Каждый новый день – новая песня. В волонтерских каналах, в переписках наших бойцов, в соцсетях простых людей, которые делятся друг с другом не только новостями с фронта, но и произведениями передовой, актуальной, новой русской культуры. Сегодня она не может быть оторвана от жизни и борьбы всей нашей страны.
Творчество музыкантов, поющих поэтов, чьи имена вы не услышите с телеэкранов, заполнило интернет. Непубличные, незнаменитые талантливые люди улавливают мощнейший народный запрос на живое, искреннее слово, расшифровывают, транслируют мысли народа, чувствуют его нерв, дотягиваются до миллионов сердец. У этих людей нет масштабных выступлений, нет эфиров, нет фан-клубов, нет продюсеров и пиарщиков, но ролики с их композициями распространяются в народе, как когда-то, в семидесятых-восьмидесятых, расходились произведения Владимира Высоцкого. Так и сейчас - в телевизоре и на радио их голосов нет, но в душах людей их слово набатом звучит.
Третий год мы все живем темой войны, неустанно осмысляем происходящее и свое место в нем, война приблизила многих к пониманию самых высших истин, и закономерно у всех возникает потребность в патриотическом, воодушевляющем, вдохновляющем, жизнеутверждающим, духоподъемном и правдивом творчестве, в таких песнях. Они есть, их много, но наше телевидение по старинке впаривает нам оторванных от реальности мишурных «звезд», чье мировоззрение застряло на уровне развлекаловки, отвлекаловки, расслабона, чье мировоззрение заточено на шике-блеске, безотчетном ненасытном потреблении, удовлетворении низменных потребностей.
Глобальный разрыв между тем, что слушает и поет народ и тем, что нам демонстрируют отечественные масс-медиа. «Масс-медиа», «поп-культура», «шоу-бизнес» - даже русский язык протестует, подсказывая нам: попса – не голос народа, шоу - не жизнь, и не масса - народ, а куда более чуткая, требовательная, мудрая, соборная общность.
Почему же с экранов телевизоров нам продолжают навязывать гламурную просрочку в глянцевой обертке? Почему гендиректор главного российского телеканала Константин Эрнст, настаивает: «Аудитории надо давать отдохнуть. Мы возвращаем развлекательные шоу. Аудитория в этом нуждается». Какая аудитория нуждается в однообразных эрнстовских конкурсах поющих трусов? Какая аудитория нуждается в шуточках ниже плинтуса? Та, что сбежала из страны? Та, у которой хата с краю? Та, которой плевать на Россию и русских?
Фраза Эрнста об отдыхающей аудитории разошлась по соцсетям с возмущенными комментариями: «Вернуть развлекаловку в стиле лучших друзей Эрнста – Урганта, Цекало, Мартиросяна и всей их нетвойняшной гоп-компании? Очередной раз харкнуть в спины наших бойцов? Это угроза всем нам!» «От киркоровщины, которую Эрнст взрастил, у всех давно скулы сводит!» «От КВН-овской пошлятины и петросяновских хи-хи тошнит давно!» «Хватит показывать нафталиновый междусобойчик престарелых девиц и юнцов! Где новые лица? Где новые песни о том, что волнует всех?» Слышу это народное негодование давно, читаю сотое народное письмо Эрнсту, но включаю телек и вижу настойчивый пир во время чумы, вычурную веселуху, чествование очередных сомнительных, часто чуждых, враждебных народу персонажей. В чем же дело?
А дело в том, что большинство российских масс-медиа, да и весь российский шоу-бизнес возникли в предательские горбачевско-ельцинские времена. И подавляющее большинство именитых теледеятелей, обладателей бессчетного количества званий, чинов и премий, созданы той постыдной эпохой. В угоду ей они убили образовательное, пропагандирующее великие произведения искусства, профессиональное советское ТВ, на его месте выстроили по западным лекалам коммерческое, а значит продажное, отвлекающее от вечных истин вульгарное зрелище. Тогда на смену сотням советских обучающих программ для детей и юношества, на смену передачам о простых людях и для простых людей, пришли телеигры про деньги, скандальные шоу, бездарные актеры и певцы стали называться «звездами», «поп-дивами», «королями эстрады».
Эпитеты «непревзойденный», «роскошный», «шикарный», «блестящий», «самый знаменитый», «самый успешный», «супер», «просто вау» и прочие - включите телик, вы их услышите – с тех пор дают не слушатели, не зрители, а продюсеры, проплаченные журналисты.
Тогда же, в унизительные девяностые «пугачевская мафия» на десятилетия захватила всю эстраду. «Она травила всех, кто не следовал ее русофобскому заказу, не давала честным пробиться, не пускала на сцену русских», - признаются сегодня многие талантливые музыканты, не желающие тогда угождать самоназванной «примадонне». Вот и выросла, и окрепла небольшая, но властная прослойка людей, воспитанных девяностыми, людей, копирующих западную бесовскую моду, с завистью смотрящих на запад, с презрением, отвращением - на Россию, на наш народ.
