Фото: Последствия израильского авиаудара по Газе. Фото: Zuma\TASS
…Да, раньше такого не было. Я смотрю, и попросту поражаюсь. На пропалестинский митинг в Барселоне приходит в 3 раза больше народу, чем на произраильский. В Париже и Лондоне число демонстрантов с лозунгами в защиту сектора Газа вообще в 5-10 раз (!) значительнее, чем на манифестациях со звездой Давида. Даже в столице США (которые, так на минуточку, самый главный союзник Израиля) на митинг за Палестину вышли 100 тысяч человек (кстати, столько же – в Лондоне), и прорвались на заседание конгресса. Публичные люди Запада выступают в поддержку Газы – включая и Грету Тунберг (вот уж чего я не ожидал). А ведь ХАМАС – маргинальная организация, объявившая своей целью уничтожение Израиля, да ещё и гордящаяся этим. Как-то думаешь: не, ведь боевики с самопальными ракетами из канализационных труб, с бородами и в зелёных банданах не могут построить себе отличный пиар. Тем не менее, ХАМАС это удалось. Каким же образом палестинские радикалы смогли победить в телевизоре пиарщиков из Израиля?
Исламисты охотно даруют аккредитацию любому журналисту, а их лидеры раздают интервью направо и налево – в 2007 году мне легко удалось дозвониться до Исмаила Хании, тогдашнего премьера Палестины от ХАМАС. В то же самое время, пресс-служба «Исламского движения сопротивления» говорит на основных мировых языках, в том числе и на русском, и тщательно читает все публикации. Если что-то не нравится, журналиста высылают из Газы. Как правило, не приветствуются съёмки боевиков с оружием в руках, запуски ракет и тому подобное. Лучшие фото и видео – это гражданские лица, страдающие от бомбардировок, раненые (на первом месте дети, далее женщины), стоны, жалобы и человеческое горе. Тела погибших после израильского обстрела, как правило, не трогают, пока не приедут иностранные корреспонденты, и не отснимут «картинку» с нужным количеством крови и страданий. Тем более, гражданские гибнут постоянно и в большом количестве. В 2014-м году (во время операции армии Израиля «Нерушимая скала»), согласно отчёту ООН, в Газе было убито 216 боевиков и 1627 мирных жителей-арабов. Даже израильский центр исследований ИЦИТ сообщил, что гражданских погибло куда больше, чем исламистов – 480 человек, а ещё 605 жертв он отнёс к «неизвестным лицам» — признав, что они, скорее всего, тоже не были боевиками.
ХАМАС не скрывает, что ему нужны сугубо «правильные материалы». Фактически, организация ввела у себя цензуру. Нельзя писать, что из Газы запускают ракеты, а смертники подрывают себя на улицах израильских городов. Они просматривают все репортажи журналистов, находящихся в данный момент в Газе, включая и их посты в соцсетях. Провинившегося корреспондента забирают из гостиницы, и «прорабатывают» на допросе несколько часов – вежливо, с укоризной: «Брат, ну что ж ты так, тебя же наши люди за шпиона примут. Чем надо помочь? Скажи, мы поможем». Погибшими должны быть показаны только женщины и дети, никаких трупов вооружённых людей. Мёртвых боевиков снимать запрещается давно (это я проходил ранее в Ливане, когда в 2006 работал там по аккредитации «Хезболла»). В результате, у телезрителя за границей создаётся впечатление, что Израиль убивает и мучает исключительно мирное население. А какое отношение может быть к такому зверюге? В 2006-м году Израиль разбомбил обычный дом в ливанском городе Кана, погибло 16 детей. Сначала израильтяне всё отрицали, но затем признались – да, бомбили, хотя боевиков «Хезболла» там не было. Вид детских тел настолько потряс мир, что госдеп принялся откровенно давить на своего союзника, и вскоре (на что явно и рассчитывала «Хезболла») было заключено перемирие.
