Роль государственной молодежной политики в обеспечении общественно-политической стабильности в Республике Беларусь

Новости Белоруссии 
0
2
Время на чтение 11 минут

Источник: Белдумка

В условиях глобальных потрясений, переустройства мировой системы общественного развития перед Республикой Беларусь стоит сложнейшая задача сохранить национальную и духовно-нравственную идентичность, продолжая развивать собственную социально-ориентированную модель политической системы.

При формировании стратегии успешного общественного развития сегодня принято делать ставку на молодежь как на основной движущий механизм в стремительно меняющемся мире. Вместе с тем наряду с приоритетами, которые определяет государство в достижении целей по эффективному функционированию всей системы, необходимо учитывать и действия конкурирующей среды всего геополитического пространства, использующего тот же инструментарий в противовес национальным интересам.

Непременным элементом безопасного развития страны является преемственность поколений. Современная белорусская молодёжь формирует свое мировоззрение, отношение к происходящим общественно-политическим процессам в стране под влиянием противоречивых тенденций. С одной стороны, от старших поколений молодые люди слышат о необходимости отстаивать национальные интересы, формировать позитивное отношение к своему историческому прошлому. С другой – подвергаются в процессе глобализации информационной агрессии, направленной против нас экономически развитыми странами, которые средствами силового, экономического, культурного прессинга навязывают мировому сообществу свои ценностные установки. Оспариваются традиционные устои, национальные ценности.

Естественная потребность общества прогнозировать и предвосхищать неконтролируемые и необратимые процессы, которые приводят к социальным потрясениям, заставляет заново переосмысливать ключевые понятия, выявлять их начальные формы, оценивать их взаимосвязи и последовательность проявления.

Сегодня в Беларуси происходит омоложение социально активной части представителей общественно-политических, экономических процессов, что требует концептуального осмысления деятельности различных институтов государства при выстраивании стратегии молодежной политики, ее правового поля.

Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 7 декабря 2009 года № 65-З в статье 1 определяет понятие «государственная молодежная политика» как систему социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

Необходимо отметить, что государством определены стратегические линии, которым уделяется внимание на системной основе, и выражается это в создании государственными органами власти оптимальных правовых, социально-экономических условий для обеспечения социальной самореализации молодежи, их политической интеграции в национальных интересах.

Законом определены девять ключевых направлений молодежной политики, которые отражают приоритеты государства в жизнедеятельности молодежи. В частности, гражданско-патриотическое воспитание, содействие формированию здорового образа жизни, государственная поддержка молодых семей, создание условий для реализации права молодежи на труд, государственная поддержка в получении образования, поощрение талантливой и одаренной молодежи, помощь в реализации права молодежи на объединение, содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив, а также международного молодежного сотрудничества.

Вместе с тем сегодня значительно актуализируется необходимость обеспечения общественно-политической стабильности, формирования социальных поведенческих установок в молодежной среде, прогнозирования и принятия управленческих решений в случаях роста социальной напряженности, возникновения социального конфликта.

Среди молодежи отмечается невысокая социально-политическая активность, хотя ей свойственны энергичность, мобильность, креативность. Поэтому существует угроза использования молодежного потенциала в целях противоправного толка.

Для современных представителей молодежи характерна также размытость жизненных смыслов, ориентиров, целей. Данное обстоятельство формирует беспрецедентную податливость, открытость для любого деструктивного воздействия, что приводит к толерантному отношению, к самым радикальным посягательствам на духовно-нравственные ценности.

Насколько актуальными для достижения геополитических задач являются данные обстоятельства, может свидетельствовать анализ деятельности коллективного Запада по включению Республики Беларусь в зону своего влияния через молодежь. В частности, речь идет о навязывании белорусской молодежи европейских ценностей, содержащих идеализированную компоненту, способную кардинально изменять подходы к государственной идеологии, влиять на социальные поведенческие установки, социально-политическую стабильность в стране.

С 2011 по 2020 год в Беларуси действовало около 250 программ, международных договоров межправительственного и межведомственного характера в сферах образования, науки и молодежной политики (для сравнения: в 2005 году их было 39). Для более качественного взаимодействия настойчиво продвигалась работа по налаживанию прямых межвузовских договоров и соглашений. Реализовывался ряд проектов международной технической помощи, направленной на молодежную среду, в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса.

