24 октября 2024 года исполняется 50 лет как не стало Екатерины Алексеевны Фурцевой (1910-1974) – одной из легенд Советского Союза, женщины, которой суждено было «отодвинуть железный занавес» и открыть величие нашей культуры всему миру. Первый секретарь Московского городского комитета КПСС (1954-1957), Секретарь ЦК КПСС (1956-1960), член Президиума ЦК КПСС (1957-1961), Министр культуры СССР (1960-1974). И сейчас имя Фурцевой по-прежнему постоянно находится в медийном пространстве.
24 сентября 1960 года на советские экраны вышел фильм, снискавший неугасимую любовь зрителей «Простая история». Это кино о сельской жизни, о судьбе потерявшей в войну мужа, простой молодой женщины Александры, которую талантливо сыграла Нонна Мордюкова. Её жизнь кардинально меняется после того, как она оказалась на посту председателя колхоза. Она не сразу осознаёт свалившуюся на неё ответственность не только за хозяйство, но и за повышенные требования к её поведению руководителя. Мать героини фильма, по-простому, по-деревенски наставляет её: «перед народом не возносись, но и себя не роняй; зубы попусту не скаль и имей сурьезность», одевайся скромно (никакой косметики) – на тебя народ смотрит! Но фильм этот не только о хозяйстве. Здесь ярко проступает философский подтекст, который повествует о том, как простая русская баба стала «государственным человеком», мучающимся вопросом о человеческом счастье… Ведь оно не только в хлебе насущном? Подсказка звучит в виде песни, сопровождающей фильм: «Жить без любви быть может просто, но как на свете без любви прожить...».
Этот фильм практически не только талантливо отразил реалии того времени, но воссоздал тернистый путь простой женщины во власть. Я считаю, что это первый и, наверное, самый искренний фильм о судьбе женщины, неожиданно ставшей прообразом Екатерины Фурцевой.
Ведь только несколько месяцев назад, 4 мая 1960 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Екатерина Алексеевна Фурцева была назначена Министром культуры Советского Союза. За сильный характер её называли «железной леди», Екатериной III. При этом, за её несгибаемом характером «твёрдого марксиста» и железной воле, находилась трепетная и ранимая душа, ожидавшая простого женского счастья. Кстати, по длительности пребывания в министерском кресле Фурцева — однозначный лидер.
Я смотрю на фото молодой, красивой женщины, которая одна среди мужчин, руководителей государства – на трибуне Мавзолея, в Кремле, на официальных заседаниях правительства СССР. Несомненно, это личность огромного масштаба , ведь ни одна женщина до нее не достигала таких государственных высот и признания профессиональной среды, с которой она взаимодействовала. А писатели, артисты, художники – публика, ранимая, тщеславная.
Артистическая среда весьма специфична и разномастна. Лицедеи… Им дано искусство перевоплощения, всплески фантазий на игре полутонов, творческое осмысления бытия. Очень трудно завоевать признание в этой среде, тем более стороннему человеку. А порой, идеи Фурцевой вызывали иронию и даже смех: так было, когда она высказывала предложение о создании любительских театров, искренние полагая, что профессиональные себя творчески исчерпали. В этой связи, в театральной среде появился такой опус, якобы произошедший на заседании Коллегии Минкульта: когда она в очередной раз подняла вопрос о «народных, самодеятельных» театрах, ее спросили: «А если вам понадобится врачебная помощь по женскому вопросу, вы, что пойдёте к гинекологу-любителю?». Больше она к этой теме не возвращалась. Она умела признавать свои личные ошибки.
Ей многое прощали – вспыльчивость, порой некомпетентность, иногда резкость. Она же была на переднем крае, как тогда говорили «идеологической борьбы» за умы и сердца людей и была обязана отражать официальную линию партии: на встречах с коллективами театров, с художниками и поэтами, певцами и рядовыми работниками сферы культуры. Она на всех находила время. И когда гроб с её телом был выставлен в здании МХАТ на Тверском бульваре, который она открыла годом ранее, прощаться с ней пришла вся театральная Москва.
Известный певец Муслим Магомаев вспоминал:
- « Была она человеком незаурядным и на своем месте. Она любила свое дело, любила артистов. Многим она помогла стать тем, кем они стали. Но почему-то сейчас считается чуть ли не за доблесть бросать одни лишь упреки в ее адрес. Мне представляется это недостойным. Да, она была частью той системы, но в отличие от многих работала в ней со знанием порученного ей дела. У Екатерины Алексеевны была какая-то особая энергетика, выражавшаяся в женской притягательности и обаянии, способных влиять на мужчин и женщин. Она умела расположить собеседника доверительностью, умела и дружить, не теряя «царской короны».
