В Суздале, который готовится отпраздновать тысячелетний юбилей, назревает скандал. Связан он с премьерой спектакля «Мать София», где главной героиней стала суздальская святая. Ее мощи покоятся в Покровском монастыре города. День памяти святой -14 августа.
Премьера состоялась 11 июля в исторической части города. Для этого специально на берегу реки Каменки были воздвигнуты театральные подмостки , а зрительным залом стал живописный луг, примыкающий к реке.
Из областного бюджета на постановку ТТ «Завод»были выделено почти 6 миллионов рублей, но этим не обошлось- к спектаклю , который готовили к 1000-летию города, привлечены были так же средства местных предпринимателей.
Какого же было разочарование зрителей, среди которых оказались и знатоки истории, и местные краеведы, и прихожане владимирских, суздальских храмов, когда они увидели сценическое действо! Вместо рассказа о верной любви князя к своей супруге, брак с которой продлился 20лет, был предложен грубый вымысел , далёкий от исторических фактов. Но главное:
Спектакль совершенно извратил светлый образ одной из жён Святой Руси- супруги Василия Третьего, впоследствии принявшей монашество с именем София.
К ее святым мощам ходят помолиться в Покровскую обитель Суздаля.
Православные верующие уже написали обращение к митрополиту Владимирскому и Суздальскому Тихону с просьбой предпринять действия, чтобы кощунственный спектакль по отношению к русской святой преподобной Софии был снят с показа.
Вот что написано в обращении к митрополиту, которое подписали сотни людей:
«В данной постановке Великая Княгиня Соломония, ставшая в дальнейшем монахиней Софией, чьи святые мощи почивают в Покровском монастыре г. Суздаля, выглядит не как святая женщина, украшенная духовными плодами добродетелей, а как пошлая и вульгарная баба, да ещё и нагулявшая неизвестно от кого ребенка в стенах святой обители! На сцене одновременно показываются беременная монахиня София и беременная Великая Княгиня Елена Глинская. Первая - мать София - рожает на глазах у зрителей разбойника Кудеяра, вторая - Царя Ивана Грозного.
Историческим фактом является то, что преподобная София Суздальская приняла монашеский постриг в 1525 году, а Царь Иван Васильевич Грозный родился в августе 1530 года.
Мы считаем, что данная постановка омерзительна и не несет за собой никакой исторической действительности, так как основана на извращенном вымысле и подрывает авторитет не только Русской Православной Церкви (РПЦ) и Вселенского Православия, но и светских властей нашей страны!
2024 год объявлен Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом Семьи, а спектакль «Мать София» ТТ «Завод» грубым образом дискредитирует и нарушает все государственные программы, принятые руководством нашей страны в рамках формирования и поддержки имиджа и авторитета русской семьи, используя для этого грубый вымысел и кощунство по отношению к Великокняжеской семье и образу Великой Княгини Соломонии Сабуровой - преподобной Софии Суздальской».
А вот ещё отзывы самых разных зрителей о спектакле «Мать София»: «Была на премьере спектакля «Мать София». Да, все красиво и талантливо. Но содержание ужасно. В голове после спектакля – за что Софию канонизировали? Ребенка родила, отомстить мечтала, не молилась»
«Спектакль – одна сплошная вакханалия. Его надо закрыть. И точка».
«Мать София» - это кощунство и издевательство над лучшими примерами христианской жизни и христианских поступков».
«На сцене актеры держат хлысты, которыми агрессивно бьют по полу. Этот атрибут появляется и исчезает на протяжении всей постановки. Хлыстом, как ломовую лошадь, грубо и со злостью стегает преподобную Софию ее супруг – Василий Третий перед тем, как упечь ее в монастырь. Весь спектакль напичкан провокационными смыслами и сценами, которыми, как хлыстами, погоняют авторы зрителя и доводят его до исступления»
«Этот спектакль – стопроцентное непопадание в тему!»
«Здесь собраны самые гнусные слухи и сплетни о великой святой – преподобной Софии Суздальской – и о ее дивной семье».
«Данный спектакль – провокация. Он дискредитирует образ русской семьи, а главное - образ Великокняжеской семьи! Вся история строится на разводе, на злобе и агрессии. А ведь жизни Соломонии Сабуровой и Василия Третьего представляет собой, на самом деле, уникальный пример самых возвышенных чувств между мужем и женой».
«…По данному проекту рукоплескать не буду. Обьясню почему. Когда мы берёмся за исторические персонажи, тем более признанные в православном сообществе, надо сто раз подумать, а стоит ли. В данном проекте мы затрагиваем чувства верующих, которые почитают мать Софию, как святую. Что с этим делать? От этого нельзя закрыться. И этих людей достаточно много. Почивший Митрополит Евлогий, при котором было обретение мощей Софии. И также было доказано при экзгумации, что женщина никогда не была беременна. Евлогий, наверное, перевернулся бы в гробу узнав о таком перформансе.
Святость не обсуждается, мы на это не имеем право. Необходимо очень бережно относиться к историческим личностям и к нашей истории, иначе будем Иванами, непомнявшими родства...»
Этот комментарий официально на странице продюсера спектакля Марии Ремыги оставил заместитель Министра образования и молодежной политики Владимирской области, участник СВО Геннадий Леонардович Прохорычев. Хорошо бы, чтобы своё мнение о спектакле «Мать София» он донёс бы до самых высоких кабинетов Владимирской губернии.
К тому жедень русской суздальской святой Софии отмечается скоро - 14 августа. И на этот день в Суздале запланировано аж два спектакля для туристов и паломников!
Канал будет следить за развитием ситуации, связанной с кощунственным спектаклем «Мать София», ведь ставить подобное в наше время-это собирать горячие уголья на голову.
Кто и как из властей Владимирской области мог допустить такое? Ведь подобные постановки сейчас- это «культурно-духовное предательство» в тылу, провокация или диверсия, вместо молитв -кощунство, да ещё на древней святой суздальской земле. И это в ситуации, когда мы воюем! когда мы должны стоять на коленях в храмах страны и просить русских святых о помощи …
Елена Козенкова