Сформировав на нескольких площадках программы взаимодействия с белорусским обществом, Европейский союз особое внимание уделял молодежной аудитории. Программы, объединенные в такие три крупных направления, как социальная интеграция, окружающая среда и местное региональное экономическое развитие, финансировались в целях вовлечения молодежи в разные виды деятельности, а также организации развития гражданского общества. Данными программами были охвачены практически все крупные города страны.

В отличие от фондов, которые в 1990-е годы раздавали гранты (по аналогии с фондом Сороса), современным грантодержателем являлась сеть различных структур, десятки зарубежных источников, но направляли их, координировали и консультировали незначительные по составу и не представляющие опасений по своей значимости структуры. В частности, они выполняли координационные, консультационные функции, но претендовали на участие в структурных реформах по привлечению значительных финансовых средств.

Как показал анализ, результатами проектов являлись:

– структурная и содержательная модернизация учебных планов;

– разработка и внедрение новых образовательных курсов;

– изменения механизмов оценки качества образования;

– реорганизация и оптимизация системы руководства и менеджмента.

В ходе одного из многочисленных на то время визитов европейской комиссии, курирующей вопросы Болонского процесса в Беларуси, было заявлено, что воспитательную работу в системе образования необходимо признать как экономически нецелесообразную. А для ее замещения в соответствии с дорожной картой необходимо было создать правовую базу по упрощенной регистрации общественных формирований. В то время пока государственная система занималась практическими вопросами – весом портфеля школьников, количеством страниц в учебнике, «шлифовала» учебники истории, – в рамках программы Erasmus+ реализовывались проекты, которые носили принципиальный характер, влияющий на системообразующие процессы.

Например, в проекте «Стимулирование развития компетенций в белорусском высшем образовании» определялась задача разработать образовательные программы для реформирования белорусских университетов-партнеров и желательно остальной части белорусских вузов. При этом бюджет составлял почти миллион евро.

Актуальность контактов молодых белорусов с гражданами Европейского союза для «правильного» формирования у них отношения к социально-политическому, культурологическому укладу европейской жизни, к ценностной сфере, которые в дальнейшем позволили безоговорочно влиять на общественно-политические настроения нашей молодежи, демонстрируется финансированием многочисленных программ. Среди них – программа МОСТ для профессиональной мобильности, стипендиальная программа ЕС «Открытая Европа», ее финансирование полностью осуществлялось ЕС в размере 12 млн евро. Получая стипендии, белорусская молодежь проходила обучение в высших учебных заведениях стран Европейского союза. Важно, что главным условием являлось постоянное взаимодействие, связь участников с организаторами, которые наблюдали за их учебой, общественной деятельностью.

Европейский союз практически сразу после распада СССР и создания на его геополитическом пространстве независимых государств начал выстраивать особые формы взаимодействия через гражданское общество и непосредственно молодежные формирования. Республика Беларусь вызывала и вызывает особое отношение по ряду причин, среди которых непринятие нашей независимой политики, самостоятельности в определении стратегии развития государства, базирующейся на сохранении исторической правды и опыта прошлых поколений, стремлении обеспечить преемственность на лучших наработках с трансляцией данных подходов молодежи.

Продвигая стратегию доминирования и отстаивания геополитических интересов Запада, Европейский союз как один из представителей сил, заинтересованных во влиянии на социально-политическую обстановку в нашей стране посредством молодежной политики, четко осознает, что общество – особая форма организации совместной деятельности людей, которая включает такие обязательные системы, как экономическая, социальная, политическая и ключевая – духовная. Структурным центром духовной жизни общества является общественное сознание, которое представляется в совокупности идей, жизненных смыслов, ценностей, доминирующих на определенном этапе развития.