Собственно, и у ХАМАС, и у «Хезболла» стратегия одна, и она работает уже много лет. Совершается масштабный теракт. Израиль в ответ бомбит и начинает наземную операцию. Бомбардировки приводят к огромному количеству жертв среди мирных жителей, а бои в условиях населённых пунктов – к массовой гибели израильских солдат. Разгневанное трупами детей мировое сообщество требует прекращения огня, и США уже больше не могут отстаивать Израиль в ООН. Перемирие, израильская армия отступает, ХАМАС и «Хезболла» пиарятся как победители, и так – до следующего раза. Стоит задаться вопросом – а почему же так мало сочувствующих Израилю? Во время масштабного теракта 7 октября погибли 1 000 гражданских лиц, включая молодых девушек и дошкольников, 240 (среди них старики и подростки) взяли в заложники. Разве это недостаточное основание? Для современного мира с соцсетями и телевидением – нет. В нём любая новость живёт три дня. Планета испытала шок и успокоилась, зато потом вот уже месяц Израиль утюжит Газу, и каждый день к ужину на стол телезрителей подаётся блюдо из свежих трупов. Помимо этого, Израиль издавна привык считать – он находится в роли жертвы, ему не нужно выстраивать отношения с иностранной прессой и правильно вести информационную войну. Дедушки и бабушки Израиля пережили Холокост, а их детей и внуков убивают террористы-камикадзе, взрывая автобусы. Такая политика сыграла с Израилем злую шутку. Оказалось, что ХАМАС все эти годы время зря не терял.
К Палестине уже давно нет отношения, как к маргиналу с «поясом шахида». Постоянная демонстрация её страданий вызывает сочувствие. В результате, независимость Государства Палестина начали признавать страны Западной Европы (чего ранее невозможно было представить) – посольства Палестины открылись в Швеции и Исландии, а Норвегия дала представителю ООП дипломатический иммунитет. Бороться за защиту Палестины модно и популярно – посему попсовая Грета Тунберг и фоткается с плакатом – «Я поддерживаю Газу». Я видел в Европе множество людей, каковые уверены, что Палестина находится в Африке: но они охотно посещают манифестации против действий «израильской военщины». Израиль попался в свою собственную ловушку. Долгие годы политика у него была одна: террористы убили десять наших мирных жителей, мы в ответ убьём тысячу их мирных жителей, чтобы террористам было неповадно, и они устрашились своих деяний. Система никогда не работает – боевики получают в свои ряды добровольцев из родни погибших, деяния их не устрашают, на жизни «мирняка» им плевать. Каждый жёсткий ответ Израиля лишь усиливает популярность ХАМАС. А ежедневные публикации фото мёртвых детей увеличивают антиизраильские настроения в мире, и отзываются в кошельках ХАМАС звонкой монетой в виде пожертвований.
Израильтяне поражаются – можно ли спокойно отреагировать на массовое убийство, и так легко забыть 1 000 мирных евреев, расстрелянных всего за один день? Ну, сейчас не 1945 год. Жестокость по отношению к гражданскому населению противника воспринимается негативно посреди бытия со смузи и лавандовым рафом. Никто не любит, когда ему в раф внезапно вдруг наливают кровищу. У людей в современном мире память, как у антилопы гну – 15 минут. Слишком много сериалов, компьютерных игр, музыки, других развлечений: вот поэтому-то новости о резне, даже устрашающие, легко забываются. Для поддержания в состоянии шока нужна постоянная подпитка – это прекрасно усвоили и ХАМАС, и «Хезболла». Вот почему Израиль с огромным количеством дорогих фирм с высокооплачиваемыми пиарщиками проиграл телевизор и общественное мнение малообразованным бородатым оборванцам в шлёпанцах и с ржавыми автоматами. Если и в этот раз ООН добьётся прекращения огня, и Израилю снова придётся вывести войска из Газы, это отпечатается как приговор – побеждают нынче сугубо в телевизоре и соцсетях.
Хотя, этот факт уже давно перестал меня удивлять.