Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета глав государств — участников СНГ 8 октября 2024 года. Фото: Валерий Шарифулин, ТАСС
Недавний саммит стран Содружества Независимых Государств (СНГ) прошёл формально, а ведь речь идёт о безопасности РФ. Не пора ли России, пока не поздно, изменить политику, спрашивает обозреватель Pravda.Ru Любовь Степушова.
На саммит СНГ по личному приглашению президента РФ Владимира Путина приехали: президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Киргизии Садыр Жапаров, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Туркмении Сердар Бердымухамедов, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Президент Молдавии Майя Санду не приехала.
В повестке саммита были «актуальные региональные международные проблемы, проблемы безопасности, а также шаги по повышению активности работы организации, её исполнительных структур, отраслевых органов».
Главный выпущенный документ называется «Обращение глав государств — участников Содружества Независимых Государств к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов».
В нём говорится о необходимости «не допускать возрождения фашизма, нацизма, милитаризма, пресекать попытки развязывания новой мировой войны». Также осуждаются «попытки возложить равную ответственность за развязывание войны на Советский Союз и нацистскую Германию». Они названы «аморальными и кощунственными по отношению к памяти освободителей мира от «коричневой чумы».
Лидеры СНГ выступили с призывом «осуждать и не допускать фальсификации истории, решительно противодействовать оправданию и прославлению нацистского, фашистского и им подобных националистических движений, их последователей».
«Призываем осуждать и привлекать к ответственности тех, кто оскорбляет память воинов-освободителей и прославляет нацистских преступников и их приспешников», — говорится в документе.
Отличная резолюция, но как быть с попытками реабилитации и реабилитацией пособников нацизма — членов «Туркестанского легиона» в Узбекистане, Киргизии и Казахстане?
Второй важный документ — «О Программе сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в области дерадикализации на 2025−2027 годы» под авторством Узбекистана.
Подчёркивается необходимость «налаживания системного взаимодействия спецслужб СНГ и принятия согласованных мер по обеспечению кибербезопасности». Что конкретно записано по первому вопросу — не опубликовано, но, видимо, речь идёт о псевдорелигиозной составляющей.
Между тем в РФ радикализация идёт даже в системе ФСИН, в Казахстане был «Кантар», в «Крокусе» убивали члены исламистских группировок из Таджикистана, а в Киргизии в парламенте есть сторонники радикальной исламистской организации «Таблиги Джамаат»*, официально запрещённой и признанной экстремистской в России, Таджикистане, Узбекистане и Казахстане.
Все эксперты из стран СНГ утверждают, что они не хотят диктата России. Конечно, паритет — это хорошо, но Россия по экономическому весу, ресурсам, военной составляющей и прочим критериям доминирует, паритет в этом случае в принципе невозможен.
В соцсетях спрашивают, а что Россия хочет от Армении, Казахстана и т. д.? По их словам, пророссийским силам там трудно работать, не зная целей Москвы, не говоря уже об отсутствии юридического сопровождения, особенно если вдруг случится арест.
На этом фоне спецслужбы стран НАТО активно втаскивают в конфронтацию с РФ Армению, Молдавию, Казахстан и т. д., в том числе через радикализм, экстремизм, национализм, фашизм, с которыми лидеры стран СНГ призывают бороться.
Западные спецслужбы активно продвигают своих агентов во все общественные и государственные институты соседей России для оказания прямого воздействия на их политические, экономические, социальные и культурные процессы.
Идёт почти необратимый процесс замещения в управлении выходцев из СССР на молодых политиков, полностью ориентированных на Запад и уже не говорящих по-русски. Русскоязычное пространство на территории СНГ неумолимо сокращается. И чем дальше этот процесс будет происходить, тем у СНГ меньше шансов сохраниться.
И, возможно, не надо за этот формат цепляться, а надо перестроить работу с соседями.
- Обучать в России будущих перспективных политиков и политтехнологов. Соросовский опыт — отличный пример. Возможно, нашим миллиардерам не надо содержать спортивные клубы, а именно будущих пророссийских управленцев. И именно миллиардерам давать государственные льготы.
- Продвигать крупные совместные интеграционные проекты. Почему Казахстан отказался от строительства АЭС «Росатомом», предпочитая международный консорциум? Где российские лоббисты в парламенте? Как это делает Израиль? У него есть масса НКО и НПО в США, члены которых в предвыборный период общаются на местах с каждым депутатом конгресса и спрашивают его, а что он сделал на благо общего дела сохранения западной цивилизации. Если такой депутат отказывается сотрудничать, то его перспектива политика становится сомнительной.
- Создавать теневые кабинеты, нацеленные на перехват власти в странах-соседях, если там Запад развернёт «цветную революцию». Где такие политики в армянской диаспоре? Был один — Рубен Варданян, который поехал в Карабах в надежде его удержать для Армении и России, но он арестован и сидит в тюрьме в Азербайджане. Обнадёживает грузинская история, посмотрим, как пройдут выборы. Если будет переворот, то опять провал. Сколько горя Россия бы избежала, если бы на смену Януковичу готовили бы не Медведчука.
- «Красной линией» для соседей должно стать их желание вступить в НАТО. В этом случае необходимо прекращать всяческие экономические льготы и совместные проекты, накладывать санкции и жёстко приводить к власти подготовленные теневые кабинеты.
Сегодня очень большие изменения происходят как во внешней политике России, так и во внутренней. Пора действовать с позиции сильной державы, которая держит под контролем свои границы и свою безопасность.