14 ноября в Минске произошло важное символическое событие – возле российского посольства состоялось торжественное открытие памятника князю Александру Невскому. В церемонии принимали участие высокие гости из России и Белоруссии. Российскую сторону представляли посол в Белоруссии Борис Грызлов и помощник Президента РФ Владимир Мединский. С белорусской стороны были глава Белорусской православной церкви, митрополит Минский и Заславский Вениамин, протоиерей Федор Повный, депутат палаты представителей Национального собрания Белоруссии, председатель комиссии по образованию, науке и культуре Игорь Марзалюк, представители городских властей Минска.
Уровень политического представительства сторон показывал, что мероприятие отнюдь не рядовое. Примечателен и сам памятник, представляющий собой конную скульптуру высотой 11 метров. Памятник Александру Невскому стал первой конной статуей, установленной в Минске.
Идеологическое значение данного события сложно переоценить. Фигура Александра Невского знаменует политическое, цивилизационное и национальное единство народов Белоруссии и России. Весьма емко сформулировал эту мысль протоиерей Федор Повный: «Вопрос уместности или неуместности установки этого памятника некорректен в своей постановке. Жители Белой Руси называли себя русскими, а княжеский род Рюриковичей правил и нашими предками в том числе. Правители княжеств состояли в близком родстве или входили в военные и политические союзы даже несмотря на временные разногласия. О почитании князя в Беларуси также свидетельствуют многочисленные православные храмы разного времени постройки, которые освящены в его память. Никто не будет оспаривать факт, что Александр Невский стал общим для советских народов символом победы над врагом в Великой Отечественной войне. Весьма символично, что конный памятник святого князя воздвигается на Белой Руси во время, когда нашему отечеству вновь угрожает опасность, чтобы свидетельствовать о необходимости объединить усилия в духовном противостоянии разрушительной силе зла».
Действительно, будучи в политическом плане в большей степени связанным с Восточной Русью, Александр Невский является общерусским святым и почитается как небесный покровитель на всем пространстве исторической Руси, куда входят и Россия, и Белоруссия, и Украина.
Впрочем, белорусские спикеры не преминули отметить, что и в политическом плане Александр Невский имел тесные связи с белорусскими землями. Он был женат на полоцкой княжне Александре Брячиславне (момент благословения на брак запечатлен на одном из барельефов на постаменте). Кроме того, в Невской битве под княжескими знаменами сражались выходцы из Полоцка и других белорусских городов.
Установка памятника Александру Невскому также отражает важный идеологический поворот внутри самой Белоруссии. Еще несколько лет назад установка подобного монумента вряд ли была бы возможна или, во всяком случае, сопровождалась шумной кампанией в националистических СМИ, большинство из которых сегодня в республике признаны экстремистскими.
Белоруссия – страна со сложной и многослойной историей, и вопрос выбора модели национальной идентичности здесь стоит, пожалуй, не менее остро, чем на Украине, хотя, по счастью, и не принимает столь драматической формы.
Будучи органической частью древней Руси, земли современной Белоруссии впоследствии на несколько столетий оказались под властью Литвы и Польши, что оказало глубокое воздействие на их культурный и конфессиональный облик.
Стремление России поднять знамя общерусского единства и собрать вокруг себя все исторические земли древней Руси встречало неизбежное сопротивление со стороны Польши, рассматривавшей Белоруссию и Украину как зону своих интересов и, естественно, стремившейся ослабить их культурные, цивилизационные и национальные связи с Россией.
Впоследствии, когда Россия вошла в число великих держав и включилась в мировую Большую игру, к борьбе против ее влияния на западнорусских (белорусских и украинских) землях присоединились и другие западные игроки – Австрия, Германия, США, ЕС.
Именно под давлением этой геополитической и цивилизационной борьбы к началу ХХ века в Белоруссии сложились две модели национального самоопределения. Одна, общерусская, основанная на представлениях о принадлежности белорусов к русскому культурно-историческому пространству и ориентированная на нахождении в общем политическом пространстве с Россией. Вторая – белорусский этнический национализм, который отрицает или преуменьшает «русскую» составляющую в белорусской культуре и идентичности и ориентирован не только на политическое, но и на культурно-языковое обособление Белоруссии от России. При этом в противовес общерусской концепции белорусский национализм подчеркивает более тесные связи Белоруссии с Литвой, Польшей и Европой в целом, чем с Россией.
ХХ век прошел под знаком борьбы этих двух моделей самоопределения, и современная Белоруссия во многом является результатом их взаимного наложения.
В начале 1990-х гг. в Белоруссии, как и на Украине, была попытка националистического реванша, когда белорусские националисты попытались сделать свою идеологию основой государственного строительства.
При А.Г. Лукашенко националистический и прозападный разворот был прекращен, русский язык получил статус государственного наравне с белорусским, а во внешней политике был заявлен курс на построение Союзного государства с Россией.
Вместе с тем какой-то целостной национальной идеологии предложено не было. Государство продолжало колебаться между «русской» и националистической альтернативами, причудливо комбинируя их элементы.
Так, тема исторических связей с Россией обычно ограничивалась советским периодом и событиями Великой Отечественной войны, в то время как в отношении досоветской истории преобладал смягченный вариант националистических интерпретаций с акцентом на Великом княжестве Литовском и редукцией памяти о древней Руси и общерусском единстве.
В 2010-е гг. Минск вновь попытался пойти на сближение с Западом, что закономерно привело к определенному идеологическому крену в сторону прозападного национализма. Закончилось это политической бурей 2020 г.
Сегодня Белоруссия и Россия в геополитическом противостоянии с Западом по одну сторону баррикад. Естественно, это требует не только военного, политического и экономического, но и идеологического сближения. А здесь без вопросов исторической памяти и выработки совместного взгляда на прошлое никак не обойтись. При этом следует помнить, что исторические связи Белоруссии и России отнюдь не исчерпываются советским периодом и даже эпохой Российской империи, они намного глубже и древнее. Более того, они не прекращались даже тогда, когда белорусские земли находились в составе других, зачастую враждебных России, государств. Установка памятника Александру Невскому в Минске является важным напоминанием об этом.