К формам общественного сознания относятся политические, правовые, моральные, научные и религиозные взгляды. В различные исторические эпохи проявляются свои приоритеты в общественном сознании, выраженные в политических, правовых, духовно-нравственных, научных, религиозных взглядах, что определяется многими факторами. С учетом, что многие процессы, социально-поведенческие установки формируются стихийно, значительную роль играет целенаправленное планомерное формирование теоретического сознания. Так, в средние века при его формировании доминировала религия, в новое время и современный период замещение пытается произвести политика – политические партии, общественные формирования. Им соответствует общественная идеология, выраженная в совокупности теоретически обоснованных идей, представлений определенных социальных групп, которая формируется целенаправленно.

В современных подходах при организации социально-политических процессов, влиянии на социально-поведенческие установки молодежи страны-лидеры дорожат представителями обществ, формирующими идеи, смыслы, ценности. Дорожат как силами, через которые они способны навязать свою волю, чтобы достичь в глобальных противостояниях экономических, социально-политических целей без единого выстрела.

Без учета данного фактора, опыта ошибок мы не сможем выиграть ни одного большого противостояния, будь то экономическое или социально-политическое сражение. Мы не сможем отстоять свои интересы не то что у соседних государств, но даже у себя в стране.

Исследования процессов формирования и реализации социальных поведенческих установок у молодежи, выявление их качественной направленности и степени влияния на общественные процессы, определение эффективных инструментов предотвращения возможных негативных последствий этих установок являются важным направлением современной науки…

Практика применения теоретических знаний в области государственной молодежной политики и тенденция на систематическое обновление, омоложение всех сфер жизнедеятельности общества сегодня может быть оценена посредством опыта, полученного в период становления независимости нашего государства, когда молодые люди, имеющие статус перспективных, с приоритетом в продвижении своих поколенческих интересов (ценностей) оказались в статусе неперспективных с учетом современного возраста, так как кадровый реестр в государственной системе управления формируется до 31 года.

Граждане, которым было по 20 лет в годы обретения Республикой Беларусь независимости, сегодня фактически относятся к мало перспективным, несмотря на то что имеют 50-летний «стаж» жизненного опыта. В соответствии со стратегией системного омоложения на их место пришло новое поколение, которое порой отрицает опыт старших, делая акцент на прорывные, новые знания, навыки. Результаты работы предыдущих поколений могут критиковаться, отрицаться, игнорироваться.

Первостепенность практичности обрела статус эффективности в общественном развитии, в социальном статусе личности. Такое понятие, как преемственность, безусловно разделяемое при выработке стратегий развития общества, становится второстепенным, первенство отдается продвижению молодежных трендов.

Соответственно необходимо определиться с понятием «молодое поколение» в плоскости оценки роли и места в социальных взаимоотношениях различных поколенческих страт.

Образовывать молодежь надо, но еще больше необходимо сегодня обратить внимание на старшее поколение. В экстренном порядке требуется обеспечить работу механизма передачи опыта, знаний, ценностных приоритетов в соответствии с современными механизмами коммуникации. Воспитание молодежи, молодежная политика через организацию работы со старшим поколением. Повышая статус в социуме возраста, имеющего безусловные положительные превосходства над голым интеллектом, прагматичностью, навыками, присущими молодому индивидууму, мы достигаем целей, которые определяем в современной молодежной политике.

Расширяя временные рамки смысла жизни, успешности от «здесь и сейчас» до понятий вечности, непрерывного развития социума, в котором личность является неотъемлемым участником, сопричастным и ответственным за следующие поколения, будущее страны, мира, мы утверждаем совершенно в ином статусе поколения старшего возраста.

Подводя итоги статьи, отметим следующее:

– современная государственная молодежная политика требует комплексного методологического и правового подхода с применением современных социально-политических, PR-технологий с безусловным обеспечением приоритетности национальных интересов на основе традиций, преемственности;

– роль информационно-коммуникативных технологий, грамотно выстроенная система связей с общественностью – значимые инструменты реализации молодежной политики и способ обеспечения безопасности социально-политических процессов в социуме. Используя правоприменительную практику в международной деятельности в сфере молодежной политики, целесообразно внедрять идеологическую экспертизу. Придание второстепенности либо полное игнорирование отдельных составляющих может привести к формированию социальных конфликтов, борьба с которыми будет носить поверхностный характер с устранением только видимых причин, а не источников их возникновения;