Именно этим можно объяснить тот факт, что русские эмигранты стали дарить советским музеям шедевры искусства. Так, Третьяковская галерея получила картины из бесценной коллекции Савелия Сорина, вдова которого, Анна, стала близким другом Фурцевой. Многочисленные дары её подруги-художницы, знаменитой Нади Леже, неожиданный приезд Марка Шагала, передавшего в дар Пушкинскому музею 75 своих литографий, ошеломляющая выставка французских импрессионистов. И совсем невероятное событие – показ мирового шедевра картины гениального Леонардо да Винчи - Джоконды.
Директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова, хорошо знавшая Фурцеву, говорила о ней:
- « У нее была страсть к масштабным проектам. Вывезти шедевры Эрмитажа, Третьяковки, Русского и Пушкинского музеев в Японию без страховки под личную ответственность - она умела рисковать…»
Её заслуги в формировании культурного поля страны, огромны. Именно она инициировала проведение Московского Международного кинофестиваля, международных музыкальных конкурсов.
24 июня 1963 года в Кремлевском Дворце съездов открылся Всемирный женский конгресс, который готовила Фурцева. Никита Сергеевич Хрущёв под впечатлением грандиозности мероприятия, разрешил ей возглавить правительственный выход на его открытии в Георгиевском зале Кремля. А вести его доверили Валентине Терешковой, первой в мире женщине-космонавту, которая за пять дней до этого события совершила посадку. Конечно, этот полёт был событием мирового масштаба, олицетворением прорыва достижений фундаментальной науки Советского Союза. А в целом – это была огромная идеологическая победа Советского Союза над капиталистическим образом жизни.
А вот, что говорит её внучатый племянник Алексей Фурцев, выросший рядом с прямой внучкой Екатерины Алексеевны, Мариной:
- « Да. Я являюсь внучатым племянником Фурцевой. Екатерина Алексеевна - родная сестра моего деда. В нашей семье сохранилось самое тёплое отношение к Екатерине Алексеевне. На сегодняшний день в каждой республике РФ и бывших республиках СССР действуют театры, построенные в период , когда она была министром культуры. Она лично следила за ходом строительства всем известного крупнейшего спортивно-развлекательного комплекса «Лужники» - расположенного в Москве. Это здесь по деревянным настилам бойко стучали каблучки ее туфель, когда она лично осматривала строящиеся объекты. Это она, будучи первым секретарем Московского горкома КПСС начала строить так называемые «хрущевки». Благодаря ее активной поддержке, состоялся Международный Фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году, на который прибыла молодежь из 131 страны мира. И это буквально через несколько лет после репрессий за связь с иностранцами. Фантастика!
Вспомним, какой фурор произвели в обществе, проведенные по её инициативе «Недели французского кино», когда в Советский Союз приехали мировые знаменитости Жерар Филип, Даниэль Даррье, режиссер Рене Клер. Или такой эпизод, 1957 новый год Екатерина Алексеевна встречает с руководством государства в Кремле, вместе с приглашенными известнейшими французскими актёрами Симоной Синьоре и Ивом Монтаном. При этом, их приезд был весьма важен для формирования положительного мнения о Советском Союзе, особенно после венгерских событий 1956 года, когда туда пришлось вводить войска стран Варшавского договора.
За её заслуги перед страной, об этом мало кто помнит, она была награждена высшими наградами Советского Союза – четырьмя орденами Ленина! И другими орденами, и медалями. Но, Екатерина Алексеевна, не любила этим бахвалиться, выставлять награды напоказ.
А вот версию о её самоубийстве я считаю ложной, так как Екатерина Алексеевна по своему волевому характеру была просто неспособна на такой шаг. Об этом я слышал неоднократно от своих родителей, которые близко с ней общались».
В октябре этого года 50 лет, как её с нами нет. Но живы люди, которым она помогала, мы смотрим фильмы, которые она пробивала для выпуска на экраны, ломая рогатки цензуры, стоят дома, где живут люди, здания театров, которые возводились под её руководством! Она была достойным человеком, и как государственный деятель, и как женщина, благодаря которой состоялся стремительный взлёт советского искусства 60-х-70-х годов, продемонстрировавшего всему миру культурный и творческий потенциал нашего народа!
Юрий Васюнькин
1. Великолепная статья автора о Фурцевой Е.А.
На сайте "РНЛ" также неплохая статья к 50-летию смерти Фурцевой Е.А.