Третьи Всероссийские Годеновские чтения 7–8 июня 2024 года

0
60
Время на чтение 12 минут

Источник: Годеново

Премудрость построила себе дом в Годеново

 

В Переславле и в Годеново – на подворье Никольского женского монастыря 7 и 8 июня 2024 года состоялись III Всероссийские Годеновские чтения, приуроченные к 601-й годовщине явления Годеновского Креста. Главной темой чтений была избрана «София в контексте мировой и русской истории и культуры». Такого сбора умов Годеновские чтения еще не видели! За два дня прозвучало 30 докладов священников, профессоров вузов, писателей, историков. Богословие и культурология, история и краеведение, идеология и историософия соединились в умной симфонии, посвященной осмыслению не только прошлого, но и будущего России – единственной хранительницы Православия.

 

Воистину, отблески самой Софии Премудрости Божией витали над Переславской православной гимназией им. св. блгв. князя Александра Невского и соборным храмом Святой Софии в Годеново, где в эти дни читались доклады. Христос был посреди нас, собравшихся во Имя Его.

Со-организаторами вместе с настоятельницей Переславского Никольского монастыря игуменьей Евстолией (Афониной) и ведущим «Годеновских чтений» традиционно выступил клирик храма Ильи Пророка села Ивановского Переславской епархии, секретарь Союза писателей России, известный педагог, иерей Владимир Мартышин.

 

Перед открытием чтений в домовом храме гимназии состоялся молебен, который возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В актовом зале, заполненном почти до отказа, участников чтений приветствовали: владыка Феоктист, игумения Евстолия, иерей Владимир Мартышин. Приветственное слово к собравшимся обратил также, приехавший на открытие градоначальник Переславля-Залесского Дмитрий Зяблицкий. Назвав Годеновские чтения «знаковыми» для городского округа, он отметил всероссийское значение Годеновской святыни и те чудеса, которые продолжают исходить от Животворящего Креста Господня. «Сейчас такие времена, что нам особенно нужно осмыслить историю нашего государства», – сказал Дмитрий Николаевич. Он пожелал участникам чтений «научных открытий и духовного роста».

Игуменья Евстолия, приветствуя участников, напомнила, что день открытия чтений совпал с днем рождения святой царицы Александры Федоровны, портретами которой украшена гимназия. «И это нас вдохновляет», – сказала матушка Евстолия. Она пожелала Помощи Божией чтениям, выразив надежду на «духовный импульс», который даст это интеллектуальное собрание.

В свою очередь, священник Владимир Мартышин обратил внимание собравшихся на другое промыслительное совпадение: в эти дни исполнилось ровно 1700 лет с начала строительства святым равноапостольным императором Константином первого храма Святой Софии в Константинополе.

 

Надо сказать, что почти в каждом прозвучавшем в пленарном заседании докладе содержалось маленькое открытие или, хотя бы, свежая мысль. Как оценивали позже многие участники чтений, «проходных» докладов практически не было, поэтому внимание слушателей не ослабевало, несмотря на напряженный график и непростую тематику. Отметим здесь лишь некоторые интересные мысли и находки докладчиков.

 

В своем выступлении «Корнесловие надписаний семи ступеней иконы «Премудрость созда Себе дом» кандидат педагогических наук Василий Семенцов привел интересное наблюдение со Святого Афона. В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре есть икона Софии Премудрости Божьей, восходящая к известному киевскому образу XVII века. Но на ступенях, ведущих к Дому Премудрости, надписи духовного восхождения расположены в ином порядке, чем обычно. В частности, за первой ступенью «вера», следует «смирение». Помимо этого Дом Софии изображен в виде ротонды и ступени восхождения соответственно идут по кругу. Докладчик, по его словам, применил этот афонский порядок в своей педагогической деятельности и начал немедленно получать правильный духовный отклик в душе воспитанников.

 

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России РУДН Сергей Реснянский в своем докладе «Сакральные смыслы Святой Руси как Третьего Рима» изложил духовную суть историософемы инока Филофея, как противоположную западному пониманию мессианства. «Москва - Третий Рим» – это не « русская национальная гордыня», а тяжелое бремя ответственности Руси за судьбу Православного мира», - сформулировал он, полемизируя с либеральными критиками «филофейства».

 

Кандидат богословия, благочинный Угличского района, доцент кафедры «Богословия и литургики Ярославской духовной семинарии игумен Николай (Шишкин) рассказал о не прерывавшейся «Традиции исихазма в русском монашестве». Так назывался его доклад.

