День мужества

К юбилею Татьяны Дорониной

0
1100
Время на чтение 5 минут

Источник: блог автора

Исполнилось 90 лет со дня рождения Татьяны Васильевны Дорониной, Народной артистке СССР, выдающемуся театральному деятелю России. Тридцать лет она возглавляла Московский Художественный академический театр им. Горького. За эти годы доронинский МХАТ стал своего рода бастионом традиционного русского театра, он сохранял высокую нравственную миссию сценического искусства, противостоял клиническому новаторству, которым вивисекторы Мельпомены прикрывают отсутствие дара.

Мне посчастливилось сотрудничать с МХАТом имени Горького во времена его расцвета. С 2000 по 2018-й г. там было поставлено пять моих спектаклей. И кем! Станиславом Говорухиным, самой Татьяной Васильевной… Это был в самом деле Храм искусства, в буквальном смысле намоленное место. Не всем известно, что первую репетицию на сцене там всегда благословлял священник. Запомним эту деталь! Мало, кто в те годы мог похвастаться таким богатым, разнообразным и выверенным репертуаром. Это был нормативный театр, где торжествовало великое русское Слово. Туда смело можно было пойти на Островского всей семьей, не опасаясь, что Глумов будет бегать по сцене без порток. Бескорыстная преданность «высокому ремеслу», искренний патриотизм – вот, что двигало творческим коллективом во главе с Дорониной, равноценной продолжательницей дела Станиславского и Немировича-Данченко.

Это совсем не значит, что Татьяна Васильевна чуралась творческого поиска. Достаточно сказать, что «Мастера и Маргариту» у нее поставил такой смелый режиссёр, как Белякович. Буквально накануне катастрофы состоялись ярчайшие премьеры – «Отцы и дети», «Ярмарка тщеславия», «Пигмалион», «Золото партии»… Аншлаги в полуторатысячном зале, конечно, раздражали тех, кто пытался свести роль театра к «камерному самовыражению», кто превращал сцену в лабораторию психического нездоровья. Тогдашний министр культуры, которого я пригласил на свою премьеру, очень удивился, увидев заполненные зрителями ряды. «А мне говорили, что тут пустые залы, солдат ротами водят…» «Кто говорит?» «Ну, эти, из «Золотой маски»…

Когда я, будучи председателем Общественного совета Министерства культуры, узнал, что есть смелая идея заменить Доронину «командой молодых, креативных, православных патриотов», я сказал тогдашнему руководителю ведомства, что это преступление перед отечественной культурой, которое ему никогда Россия не простит. Прислать такую команду «православных патриотов» в МХТ имени Чехова – это еще понятно, хотя и бессмысленно. Но в МХАТ имени Горького, к Дорониной! Что за чепуха? Министр, пряча глаза, сослался на команду сверху. Кому пришло там в голову заслать в нормативный театр Дорониной экс-буддиста Эдуарда Боякова, который руководил до этого матершинным театром-подвалом «Практика», основал русофобскую «Золотую маску» и вел сомнительный семинар «Секс или творчество», не знаю, хотя догадываюсь. Свое воцарение во МХАТе он начал со срывания портретов Дорониной в фойе…

Теперь, в пору СВО, всем понятно, что это была четкая антигосударственная диверсия в духовном пространстве. Как такое могло произойти? Расскажу два эпизода, проясняющие, на мой взгляд, суть дела. Когда случился державный наезд на Татьяну Васильевну, сверху порекомендовали СМИ особо «не подсвечивать» тему. Тем не менее, на радио «Комсомольской правды» мы с Андреем Норкиным и его покойной женой Юлией обсуждали погром легендарного театра. Я излагал свое понимание ситуации, удивляясь тому, что среди погромщиков оказался и Захар Прилепин. В перерыве на рекламу Андрей с недоумением сказал: «Ничего не понимаю. Ни Табакова, ни Волчек, ни Ширвиндта, ни Соломина никто пальцем не трогает. Почему великую Доронину уничтожили? За что? Не понимаю!» «Ах, ты не понимаешь? - В раздражении воскликнула Юля. – Да потому что она русская! За русских никто не заступится. Вот и распоясались…» Реклама кончилась, мы вернулись в эфир. А Юлия вскоре скоропостижно умерла. Речь, конечно, не о национальности Дорониной, все дело в направлении ее деятельности, она развивала традиционный национальный театр. Но согласитесь, странно, что как раз накануне начала кровавой битвы за Русский мир, был показательно уничтожен самый русский театр страны.

