Он крестился за несколько минут до смерти

О судьбе Булата Окуджавы…

0
171
Время на чтение 6 минут

Источник: блог автора

Он не любил, когда его называли бардом. Считал это слово каким-то инородным, далеким от его творчества. Себя назвал поэтом, который поет свои стихи подобно средневековому менестрелю.

И это удавалось Булату Окуджаве в полной мере. Важны были не только слова и музыка, но и интонация и голос. И все это сочеталось с личностью поэта, который умел понимать мир, сопереживать людям, пытался познать смысл бытия.

Он не любил, когда его называли бардом. Считал это слово каким-то инородным, далеким от его творчества. Себя назвал поэтом, который поет свои стихи подобно средневековому менестрелю.

 

Но в жизни этого человека нашлось место Чуду, хотя сам себя он, скорее, называл скептиком и в чудеса не верил. Это чудо за 15 лет до его совершения предсказал жене Булата старец Иоанн Крестьянкин.

Он не любил, когда его называли бардом. Считал это слово каким-то инородным, далеким от его творчества. Себя назвал поэтом, который поет свои стихи подобно средневековому менестрелю.-2

 

Ольга Владимировна Окуджава приехала в Псково-Печерский монастырь и поделилась с отцом Иоанном своими переживаниями относительно того, что муж ее является атеистом и ее разговоры о вере не воспринимает всерьез. Старец улыбнулся и заметил, что настанет такое время, когда сама жена поможет мужу стать христианином и даже крестит его, дав ему имя «Иоанн».

Ольга Владимировна решила, что старец пошутил: как женщина может кого-то крестить? Ведь в церкви так не принято!

Но оказалось, что старец сказал ей правду. И это крещение спустя много лет состоялось.

Сын революционеров

Булат родился в семье, где не верили в никаких богов. Его отец и мать были пламенными большевиками, служившими делу революции. Отец происходил из грузинской семьи (правда, имел и русские корни), мать была армянкой. Дядя сопровождал самого Ленина по дороге в Россию в знаменитом пломбированном вагоне в 1917 году.

Воспитывали мальчика сурово, но внушали, что он должен служить партии, своей стране и народу. И Булат свято верил в идеи коммунизма, в скорое достижение общества всеобщей гармонии.

Булат Окуджава с родителями

Булат Окуджава с родителями

 

Все оборвалось, когда ему едва исполнилось 13 лет. Отца арестовали, потом в тюрьме оказались братья отца и мать Булата. Отца и его братьев расстреляли, обвинив в троцкизме, мать на долгие годы попала в ГУЛАГ.

И Булат остался с маленьким братом и бабушкой в Москве практически без средств к существованию.

Учился он плохо, слушаться бабушку не хотел, не понимая, как так получилось, что его родители были объявлены врагами народа. В итоге его тетя, чтобы как-то облегчить жизнь своим родным, забрала подростка в Грузию.

Здесь Булата и застала война.

Нас ждет огонь смертельный

Узнав о вторжении немцев, Булат вместе с другом бросились в военкомат. Им не было 18 лет, поэтому брать их отказывались. Поручили только разносить повестки. Булат работал на заводе, а по вечерам разносил повестки мобилизованным. Тяжелое это было дело! Многие женщины со слезами на глазах не давали ему подойти к своим мужьям, чтобы вручить им документы.

Он все-таки добился того, чтобы на фронт его взяли добровольцем, и в апреле 1942 года оказался в действующей армии. Но уже в декабре этого же года был тяжело ранен, лечился в госпиталях, оказался комиссован.

Войну он потом вспоминал по-разному. С одной стороны, всегда говорил о беспримерном подвиге народа, с другой стороны, понимал, что война – это огромная трагедия, ломающая жизни тысячи тысяч людей.

Путь в литературу

Он всегда оставался патриотом, переживал за судьбу своей страны. После возвращения матери из лагеря и реабилитации родителей вступил в партию, надеялся, что можно перестроить страну на новых гуманистических началах.