 

Председатель «Русского собрания», главный редактор интернет-портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов, приехавший из Санкт-Петербурга, напомнил о «государствоцентричности русской истории». Степанов также выступил против любого публичного противостояния нынешних «красных» и «белых», что на руку только врагам России.

 

Доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-политических технологий РГУ нефти и газа имени Губкина, профессор Российской академии живописи, ваяний и зодчества Ильи Глазунова Владимир Большаков порассуждал на темы «софийности» и «софиологии», как еретическом мудровании. Первая – управляет умом, направляя его к спасению, вторая пытается привести душу к погибели. Докладчик отметил, что принятое игуменьей Евстолией решение о соединении в Годеново темы подвига святой Царской семьи и Годеновского Креста – это «действие Премудрости Божьей».

 

Тему софиологии в докладе «Софийская ересь прот. Сергия Булгакова в свете святоотеческого учения» развил профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук, кандидат богословия и филологических наук протодиакон Владимир Василик. Он убедительно показал, что отец Сергий Булгаков и другие софиологи «парижской школы» пытались подменить Бога некоей гностической богиней с именем София. Коснувшись полемически некоторых современных светских трактовок понятия «соборности», протодьякон подчеркнул, что мы должны чаять «не соборности победивших разбойников, а соборности крестоносителей».

 

Запомнилось яркое выступление другого питерского гостя – настоятеля храма апп. Петра и Павла в с.Сомино Ленинградской области протоиерея Геннадия Беловолова. Он напомнил о сакральной «исторической эстафете» перехода византийских святынь на Русь: Тихвинской иконы Божьей Матери, Годеновского Креста и других материальных свидетельств передачи будущему русскому царству миссии Хранительницы Православия. Отец Геннадий заметил, что эти святыни являлись в нашей земле «в таком смирении, которое можно сопоставить только с Рождеством Ииуса Христа в овечьем хлеву». «Казалось бы, для таких святынь нужна была иная «презентация»: кто знал какую-то речку Тихвинку, кому ведомо было нахождение глухого Сахотского болота?», – поставил вопрос докладчик. Он также высказал мысль, что концепция Третьего Рима подразумевала обретение Россией «вселенской полноты христианства», что подразумевало право наследия, в том числе, материальной культуры – и первого, и второго Рима. С этой точки зрения, Петр I, согласно докладчику, законно претендовал на все достижения западной цивилизации, как «власть имеющий».

Далее протоиерей Геннадий Беловолов сконцентрировал внимание слушателей на иконе Божией Матери «Благодатное Небо», как «государствообразующем образе Третьего Рима». Он напомнил, что эта чудотворная икона никогда не покидала Архангельского собора Московского Кремля, но с нее делались многочисленные копии и изводы. Одну из таких копий привезли однажды в Переславский женский Никольский монастырь, где она замироточила. «Матушка Евстолия первой из нас поверглась на колени», – вспомнил отец Геннадий. «Мы все стали свидетелями чуда и поняли, что Богородица присутствует на наших встречах», – заключил он.

В память о чуде питерский гость привез в дар Никольскому монастырю еще одну копию этого образа. Заключил свое выступление докладчик под общие аплодисменты вручением игуменье Евстолии ордена от Санкт-Петербургского казачьего общества «Императорский Конвой» и принятием ее в состав конвоя.

 

Как всегда оригинальным по мысли и, как водится, дискуссионным стал дистанционный доклад доктора исторических наук, профессора, декана факультета истории, политологии и права МГОУ Вардана Багдасаряна «Наследие русской софиологии в формировании социогуманитарных основ мировоззренческого строительства современной России». В нем он попытался доказать (не различая еретического аспекта), что русская софиология конца XIX- начала XX отвечала на вопросы «собирания общества» и что за провалом «софиологического проекта» последовал крах Русской Империи. По Варданяну софиология при всей опасности гностицизма выступала как «альтернатива материализму модерна» и могла дать «преодоление кризиса познания». Докладчик вывел «критерием идеологии победы» «перестройку нынешнего мира под целевой ориентир – обожение человека». С чем трудно не согласиться.