Второй эпизод случился совсем недавно, во время открытия юбилейной фотовыставки в фойе ремонтируемого МХАТа. Невооруженным взглядом было видно, что убогая экспозиция подготовлена на скорую руку, для галочки, а стенды изготовлены чуть ли не из ящиков, в которых возят к нам в страну бананы. Но главное заключалось в другом: читая по бумажке приветственное слово на открытии выставки новая руководительница Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, присланная, как и «креативные патриоты», на смену опытному и знающему директору, вспомнила о прекрасной работе Татьяны Васильевны в спектакле Георгия Товстоногова «Варвары». Хорошо? Прекрасно! Но вот только название знаменитой драмы Горького эта креативная дива произнесла на свой лад – «ВарвАры». Наверное, она думает, что эта пьеса о женщинах Варварах… Да, такие люди у нас теперь руководят культурой, и если подобные деятели принимали решение об отстранении Дорониной, то они просто не соображали, «на кого руку поднимают».

Зато очень хорошо поняли, что произошло, зрители. Впервые в новейшей истории нашего театра за отстраненного худрука стеной встали те, кто любил Доронинский театр, стихийно сложилась общественная организация «Спасем МХАТа имени Горького». Они два года не давали покоя чиновникам всех уровней. Сплотились и актеры, оставшиеся верными Татьяне Васильевне, хотя на них постоянно оказывали чудовищное административное давление, некоторым пришлось уйти из родного театра. Тут нельзя не сказать, что струсили, предали Доронину, мгновенно переметнувшись на сторону «зондеркоманды», именно «любимчики», те, кому она давала лучшие роли, выбивала звания, ордена, крестила детей. Что и говорить, трагедия библейского накала… Рассказывают, Татьяна Васильевна, живя уже в геронтологическом центре на Юго-Западе, хотела снова выйти на сцену в любимой роли Вассы Железновой. Она подъезжала к театру на машине, но всякий раз отказывалась войти, боясь, что задохнется воздухом предательства.

В борьбу против разрушителей вступила и Национальная Ассоциация Драматургов, которую я возглавляю с ее основания. Из Минкульта меня заранее предупредили: будешь заступаться за Доронину, твои пьесы вылетят из репертуара. «Буду!» - честно ответил я, Комсомол и партия учили нас принципиальности. Я сдержал слово. Они тоже. Три мои пьесы были сняты, а декорации показательно сожжены, чтобы нельзя было восстановить спектакли. Вот такая нынче идейно-художественная борьба в бесцензурной РФ…

В конце концов нам удалось передать личные письма Татьяны Васильевны Президенту и Патриарху, а это было не так-то просто. Результат превзошел все ожидания: Бояков был снят мгновенно, как губернатор, обнаруживший червяка в кремлевском салате и выложивший эту картинку в Интернете. Но то, что произошло дальше, прекрасно иллюстрирует современную кадровую политику, похожую на конкурс «Честь смолоду», проводимый среди уличных девиц. Вместо матершинника Боякова прислали Кехмана, поднявшегося на торговле бананами, а потом увлекшегося ремонтом музыкальных театров. Говорят, войдя в новый кабинет, он показал на портрет знаменитого драматурга-мхатовца и спросил: «А это еще кто?» «Булгаков», - отводя глаза, объяснил ему кто-то из местных. Кехман и завершил погром русского нормативного театра Дорониной. Сейчас там тотальный ремонт. А чем еще заниматься банановеду?

В день юбилея, особенно такого почтенного, мастерам искусства принято желать здоровья, творческих успехов, воплощения новых замыслов. Язык не поворачивается, когда видишь руины Храма, в котором Татьяна Васильевна служила тридцать лет. Я с болью и любовью в сердце хочу пожелать великой Дорониной мужества. Иного выбора ей горячо любимое Отечество просто не оставило…

Юрий Поляков, драматург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Поляков
Музы и пушки
О книге Сергея Лобанова «Голос фронта»
05.04.2024
Парадоксы культуры
Разговор с прозаиком и драматургом Юрием Поляковым
26.01.2024
«Все они – и Галкин*, и Быков*, и Акунин** – рассчитывают на «эффект Солженицына»
Известный писатель о «гормональных либералах», «бюджетных патриотах» и миссии Путина
22.01.2024
Все статьи Юрий Поляков
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29