысячи переселенцев из разных уголков России.
Тогда Российская Империя возводила много прекрасных православных храмов по всему миру: в Корее, Японии, Китае, на Святой Земле, на Афоне, в западноевропейских странах и в Северной Америке. Было очевидно, что город-порт Владивосток — не просто военная крепость и торговый центр, он призван служить оплотом Православия на Тихом океане, поэтому обязан иметь представительский собор, намного больший имеющегося Успенского храма. Новый величественный собор должен был стать, подобно Святой Софии Константинопольской, неоспоримым свидетельством православной миссии Самодержавной России у пределов Азии, духовным маяком, светящим на тысячи миль фаворским светом с берега бухты Золотой Рог и пролива Босфор Восточный.
Мысль о строительстве большого величественного собора, который стал бы символом православной Российской Державы на Тихом океане и в Азии, не оставляла российских правителей и церковных иерархов.
При Российском Императоре Николае II Владивосток стал главным миссионерским центром Азии. В 1899 году Государем была учреждена Владивостокская епархия и решением Синода назначен первый Владивостокский архиерей епископ Евсевий (Никольский). Открывшиеся русские духовные миссии в Японии и Корее, а также существовавшая с XVIII века духовная миссия в Китае координировали свои планы и труды через Владивостокскую епархию. Учрежденный Государем еще в 1891 году Восточный институт во Владивостоке готовил православных миссионеров со знанием азиатских языков. Так Китайско-корейское отделение Восточного института окончил в 1904 году известный миссионер, епископ Павел (Ивановский), ставший викарием Владивостокской епархии и начальником Русской духовной миссии в Корее.
Необходимость строительства большого собора была очевидна и для прибывшего во Владивосток архиерея. Епископ Евсевий объявляет сбор пожертвований на строительство большого кафедрального собора, который соответствовал бы духовному значению утверждения Православной России на берегу Тихого океана.
Вот как звучали слова Владыки Евсевия в 1900 году: «Монаршею волею в 1899 году открыта на отдаленной окраине нашего обширного отечества Владивостокская епархия. Находясь на границе государства в соседстве с языческими, не просвещенными светом веры Христовой странами — Кореей, Китаем и Японией, посещаемая ежегодно многочисленными иностранцами-иноверцами молодая епархия таким положением призвана к особенной просветительской деятельности, к преимущественному пред другими епархиями распространению Православия и нераздельных с ним русских народных основ. ныне, с разрешения того, кто призвал к бытию Владивостокскую епархию — державного отца нашей Русской земли, и по благословению Святейшего Синода, предпринимается сбор добровольных пожертвований на устройство в г. Владивостоке кафедрального собора, который соответствовал бы значению Православия на далекой окраине православной России» (Газета «Приамурские ведомости» от 25 марта 1900 года. № 326).
Замысел о строительстве большого кафедрального собора во Владивостоке поддержал Российский Император Николай Александрович. Государь, еще в юности посетивший Владивосток в ходе своего Восточного путешествия, прекрасно понимал значение величественного Храма, должного стать символом Православия и русской культуры на границе с Азией. Русский Царь, будучи, как и Император Византии, «епископом внешним», то есть призванным Богом на защиту Церкви и веры православной, как никто осознавал миссионерское значение величественного, по силе духовного воздействия равного константинопольской Святой Софии, собора на берегах бухты Золотой Рог и пролива Босфор Восточный.
Согласно утверждению историков, в 1912 году сама Императрица Александра Федоровна взяла под свое покровительство строительство большого кафедрального собора во Владивостоке, известив об этом телеграммой Владыку Евсевия. Представители местного духовенства тогда отмечали, что строительство собора станет «знамением новой эры Православия на Востоке».
В районе нынешнего Сухановского сквера Владивостока светские и духовные власти города выбрали подходящее место для возведения кафедрального собора. Однако последовавшие трагические для России и мира события почти на столетие отодвинули планы возведения величественного Храма на берегу Тихого океана, возвещающего миру о красоте Православия и Небесном Царствии.
Из книги митрополита Вениамина (Пушкаря)
«Спасо-Преображенский кафедральный собор Владивостока»