 

Настоятель храма Живоначальной Троицы пос. Каменники Рыбинского района, член Союза писателей России священник Сергий Карамышев в докладе «Рождение Великой России» напомнил, что Русь в свое время спасла свою душу и не исчезла как государство, уйдя с юга во Владимирские леса, в «пустыню» с точки зрения общего цивилизационного хода. Выстояла там в условиях Ордынского ига, отгородившись от западного влияния. Отец Сергий призвал радоваться, что «Россия сегодня, разорвав связи с Западом, вновь отправлена в пустыню».

 

Кандидат технических наук, сопредседатель Изборского клуба Новороссии ( г Донецк), академик Международной славянской академии Федор Папаяни заострил полемически название своего доклада «Россия: Третий Рим или провинция нового Вавилона». В своем выступлении он постулировал многовековое противостояние глобальных «элинского» и «иудейского» проектов. У первого, согласно Папаяни, цивилизационная преемственность: «Афины – Рим – Второй Рим (Константинополь) и, наконец, – Третий Рим (Москва)». Он «ориентирован на традиционные ценности и «очеловечивание» человека.

Докладчик считает, что целью всех этих «эллинских» исторических этапов было: «подтянуть народы до своего уровня культуры, а начиная со Второго Рима – спасти души людей и удерживать мировое зло». При этом иудейский глобальный проект с «цивилизационной преемственностью: «Карфаген-Хазария-Венеция-Амстердам-Лондон-Нью-Йорк» ориентирован на уничтожение традиционных ценностей и расчеловечение человека». Далее Папаяни делает вывод: «Чтобы сохранить в обществе традиционные ценности, государству необходимо восстановить свою цивилизационную идеологию». Под ней докладчик однозначно понимает идеологему «Москва -Третий Рим».

Папаяни отвергает возврат к советскому коммунистическому проекту, имеющему основание в марксизме – ответвлению глобального иудейского проекта. Приветствовав назначение Андрея Белоусова на должность министра обороны, докладчик напомнил, что Белоусов признаёт необходимость сакральной цивилизационной идеи вселенского масштаба и симпатизирует идеологеме «Москва – Третий Рим». «Связка Путин-Белоусов-Дюмин вселяет в нас веру в победу нашего цивилизационного проекта», – завершил свой доклад Федор Папаяни.

 

Веско прозвучал доклад публициста, историка, члена Союза писателей России Леонида Болотина «Годеновский Крест - Русских Царей Держава». В нем он убедительно показал, что чудесное перенесение на Святую Русь Чудотворного Креста из Греческих пределов стало знамением отъятия благодати Православного Самодержавия Ромейской Империи в пользу грядущего Русского Самодержавного Царства как Третьего Рима. Докладчик напомнил, что традиционно Чудотворные Святыни часто получали свое «географическое» наименования не по месту своего первоначального долговременного пребывания, а по месту, где наиболее полно проявилось их чудотворение.

 

Член Союза писателей России Андрей Самохин в докладе «Осмысление святой Софии на Руси: от иконографии к богословию» представил небольшой эксурс по иконографии Софии Премудрости Божией в России, отметив, что иного осмысления в красках св. Софии, кроме русского не было и нет.

Рассмотрев подробнее два основных образа — Новгородский (служащий эмблемой III Годеновских чтений) и Киевский, докладчик остановился на бурных богословских спорах, развернувшихся вокруг них – особенно вокруг новгородской иконы Св. Софии. Выступавший обозначил практическую цель доклада – заранее начать думать, какой быть главной храмовой иконе в соборном храме Софии Премудрости Божией в Годеново, после того как тот будет достроен.

 

В первый день слушаний прозвучали также содержательные богословские и исторические доклады: «Исихазм и русская литература конца XIV– начала XV века» – доктора филологических наук, заведующего кафедрой филологии, профессора МДА, главного научного сотрудника Института мировой литературы имени Горького РАН, профессора Сретенской духовной академии Владимира Кириллина; «Митрополит Фотий как пастырь (по материалам посланий и поучений)» – доктора церковной истории, кандидата исторических наук, профессора Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислава Петрушко.

 

В завершение первого дня участники и гости посмотрели по видеосвязи весьма познавательный рассказ настоятеля православного храма МП в турецкой Анталии – священника Алексия Головина о том, как непросто сегодня нести православную миссию в Турции. Отец Алексий наглядно поведал о состоянии бывших византийских христианских храмов и о редких возможностях там послужить.

 

В пленарном заседании приняла также участие кандидат исторических наук, директор Греческого культурного центра в Москве Теодора Янници.