Он не любил, когда его называли бардом. Считал это слово каким-то инородным, далеким от его творчества. Себя назвал поэтом, который поет свои стихи подобно средневековому менестрелю.-4

 

Он вообще верил в гуманизм (что было свойственно многим шестидесятникам) так, как иные верят в Бога. Окуджава говорил, что у человека должны быть убеждения и духовные ценности. Без этих ценностей жить нельзя.

Об этом он и пел в своих песнях.

Когда стали появляться первые его стихи-песни, он уже успел окончить филологический факультет Тбилисского университета, несколько лет проработать учителем литературы на селе.

Его произведения нравились людям: глубокие, настраивающие на лирический, но при этом серьезный лад, они брали за душу. Окуджава понимал сокровенные переживания своих современников. Его ровесники хотели построить счастливое общество, думали о нравственных ценностях, искали смысл жизни в культуре, литературе, в произведениях искусства и человеческих отношениях.

Очень скоро стихи Окуджавы стали звучать в кинофильмах. И фильмы приобретали какой-то глубокий смысл. Ну разве можно себе представить "Белое солнце пустыни" без его "Вашего благородия"?

Чего стоит только песня «Десятый наш десантный батальон», которую поют в «Белорусском вокзале» фронтовики.

Он не любил, когда его называли бардом. Считал это слово каким-то инородным, далеким от его творчества. Себя назвал поэтом, который поет свои стихи подобно средневековому менестрелю.-5

 

Люди сразу поняли, что такие строки про самопожертвование и одну на всех горькую и такую желанную Победу может написать только человек, который сам прошел через горнило войны.

Но у Окуджавы было много и песен философских, так или иначе рассказывающих о том, о чем в официальной жизни советских людей почти не говорили.

Вот, например, слова его знаменитой песни.

Он не любил, когда его называли бардом. Считал это слово каким-то инородным, далеким от его творчества. Себя назвал поэтом, который поет свои стихи подобно средневековому менестрелю.-6

 

Библейские аллюзии здесь очевидны. Виноградная лоза – это древний символ Христа, теплая земля – воспоминание о семени, падающем в землю, погибающем, но дающем свой плод. Да и в этом стихотворении напрямую говорится о Царе Небесном…

Еще одним глубочайшим стихотворением-прозрением является «Молитва», написанная на основе оригинального произведения французского поэта Франсуа Вийона.

Он не любил, когда его называли бардом. Считал это слово каким-то инородным, далеким от его творчества. Себя назвал поэтом, который поет свои стихи подобно средневековому менестрелю.-7

 

Ее слова и звучат как самое настоящее обращение к Богу. Так ее поэт и пел.

Это стихотворение – попытка понять, ради чего люди приходят на эту землю? Что они должны здесь сделать, чему научиться?

И поэт приходит к выводу о том, что каждый призван научиться любви и милосердию. Что именно эти качества помогают человеку стать человеком.

Крещение

Верил ли Булат в Бога?

Сложный вопрос. Наверное, он чувствовал, что Там что-то есть. Поэты ведь вообще обладают глубоким чувством.

Поэтому уже будучи на смертном одре, в Париже он неожиданно попросил свою жену Ольгу крестить его. Ольга поняла, что времени у нее так мало, что священник уже не успеет прийти. Она спросила мужа, какое имя дать ему в крещении?

Он ответил, что хочет уйти к Богу с именем «Иван».

Это имя она и произнесла, совершая обряд.

А потом спустя несколько дней после похорон, когда удушающее горе немного улеглось, Ольга вспомнила, как 15 лет назад отец Иоанн Крестьянкин предсказал ей это событие.

Так все встало на свои места.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Александровна Грицай
Что случилось с современной западной культурой?
Когда грех выдается за сладкую сказку
05.07.2023
«Прощание славянки» как фактор объединения «русского мира» в современный период
К 135-летию со дня рождения композитора В.И. Агапкина
03.03.2019
Все статьи Людмила Александровна Грицай
Последние комментарии
Закрывают изображение Креста…
Новый комментарий от Калужанин
17.10.2024 22:54
Воспрянь, Россия!
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.10.2024 22:22
Самара – город шишиг и кикимор?
Новый комментарий от Апографъ
17.10.2024 16:23
Провокация против Церкви в Черкассах
Новый комментарий от Алекс
17.10.2024 15:53