– необходимо создать механизм для организации единой системы работы всех структур, реализующих государственную и общественную молодежную политику. Видится целесообразным использование имеющейся практики планирования работы государственных структур, подведомственных организаций для единого скоординированного управления молодежной политикой как неотъемлемой частью государственной политики и стратегии развития посредством включения в планы разделов «Молодежь». Данное управленческое решение при координации, контроле на республиканском уровне полномочной для этого структуры, должностного лица позволит планово реализовывать на межведомственном уровне общую задачу со свойственной спецификой каждого ведомства, без привлечения дополнительных источников финансирования;

– проектно-программная деятельность, выбор мероприятий необходимо планировать исходя из постановки целей, определяемых ценностным категоричным аппаратом, являющимся неотъемлемой составляющей общей идеологии государства (коллективизм в противовес эгоистичному индивидуализму, патриотизм в противовес равнодушному космополитизму и т. д.). Проектно-программная деятельность должна быть с посылом на проекты с молодежью, а не в чистом виде для молодежи. Строительные, студенческие отряды, волонтерское движение и так далее успешны и реальны для эффективного развития в том случае, когда организовано участие и непосредственная координация со стороны значительного блока государственных структур, представителей общества, имеющих опыт управленческой деятельности, с соответствующими профессиональными, личностными качествами. В данном случае работа с молодежью, предоставление ей возможностей приобретает направленность иного характера (в отличие от псевдопрорывной идеи ставки на молодежь);

– молодежь и молодежная политика в стратегии государства должны приобрести статус части государственного механизма, вопреки утопическому стремлению определить молодежь как отдельную самостоятельную систему. Необходимо обеспечить координацию работы с молодежным потенциалом, а не передачу молодежи функций управления. Важнейшими составляющими в работе с молодежью должны стать авторитет старшинства, преемственность, сохранение и приумножение лучших традиций;

– необходима целевая поддержка как материального плана, так и посредством разработанного комплекса нематериальных стимулов инициатив, соответствующих стратегии развития общества и определяемых идеологией государства с учетом практики работы зарубежных структур (комплекс мероприятий, проектов, получивших поддержку в молодежной среде и результат в виде эффективной интеграции ценностных приоритетов в сознание);

– управление социальными процессами тревожного ряда, снижение их деструктивного потенциала требует поиска адекватных методик, нахождения возможностей для диагностики, прогнозирования и предупреждения столкновений в обществе. Целесообразно на системной основе проведение социологического мониторинга социально-психологического состояния молодежной среды с созданием карты социально-психологической обстановки для оперативного и качественного реагирования на вызовы, влияющие на общую социально-политическую обстановку в стране;

– средства массовой информации являются инструментом, а не частью культурологического блока, работающего на когнитивном уровне. СМИ транслируют сформированную стратегию на ценностном уровне. Поэтому целесообразно проработать комплекс мероприятий по созданию условий эффективной трансляции ценностного блока старшего поколения через актуальные для молодежной среды средства массовой информации и коммуникации.

Игорь Иванович Бузовский, заместитель министра информации, кандидат социологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Белоруссии
Ежегодная конференция «Образ верного Богу
и людям служения». Часть 10
22.06.2024
«Антисемитизм» Лукашенко
В связи с этим вспоминаются слова В.В. Жириновского
22.06.2024
А почему в Белоруссии нет мигрантов?
Что Лукашенко для этого сделал
21.06.2024
Ежегодная конференция «Образ верного Богу
и людям служения». Часть 9
20.06.2024
Русские не забыли страшный урок предательства
Сегодня русское патриотическое сознание находится в напряжении, в схватке, оно чает победы
20.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от р.Б.Алексий
25.06.2024 21:57
Сатанисты-глобалисты торопятся
Новый комментарий от Агафон
25.06.2024 21:45
Демарш терроризма в Дагестане
Новый комментарий от Константин В.
25.06.2024 19:44
Национальное государство – плохой выбор для великой нации
Новый комментарий от Константин В.
25.06.2024 18:00
Просвещение общества русской историей
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.06.2024 16:53
«С НАТО у нас идет откровенная прокси-война»
Новый комментарий от РОНОЛ
25.06.2024 15:21
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
25.06.2024 14:28