Это же русофобское лобби выводило на сцену, пиарило, прославляло украинских певцов, актеров, теле-и шоуменов, комиков, заполнивших все эфиры. Русофобы проталкивали только своих, дошло до того, что и на Евровидении в 2009 году Россию представляла украинская нацистка с песней на мове. Не было у нас тогда достойных русских музыкантов? Да конечно же, были! Но в властных структурах не нашлось ни одного человека, отстаивающего их. И стоит себе признаться, стоит сегодня в этом покаяться – мы и сами «хавали, что дают», малодушно смирялись с засильем русофобов в шоу-бизнесе, на радио, в телеке. Как любят говорить продюсеры, «народ проглотит», «баранов надо стричь». Цинично, но делово. Какое творчество? Только бизнес. Русофобский шоу-бизнес – отлично отлаженный механизм.
Тридцать лет «звезды» нашего телевидения, жадно смаковали свое и чужое грязное белье, хвастались богатством, пропагандировали разврат, звезды нашего телевидения, среди которых и наших-то, и русских-то почти не было, глумились над русскими, осмеивали все русское. Глупо надеется, что сейчас они вдруг почувствуют то, чем дышит русский народ, то что ему необходимо.
Третий год идет война с западом, а с наших экранов все еще поют дифирамбы персонажам старой заукраинской шоу-мафии, празднуют их юбилеи, их шикарно хоронят, горько оплакивают, им посвящают программы.
Властный междусобойчик, сплотившийся и породнившийся с девяностых, всеми силами пытается нам навязать своих. Под предлогом «отдохнуть», «повеселиться», «развлечься», жаждет сделать нас равнодушными пофигистами? Пытается нас сломить? Как мне сказала одна казанская пенсионерка, собирающая гумманитарку, «Посмотришь на выдрючивание телезвезд и вымыться хочется. Такая грязь». Русофобская грязь оккупировала телек, засела в нем намертво, рубит бабло по привычке, напоминает о себе регулярно, вызывая раздражение, испанский стыд, чувство трагической безысходности у всей страны. Иначе как «диверсия» это в народе не называют.
Имея сбережения, недвижимость на западе, отправляя деток и внуков учиться на запад, получив гражданство других стран, а значит, присягнув другим государствам на верность, невозможно быть частью нашей культуры сегодня. Это немыслимо!
Вот и призывает народ «бойкотировать развлекаловку», бойкотирует телек, собирает подписи, пишет в Роскомнадзор, пишет Путину, пишет Бастрыкину, пишет о засилье «звезд», лишь зарабатывающих в России, а деньги тратящих, да и живущих за границей. Пишет о засилье «звезд», для которых нет СВО, нет тысяч беженцев, нет погибших героев, нет осиротевших детей. Для которых нет народного мнения, и на народную волю которым плевать с их высокой Останкинской башни.
Хочется сказать Эрнсту: «Взгляните на ваши программы для вашей «отдыхающей аудитории» глазами бойцов! Глазами их матерей, жен, дочерей. Этих глаз сейчас – миллионы! Эти глаза сейчас – единственный камертон!»
Недавно присутствуя на одном клубном поэтическом вечере, я услышала, как его молодые участники вместе с песнями времен Великой Отечественной исполняли очень сильные, трогательные, неизвестные мне военные песни, созданные недавно. «Как жалко, что они не звучат по телевизору!» - воскликнула. «Ты с луны свалилась! – ответил мне длинноволосый парень с нашивкой «Зачебурашим!» на рюкзаке, - Телек – это деньги. А у русских патриотов денег быть не может». «Настоящих патриотов наш телек боится! - подхватили другие, - В нем звездуны празднуют. Мыслящий человек рядом с ними не встанет!»
Я лично знаю очень талантливых режиссеров, журналистов, актеров, поэтов, приносивших на центральные каналы свои патриотические фильмы, сценарий, разработки, готовых трудиться даже бесплатно, но ради Родины. Музыкантов, отправлявших на телек и на радио свои патриотические песни, обивавших продюсерские пороги и выдворенных взашей, потому что не смогут они работать под крылом (вчерашнего?) русофоба, потому что не смогут вписаться в элитную тусовку. Потому что не позволят себе идти против своей совести. Потому что не позволят себе рубить бабло на костях, на крови.
Беру интервью у очень известного старого актера, опрометчиво называю его «звездой советского кино»: «Да какая я звезда? – обижается он, - Я - лишь служитель. И мои учителя-вахтанговцы говорили: «В искусстве – только служат!»
Люди, осознающие суть дарованного им Богом таланта, не зарабатывают на народе, а служат ему. Ощущают неразрывную связь с ним, свою ответственность перед ним, как Пушкин, который «лиру посвятил народу своему», во благо народа творят, слышат народный зов, зов настоящего живого времени.
Настало время творческого служения. Как донести это до собирательного Эрнста с его развлекающейся междусобойчиковой «аудиторией»? Напомнить им, о мастерстве слушать простых людей, о мужестве уйти вовремя? О мужестве освободить свои насиженные места, наконец, для тех, кто не потерял слух, кто способен слышать, чувствовать и время, и совесть свою, и свой народ. Для тех, кто служит ему истинно. Честно.
1.
Поэтому творческое служение ныне возможно только вне системы.