Мария Кауракова
29 июля 2012 года мощи преподобного Авраамия спустя 83 года вернулись в родную обитель – Авраамиев-Богоявленский монастырь. С тех пор духовенство, насельницы и паломники монастыря каждый год отмечают эту дату.
Явление Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Преподобному Авраамию (Аврамию) Ростовскому. Икона. Ростово-Суздальские земли, конец XVIII - начало XIX векаА началась эта история на том же месте тысячу лет назад.
Инок Авраамий сидел вблизи каменного идола Велеса в древнем городе Ростове. Как говорит житие, написанное святителем Димитрием Ростовским, сердце Авраамия разрывалось от печали и скорби. Обитавший в идоле нечистый дух наводил страх на всех, и христиане боялись даже проходить вблизи него.
Ростов XI века оставался наполовину языческим. И, казалось, нет такой силы, которая могла бы это исправить. Много трудов было положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но Чудской конец города упорно продолжал поклоняться своему идолу.
Авраамий долго молился Господу Богу о даровании ему силы и благодати Святого Духа, чтобы сокрушить идола, но молитва его будто и не была услышана. И вдруг инок увидел благолепного старца. Узнав о причине страданий Авраамия, старец сказал: «Я из Царьграда, в земле вашей пришелец и странник. Если хочешь, отче, получить желаемое, то иди в Царьград, разыщи дом Иоанна Богослова, и не выйдешь тщетно, но получишь желаемое».
Авраам Ростовский разрушает статую Велеса
Послушался Авраамий и по благословению старца отправился в дальний путь. Но лишь он тронулся в дорогу, как встретил неизвестного с тростью в руке.
– Возьми сию трость мою и возвратись назад, приступи к идолу Велесу, ударь его этой тростью во имя Иоанна Богослова – и окаянный обратится в прах, – сказал Авраамию незнакомец. И с этими словами стал невидим.
Авраамий понял, что это был Иоанн Богослов.
Преподобный Авраамий сокрушил идола. А на месте идольского капища основал обитель и стал ее настоятелем
Так преподобный Авраамий сокрушил идола. А на месте идольского капища он основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем.
Преставился преподобный в глубокой старости и был погребен в храме Богоявления, ориентировочно в 1077-м году. Святые мощи его были обретены при Великом князе Всеволоде, на рубеже XII–XIII веков.
Шло время. Авраамиева Богоявленская обитель переживала разные времена – то благословенные, то сложные.
В годы татаро-монгольского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. В конце XVI века здесь же, в Авраамиевом монастыре, несколько лет провел преподобный Иринарх, затворник Ростовский.
В 1552-м году, перед походом на Казань, в обитель за благословением прибыл Царь Иван Грозный. Ему преподнесли главную монастырскую святыню – тот самый жезл, врученный преподобному Авраамию Иоанном Богословом для борьбы с язычеством.
Иван Грозный взял святыню с собой в поход – «да тако и бысть взята Казань». Дальнейшая судьба жезла Иоанна Богослова неизвестна. Но шестиконечный медный крест, служивший рукоятью жезла, долго еще оставался в обители.
Введенская церковь и Богоявленский собор Богоявленского Авраамиева женского монастыря в Ростове Ярославской области. На заднем плане церковь Николая Чудотворца. 20 мая 2007 года. Фото: Печенев Виктор Иванович / temples.ru
В память и в благодарность за покорение Казани Иваном Грозным была заложена первая каменная постройка монастыря, «церковь камена с четырьмя приделами», – Богоявленский собор. В посвящении его приделов читается история чудотворного жезла. Один из его приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому (здесь же хранились его мощи), другой – апостолу Иоанну Богослову, а третий – покровителю самого Царя святому пророку Иоанну Предтече.
К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкает шатровый храм Преподобного Авраамия Ростовского и колокольня Апостола Иоанна Богослова, а также бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи.
Богоявленский собор строился одновременно с Покровским собором на Рву в Москве, который более известен как собор Василия Блаженного, а потому некоторые архитектурные детали двух соборов очень похожи.
Впоследствии Богоявленский собор будет назван не только памятником русской военной славы, но и уникальным памятником архитектуры XVI века.
А что же дальше? В XVIII веке, в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением в Ростове Спасо-Яковлевского монастыря, Авраамиев-Богоявленский монастырь остался в тени.
Мощи преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского. Фото: monasterium.ru
Впрочем, особое внимание паломников всегда привлекали мощи преподобного Авраамия. Так было вплоть до начала XX века. В 1915-м году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого женского монастыря с мощами основательницы этой обители – преподобной Евфросинии.
А в 1917-м году наступили трудные времена для обоих монастырей, да и для всей Русской Церкви. Уже через год, в 1918-м году, была проведена национализация церковного имущества. А 26 апреля 1920 года святые мощи преподобного Авраамия и преподобной Евфросинии Полоцкой были вскрыты и осквернены. Местная пресса оценивала эту акцию как «крупную победу» и «удар по старой религии».
Но, как писал в своем дневнике современник этих событий С. А. Соколов:
«Вскрытие мощей произвело совершенно обратное впечатление на население, чем предполагалось советской властью. Мощи остались открытыми целую неделю, и всю эту неделю люди ходили к ним на поклонение. По окончании поклонения мощи были убраны обратно в раки и снова закрыты».
Фреска с изображением Авраамия, 1547-1551, Благовещенский собор Московского КремляВ 1922-м году с обеих рак были сняты серебряные оклады. В простых деревянных корпусах мощи оставались на своем месте вплоть до 1929 года, пока Богоявленский собор не перешел в ведение Ростовского музея. С этого времени святые мощи вместе с ракой были перенесены в музей. Здесь они стали частью экспозиции антирелигиозной выставки. После Великой Отечественной войны выставка была расформирована, а мощи отправлены в фонды музея.
Только в 1991-м году святые мощи были перенесены в возрождающийся Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, а 29 июля 2012 года вернулись в родную обитель – Авраамиев-Богоявленский монастырь.
В запасниках Ростовского музея находятся также некоторые святыни и утварь Авраамиева монастыря – две вышитые пелены с мощей преподобного Авраамия середины XVI века и XVII века, плащаница XVI века (вклад Царя Бориса Годунова). Находится в музее и медный крест с апостольского жезла Иоанна Богослова. Правда, специалисты считают, что это всего лишь отливка с подлинника, датируемая XIV-м веком.
Молитвами преподобного Авраамия Ростовского да будет восстановлена древнейшая обитель.