 

Второй день чтений – в Годеново – начался с Божественной Литургии в нижнем построенном храме Собора Святой Софии. Службу возглавили епископ Переславский и Угличский Феоктист и председатель Синодального миссионерского отдела, наместник московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, епископ Луховицкий Евфимий.

 

После экскурсии и трапезы, там же – в храме Св. Софии состоялось продолжение чтений. Вместе с прибывшим специально в Годеново генеральным директором телеканала «Спас» Борисом Корчевниковым владыка Евфимий представил фильм «Перекрестить Россию», рассказывающий про уникальный Общероссийский миссионерский Крестный ход с копией Годеновского Креста, прошедший по всей России осенью 2023 года

Напомним, что владыка Евфимий и Борис Корчевников стали главными организаторами этого масштабного миссионерского проекта.

 

После просмотра фильма епископ Луховицкий Евфимий, гендиректор «Спаса» Борис Корчевников и игумения Евстолия прокомментировали увиденное. Владыка в шутку сказал, что теперь у него в храме миссионерского отдела – святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе, где пребывает намоленная в Крестном ходу копия Годеновского Креста, можно сказать, действует «московское подворье Переславского Никольского монастыря». Он также заявил, что считает достройку соборного храма Софии в Годеново, ввиду его значимости для всей России – общенародным делом.

В свою очередь, Борис Корчевников признался, что был потрясен тем единением православного народа, которое он ощутил во время проведения Крестного хода. «Крестоходцев встречали на дорогах почти как святых», – отметил он.

 

Сопредседатель правления и генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов представил интересный доклад «Русский Мир: Третий Рим или улус ромеев». Докладчик осмыслил понятие «христоцентричность» по отношению к государству, культуре, педагогике истории. Активно полемизируя с попыткой воскресить на новый лад доктрину евразийства, как оптимальную для России идеологию, Дворцов выдвинул постулат, что «истинная империя» в отличие от «ложной» основывается на собственной неповторимой культурной матрице, не смешивая ее с культурными кодами других народов. «Торгово-производственные выгоды» евразийского позиционирования России, согласно докладчику, не могут стать приоритетом для страны, желающей сохранить свою самобытность, немыслимую без православной христоцентричности. «Как же поучительно, что в начале России «от греческой стороны» доверен Крест, а затем икона и в завершении имперский герб!», – восклицает Василий Дворцов. Российские адепты евразийства, пытаясь обосновать рождение Российской империи от Орды, принижают тем самым византийские, христианские истоки нашего государства. «Ныне объявленный госидеологами Русский мир как бы забыл свою исходно духовную природу, свою духовную сущность, заменив духовное душевным», – отмечает Дворцов.

 

В этот день прозвучали также познавательные доклады доктора исторических наук Виктории Марасановой «Святитель Николай в историко-культурном наследии Ярославского края»; кандидата искусствоведения, научного сотрудника Московской консерватори им. П.И. Чайковского Ирины Стариковой «Отражение традиции константинопольского кафедрального богослужения в богослужениях новгородской Софии»; теолога Елены Кузьминой «Образ святого Дмитрия Солунского как культурный код Византии и Руси».

 

Весьма спорным показалось многим выступление кандидата культурологии, историка, члена Союза писателей России» Владимира Ларионова, в котором он попытался обосновать падение великих империй (в том числе Российской) «размыванием» ведущего этноса из-за широкого привлечения к государственной службе инородцев.

 

Огромный интерес вызвал доклад клирика Переславского Никольского женского монастыря священника Евгения Ефремова, в котором он рассказал об исследованиях и спорах вокруг необычной иконы-картины «Благословенно воинство Небесного Царя» из Успенского собора Московского Кремля.

 

Поклонением Животворящему Кресту Господню в Златоустовском храме и дружеской прощальной трапезой завершился этот двухдневный форум. Настоящий пир духа и интеллекта: таким он запомнился всем его участникам. Третьи Всероссийские Годеновские чтения объективно стали крупным культурным и богословским явлением на небосклоне России, возрождающейся в понимании своей духовной миссии. И, Бог даст, не последней подобной встречей на гостеприимной переславской земле!

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Самохин
Возвращение к корням
О корнесловии
07.11.2024
«Педагогика возвращения к истинной сути вещей»
В Переславской православной гимназии прошёл семинар «Корнесловно-смысловой подход к воспитанию и обучению детей»
28.10.2024
Все статьи Андрей Самохин
Последние комментарии
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.11.2024 02:17
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.11.2024 02:06
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.11.2024 01:32
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52